Обучение в США
США на протяжении многих лет остаются страной №1 для получения образования за рубежом. В 2016 году количество иностранных студентов в Соединенных Штатах Америки впервые перевалило за миллион, а в 2017 составило 1,08 млн человек. Для сравнения, во второй по популярности стране – Великобритании – учится в два раза меньше иностранцев, правда, и по масштабам она уступает США. По данным отчета Open Doors, вклад студентов из-за рубежа в американскую экономику составляет около $40 млрд в год. Почти половина (около 45%) всех приезжающих на учебу выбирает технические и естественные науки (инженерия, математика и компьютерные технологии, естествознание), около 20% - бизнес и менеджмент (см. интервью со студентами "Альбиона", обучавшихся в ведущих университетах США, здесь и здесь).
Иностранцев привлекает качество, разнообразие и высокая репутация американских учебных заведений, а также карьерные перспективы, которые они дают. Но ужесточение иммиграционных правил, сокращение международных стипендиальных программ на фоне стабильного роста стоимости обучения в ведущих вузах привело к тому, что в последние годы общее число студентов-иностранцев в США увеличивается лишь незначительно, главным образом, за счет притока абитуриентов из Китая и Индии, а также тех, кто остается после выпуска на последипломные программы стажировки OPT (Optional Practical Training). Для многих выпускников американских вузов OPT– единственная возможность получить практический опыт в дополнение к диплому и хороший шанс найти работу по специальности. Поэтому количество участников таких программ среди иностранных студентов ежегодно растет на 15-20%, как и процент тех, кто выбирает учебные курсы, сочетающие учебу с работой.
Среднее образование в США
Обязательное школьное образование в США охватывает возрастной интервал от 6 до 18 лет. В некоторых штатах дети отправляются в нулевой класс школы с 5 лет. Начальное образование в американских школах (elementary school) продолжается до 10-12 лет (в зависимости от школы), затем дети переходят в среднюю школу (middle school), а после нее - в четырехлетнюю старшую (high school).
В средней школе начинается разделение учеников на потоки: студенты с высокой успеваемостью попадают в продвинутые классы, где предметы преподают более углубленно, а программы осваивают за более короткие сроки. В целом, американская школьная программа отличается от российской: по каким-то предметам она отстает, а по каким-то опережает отечественную. Гораздо больше внимание уделяется социализации ребенка, вовлечению его в общественную деятельность, развитию лидерских и командных навыков.
Начиная со старшей школы у учеников появляется большая свобода в выборе предметов, хотя остаются и обязательные (математика, английский язык и литература, естественные и общественные науки, спорт). Есть выбор и в рамках одного предмета – более простой и более сложный вариант. Если дальше планируется поступление в университет, то в интересах ученика выбрать более сложную программу и набрать как можно больше кредитов для намеченного вуза. В старших классах предлагается и программа Advanced Placement, разработанная вузами: она не только дает дополнительные баллы при поступлении, но и может быть засчитана как пройденный начальный университетский курс по данному предмету.
Примерно 85% детей в США учатся в государственных школах, около 10% - в частных. Иностранцев принимают в государственные только при наличии у них вида на жительство или по программе академических обменов. Государственные школы управляются выборными школьными советами, а финансируются из местных бюджетов за счет налогоплательщиков: как следствие - чем престижнее район и выше налоговые сборы, тем лучше расположенные в нем школы.
Обычно частные школы США берут иностранцев с 12 лет, но есть и такие, где принимают детей из-за рубежа в возрасте 8-9 лет. Обучение в американских частных школах стоит от 30 до 70 тыс. долларов в год. Для поступления требуется хорошая успеваемость и знание английского языка. Хотя в большинстве частных школ иностранным ученикам предлагают дополнительные занятия по языку и базовым предметам, отправляться на обучение в США лучше подготовленным, понимая особенности учебной программы и не испытывая трудностей с английским языком.
