Обучение в Великобритании
"Альбион" информирует: подавляющее большинство ведущих школ и университетов Великобритании принимают наших ребят на обучение как и прежде, не вмешивая политику в школьную или университетскую жизнь.
Обучение в Великобритании - в частных школах или в университетах - стоит немалых денег, но для большинства абитуриентов эти затраты окупаются сполна благодаря открывающимся карьерным перспективам. Лучшие британские школы-пансионы по-прежнему являются образцом классического образования, а университеты входят в число мировых лидеров по многим направлениям.
Согласно статистике, шансы на успешное трудоустройство у обладателя британского диплома в несколько раз выше, чем у выпускников других европейских университетов. Чтобы попасть в один из топ-университетов Британии, чей диплом по востребованной специальности даёт возможность найти работу по всему миру, учебу в этой стране предпочтительнее начинать со средней школы, но есть и другие пути к престижному диплому.
Вместе с компанией «Альбион» Вы сможете выбрать самый оптимальный и верный путь получения образования в Великобритании и достичь поставленных целей. За плечами «Альбиона» - несколько сотен успешных выпускников зарубежных школ и университетов, в активе - достаточно убедительные аргументы для обращения именно к нам.
Среднее образование
Современная система школьного образования Великобритании восходит к концу VI века, когда была открыта первая монастырская школа King’s School при соборе Крайст-Черч в Кентербери. Гораздо позже, в конце XIV в., появилась первая светская школа для мальчиков, Винчестер (Winchester College), которая прицельно готовила учеников к поступлению в Оксфордский университет. Такую же роль, но только для Кембриджа, выполнял с 1440 года и знаменитый Итон (Eton). Но настоящая “революция” в британском образовании случилась только в XIX веке, когда содержание школьных программ приблизилось к сегодняшнему и в школах-пансионах сделали ставку на три аспекта: качественное образование, воспитание характера и развитие творческих способностей.
Британское образование напоминает пирамиду: от этапа к этапу обучение становится более узкопрофильным. Учеба в начальной школе (primary school) начинается в пять лет, в семь лет дети сдают свой первый тест по правописанию, математике и чтению. По окончании начальной школы, обычно в 13 лет, сдается экзамен Common Entrance, результаты которого учитываются при поступлении в старшую школу (senior school).
Программа средней школы охватывает достаточно большой набор общеобразовательных предметов. В это время выявляются склонности и предпочтения ученика, на основе которых потом выбирается специализация. В 16 лет обязательный этап среднего образования заканчивается, школьники получают сертификат о среднем образовании GCSE (General Certificate of Secondary Education), а дальше у них есть выбор – получать профессию или готовиться в университет. В последнем случае учеба продолжается в так называемом «шестом классе» (sixth form) по одной из предуниверситетских программ – A-level, IB или Cambridge Pre-U.
Иностранные дети, как правило, поступают в частные школы-пансионы, наиболее приспособленные для приема и обучения учеников из-за рубежа. Альтернативный вариант для иностранцев-старшеклассников – международные колледжи, с более демократичными требованиями к дисциплине и гибким подходом к обучению.
Английские школы - пансионы располагают большой территорией с современной инфраструктурой и обеспечивают своим ученикам проживание, питание, воспитание, разнообразные факультативы, интересный досуг и развлечения, круглосуточную опеку и здоровый образ жизни. Подробнее о пребывании в британском пансионе - личный опыт наших выпускников.
Хорошие дневные школы – селективные частные и государственные (grammar schools) – прежде всего, предназначены для местных детей. Иностранцу поступить в такую школу весьма непросто. Во-первых, в хорошие дневные школы, особенно расположенные в крупных городах, надо записываться задолго до зачисления. Они отличаются высокой квалификацией педагогов, среди которых немало докторов наук и выпускников Оксбриджа, а как следствие – конкурс в них велик. Во-вторых, от иностранных кандидатов зачастую требуется знание английского на уровне носителя языка, к тому же вступительные экзамены нельзя сдать дистанционно, надо приезжать лично. И наконец, один из родителей ученика-иностранца британской дневной школы обязательно должен находиться в стране в течение всего периода обучения, а соответственно, у него должна быть долгосрочная виза. Стоит иметь в виду также, что далеко не все дневные школы могут выдавать приглашение на студенческую визу для иностранцев.
Реформы британской школьной программы
Несмотря на наличие альтернативных программ, а также критику последних лет, британская национальная программа предуниверситетской подготовки A-level по-прежнему считается «золотым стандартом» подготовки в университет. По мнению и директоров школ, и университетских профессоров, это естественный переход от среднего к высшему образованию в Англии. Углубленное изучение трех-четырех предметов с ориентиром на будущую университетскую специализацию дает долговременные и прочные знания, к тому же, это своего рода модель дальнейшего университетского образования.
Еще больше укрепить репутацию программ GSCE/A-level, а также поднять общий уровень среднего образования в Великобритании призваны реформы, начатые в 2010 году. Одна из задач – преодолеть «инфляцию» оценок, возникшую из-за того, что на рубеже веков лейбористское правительство в желании выровнять социальный состав студентов в университетах намеренно упрощало выпускные экзамены в школах.
