Полезная информация по обучению в Швейцарии
Из журнала-путеводителя компании "Аэрофлот"
Обязательное начальное и среднее образование в Швейцарии начинается, как правило, с детского факультативного образования в дошкольных детских учреждениях. В зависимости от кантонов детей 4-6 лет записывают в дошкольные учреждения. 99% маленьких швейцарцев посещают их в течение одного года, а 63% — в течение двух лет.
Затем начинается обязательная начальная школа, где продолжительность обучения колеблется от 4 до 6 лет.
Следующий также обязательный этап — I ступень среднего образования, длящаяся 3-5 лет. На этой стадии существует большое разнообразие школ и, следовательно, выбора для учащихся. Главным образом, различают школы раздельного профиля (с профессиональным уклоном), кооперативные школы раздельного профиля и интегрированные школы смешанного профиля.
Смысл первого обязательного этапа среднего образования — в обеспечении базовой подготовки молодёжи либо для перехода к производственному образованию и труду, либо для продолжения общего и специального образования.
Вторая ступень среднего образования в Швейцарии не является обязательной с точки зрения закона, но является таковой с практической точки зрения для получения аттестата зрелости, приобретения полновесной профессии и продолжения обучения в вузах.
Те, кто на этом этапе выбирают путь определённой профессиональной ориентации, учатся по системе «дюаль» одновременно в профессиональных школах и на соответствующих предприятиях. В итоге они получают возможность продолжить и завершить образование в том или ином высшем профессиональном училище в области техники, торговли, ремёсел, сельского хозяйства или творческой деятельности.
Школы общеобразовательного профиля предлагают 2-х или 3-х-летнее обучение с выходом на получение диплома. Они обеспечивают хорошие знания общей культуры и открывают возможности дальнейшего профобразования в парамедицине, социальной, педагогической и артистической областях. Кантональные и муниципальные школы типа гимназий готовят учащихся к поступлению в университеты.
Экзамены на аттестат зрелости, венчающие обучение в системе второй ступени среднего образования, состоят из семи обязательных основополагающих предметов и двух предметов по выбору ученика. К этому добавляется представление индивидуальной дипломной работы.
Такая структура и организация экзаменов на аттестат зрелости постепенно принимается всеми кантонами и Конфедерацией в целом.
Профессиональным образованием в Швейцарии начинают заниматься со школьного возраста. Различные учебные заведения, курсы и стажировки предлагают выбор из четырёх сотен так называемых «неакадемических» профессий, то есть занятий, непосредственно ведущих к трудовой деятельности.
Занимается этими вопросами Федеральное агентство по промышленности, искусствам, ремеслам и труду (OFIAMT).
Высшее профессиональное образование в Швейцарии требует многих лет обучения в системе второго эшелона средней школы. Здесь речь идёт об училищах более высокого разряда, готовящих инженерные и преподавательские кадры, экономистов, специалистов социальной сферы и парамедицины.
К этому же типу учебных заведений относятся институты, обеспечивающие выпускников федеральными дипломами высокой технической квалификации.
Университеты и высшие политехнические училища Швейцарии пользуются заслуженным признанием в стране и за рубежом. Девять кантональных университетов обеспечивают потребности Швейцарии в учёных специалистах и кадрах высшего уровня. Четыре из них расположены в романской части страны: Фрибург, Женева, Лозанна и Невшатель. Четыре — в немецкой части: Базель, Берн, Цюрих и Санкт-Галлен. Один университет функционирует в италоязычной части Швейцарии — в Тичино.
К этим вузам следует добавить два федеральных высших политехнических училища в Лозанне и Цюрихе, педагогический институт в Санкт-Галлене, а также высшее училище в Люцерне.
Финансирование вузов осуществляется на 40% за счёт Конфедерации и на 6о% за счёт кантонов, где они расположены.
Ценной особенностью швейцарских вузов считается тройственный учебно-научный и конкретно-прикладной характер. Так, 43% студенческого и преподавательского состава швейцарских вузов параллельно с учебным процессом занимаются научными исследованиями, часто выполняют конкретные разработки, участвуют в программах экономического и технического развития.
Наиболее высока доля научных исследований в точных и естественных науках. В этих областях более высокий уровень внешнего финансирования, выше стипендии и зарплаты. На втором месте — технические науки и медицина. На третьем — гуманитарные и социальные науки.
На научно-технические исследования Швейцария затрачивает 2,67% своего ВВП. Частный сектор обеспечивает 68% этих средств, что составляет 6.37° млн. франков. В свою очередь, 5.230 млн. франков (82%) из них расходуется на развитие трёх профилирующих отраслей национальной экономики: химии, машиностроения и металлургии, электроники. При этом значительно большие суммы (более 7.000 млн. франков) частные предприятия Швейцарии, имеющие иностранные ответвления, инвестируют в научно-технические исследования за рубежом.
По общенациональной линии Конфедерация вкладывает ежегодно в научно-технический прогресс более 2.000 млн. фр., значительная часть которых поступает в высшие училища и университеты.
Пользуясь национальными и частными субсидиями и заказами, вузы Швейцарии ежегодно расходуют на научно-техническую деятельность 2.270 млн. франков.
За последние полвека одиннадцать швейцарских деятелей науки и культуры стали лауреатами Нобелевской премии: два - в области химии, три - в физике, пять - в медицине, один - в литературе.
А что же Жан-Жак Руссо? Его снисходительная улыбка обращена сегодня, как и более двухсот лет назад, ко всему мятежному человечеству, так и не поймавшему синюю птицу всеобщего счастья. Но в том, что сад для неё уже посажен в Швейцарии, есть, видимо, и его философская заслуга.