Среди американских частных школ немало католических, созданных ирландскими иммигрантами в 19 в., есть и такие, которые связаны своими корнями с традиционными британскими пансионами, а есть и современные, открывшиеся относительно недавно. Самые престижные из частных школ США набирают детей на конкурсной основе и готовят к поступлению в топовые университеты.
Как и в Англии, в Штатах существуют рейтинги лучших школ, частных и государственных. Так, издание US News &World Report ежегодно выпускает рейтинг старших государственных школ – Best High School Rankings. Главный критерий оценки – успеваемость по базовым предметам и готовность учеников к обучению в университете (College Rediness). Наряду с общими издаются и рейтинги спецшкол – селективных, для одаренных детей, с естественно-научным уклоном. Частные школы США ранжируются на основании таких показателей, как результаты экзаменов SAT и ACT, процент поступления в вузы, учебная программа и внеклассные возможности, рекомендации родителей и др. Составители рейтингов, например компании TBS и Nisce, обычно делят их по категориям – школы-пансионы, дневные школы, средние, младшие и т.д.
Высшее образование в США
После окончания школы и сдачи выпускных экзаменов американцы получают аттестат High School Diploma, с которым можно продолжить образование в колледже или университете. Поскольку школы все разные, и отметки не всегда говорят о должной подготовленности учеников, для поступления в вуз обычно требуется сдать стандартизированные тесты (SAT, ACT). Они же служат и для оценки знаний иностранных абитуриентов. Пройдя эти экзамены, подавать документы в американский университет можно сразу после российской школы, однако, чтобы быть принятым, надо соблюсти и остальные условия поступления.
Высшее образование в Америке предлагают колледжи, технические школы и университеты. Колледжи, в большинстве своём ограничиваются степенью бакалавра, технические школы специализируются на прикладном, профессиональном образовании, а университеты представляют собой научно- исследовательские учебные центры, где можно получить любую научную степень и доступ к самым актуальным разработкам и достижениям науки.
По академическому уровню, преподавательскому составу, качеству научных исследований, техническому оснащению и финансированию университеты США объективно опережают вузы других стран. Чем и объясняются их высшие позиции и общее доминирование в мировых университетских рейтингах. И хотя американским студентам, в отличие от британских, дают год-два на «раскачку» - программа бакалавриата длится 4 года, а специализация начинается на втором-третьем курсе – усердие в учебе, стимул к карьерному развитию, самостоятельность и ответственность необходимы им с первых дней учебы.
Учебный план студенты составляют сами c помощью куратора на основе зачетных единиц, или кредитов. Кредиты присваиваются за лекции, семинары, лабораторные работы, исследовательские проекты, практику и стажировку. У каждого курса – своя «цена», например, лекции и семинары по предмету стоят 3 кредита, лабораторные – один кредит. За семестр надо набрать 12-15 кредитов, соответственно, студент может выбрать 4-5 курсов по 3-4 кредита за каждый. При этом курс надо не только прослушать, но и сдать по нему экзамен хотя бы на удовлетворительную оценку (не ниже D по шкале A-F).
Можно сказать, что кредит – основа основ американского образования: им регулируется и академическая нагрузка, и средний балл GPA, и плата за обучение, и присвоение степеней. Так, для получения степени бакалавра требуется 120-140 кредитов, из которых 30-40 профильных, для степени магистра – 33-54 кредита (в зависимости от специальности и вуза это число может меняться). Зачетные часы есть даже у аспирантов-докторантов, хотя их программа во многом индивидуальна и не предполагает аудиторных занятий.
От того, насколько студент преуспел в учебе, смог ли закончить академическую программу в срок, зависит репутация учебного заведения - эти факторы определяют место вуза в рейтинге. От них же зависит и «ценность» самого студента в глазах работодателей, многие из которых ведут активный рекрутинг в университетских кампусах, поддерживают студенческие проекты и ведут совместные с вузом программы стажировок.