Реформы, не меняя сути школьных программ, усложняют и расширяют их содержание, особенно по математике и естественным наукам, отменяют промежуточные государственные экзамены, оставляя только выпускные испытания. Так, итоги AS-levels за первый год обучения в старшей школе больше не будут приниматься во внимание и влиять на окончательный результат. Эксперты видят в этом плюс для иностранных школьников, у которых появляется возможность за первый год старшей школы улучшить знание английского языка, адаптироваться к новой программе и лучше подготовиться к экзаменам на неродном языке. Вместе с тем, частные школы стали широко практиковать исключения наименее успевающих студентов (чего раньше почти не было).
Кроме того, на смену буквенной шкале оценок (A*-D) приходит цифровая - от 9 (высшая) до 1 (низшая). Она позволит более точно определять уровень подготовки учеников и особенно выпускников, что очень важно для приемных комиссий университетов. Обучение и подготовка к экзаменам по данной системе началась с 2016 года, первые результаты обновленных экзаменов объявлены летом 2017 года. В программе GCSE реформа прежде всего коснулась английского языка, литературы и математики – именно по ним фиксировалось рекордное падение результатов в целом по стране.
Еще одно нововведение – так называемый Английский бакалавриат (EBacc) как индикатор успешности школы и ее учеников. Он оценивает процент школьников, получивших от пяти и больше удовлетворительных оценок по базовым предметам школьной программы (английский, математика, естественные науки, языки, география и история). Впрочем, у данной реформы немало противников, поскольку она мотивирует к изучению одних предметов в ущерб другим, вне зависимости от интересов и предпочтений учеников.
И наконец, реформы призваны сократить разрыв между элитными частными школами и государственными. Правительство заявляет, что хорошее образование должно быть доступно для всех, независимо от социального положения и финансового состояния. Для этого планируется увеличить количество селективных государственных школ (grammar schools), отбирающих детей по способностям, а не по размеру кошелька родителей, и дающих им примерно такой же уровень подготовки, как лучшие частные школы. В дополнение к этому открываются учебные заведения для одаренных детей, пример такой школы - The London Academy of Excellence, выпускники которой успешно поступают в Оксфорд и Кембридж.
По замыслу правительства, реформы должны поднять качество и престиж британского образования и помочь школам и университетам Соединенного Королевства достойно конкурировать с учебными заведениями мира, в том числе - азиатских стран, демонстрирующими высокий уровень подготовки школьников и студентов.
Особенности университетского образования в Великобритании
Начиная с 2011 года, когда в британских школах было зафиксировано рекордное количество высших баллов на выпускных экзаменах A-level (27% A*), статистика по этому показателю остается примерно на одном уровне (25,8-26%). Как следствие, конкурс в самые престижные университеты Великобритании и на самые востребованные специальности увеличивается.
Данные последних лет показывают, что старшеклассники гораздо охотнее выбирают предметы, имеющие профессиональную и карьерную ценность. Математика, экономика, бизнес и естественные науки – на первых местах в списке предпочтений.
Чем выше балл на выпускных экзаменах, тем больше шансов поступить в один из лучших университетов Великобритании. Впрочем, многие университеты, в том числе входящие в престижную Russel Group, предлагают иностранным абитуриентам годичную подготовительную программу Foundation как альтернативу двухгодичной A-level. Но для ее успешного прохождения и окончания иностранцу надо иметь не только отличный английский, но и высокую мотивацию и хорошее базовое образование.
Выпускники российских школ не могут быть приняты в университеты Великобритании сразу после окончания школы – из-за более продолжительного, 13-летнего периода обучения, фактически включающего в выпускных классах британских школ программу 1-2 курсов российских вузов по выбранной специальности.
Подробнее о том, как поступить в британский университет
Первый этап высшего образования в Великобритании – бакалавриат, который обычно длится три года в Англии и четыре в Шотландии. Следующий этап - магистратура (год-полтора), куда можно поступить и после российского вуза. Для отдельных специальностей и направлений деятельности (юриспруденция, медицина, финансы, образование и др.) степень магистра – необходимое условие приема на работу. И наконец высшая ступень образования – докторантура. Подготовка к присуждению степени доктора наук идет, как правило, три-четыре года и включает проведение исследований и написание диссертации. Полный курс обучения по таким специальностям, как медицина, стоматология и архитектура, занимает до семи лет.
Высшее образование и степень в Англии можно получить не только в университете, но и в колледже, и специализированном институте - в области музыки, дизайна, кино и т.д. Кстати, именно профессиональные высшие учебные заведения, например, Royal College of Music или Brighton and Sussex Medical School, обеспечивают своим выпускникам почти стопроцентное трудоустройство и демонстрируют наивысший рейтинг удовлетворенности студентов.
Летом на базе многих вузов Великобритании открываются языковые курсы и специализированные летние школы. Для многих иностранных школьников и студентов – это первый шаг к обучению за границей. Это возможность улучшить знание английского языка, познакомиться с университетскими профессорами, прослушать курс по интересующей специальности, а также приобрести такие навыки, как самостоятельный поиск и анализ информации, написание эссе, управление временем, которые являются ключевыми для дальнейшей учебы в университете.