Среднее образование за рубежом
Получение среднего образования за рубежом возможно для российских школьников и сегодня, серьёзные зарубежные школы и колледжи - в том числе cамые именитые - продолжают принимать и учить наших ребят вопреки политической конфронтации. Учебные (студенческие) визы также выдаются, хотя и с известными сложностями.
Долгосрочную учёбу за границей лучше начинать со средней школы. С этим соглашаются и образовательные эксперты, и те, кто сам прошёл все этапы обучения за рубежом. Это позволит быстрее адаптироваться к иной системе образования и полноценно включиться в учебный процесс. Кроме того, хорошая зарубежная школа поможет раскрыть способности ребёнка, его склонность к определённой профессии и дать мотивацию к непрерывному развитию и получению знаний. По сути, выбирая среднее образование за рубежом, мы определяем более космополитичное, «безграничное» будущее ребёнка.
Как сделать правильный выбор
Распространённое заблуждение, что заграничное образование априори лучше российского и ценно само по себе. В действительности, так же как и в России, настоящую ценность представляет только качественное образование, полученное в хорошей школе с талантливыми и высококвалифицированными педагогами.
Поэтому учебное заведение за рубежом надо выбирать с особым пристрастием, учитывая множество факторов. Вот лишь главные из них:
- какие цели ставятся перед ребёнком и что ожидается родителями от учёбы за рубежом;
- к чему у ребёнка есть интерес, какие личностные особенности имеются и должны учитываться школой;
- чем отличаются рассматриваемые школы: их достижения, традиции, атмосфера, учителя, программы;
- результаты выпускных экзаменов, в какие университеты и на какие специальности поступали выпускники за последние 2-3 года;
- особенности иммиграционной политики страны: насколько легко будет строить жизнь и карьеру там.
Например, шесть лет обучения иностранца в школе в Швейцарии дают право на получение вида на жительство, и для кого-то это может стать решающим аргументом. Для других же гораздо важнее будет то, что в лучших британских школах-пансионах учителями работает немало выпускников Оксфорда и Кембриджа, и старшеклассников целенаправленно готовят к поступлению в топ-университеты. А кому-то, возможно, больше по нраву американские ценности и те возможности, которые открываются перед выпускниками привилегированных частных школ США. Есть свои преимущества и у школ Канады, Австралии и других стран. Всю эту информацию стоит внимательно изучить, прежде чем делать выбор.
Особенности школьного образования за рубежом
Системы среднего образования в разных странах Запада имеют национальные особенности, но главное отличие от российской школы – более длительный цикл обучения и более ранняя специализация.
Учёба в западноевропейской или североамериканской школе длится 12-13 лет и делится на три этапа: начальные, средние и старшие классы. Возрастные границы каждого этапа могут отличаться в зависимости от страны (подробнее – в разделах «Среднее образование» по странам). Но несмотря на это, можно сказать, что лучшее время для начала обучения за границей – это 12-14 лет. В таком возрасте ребёнок, как правило, наиболее готов начать обучение в другой стране с точки зрения знания языка, общеобразовательной и психологической подготовки. Он успеет привыкнуть к особенностям нового учебного процесса, войти в среду, усовершенствовать язык и подготовиться к экзаменам за курс средней (16 лет) и старшей (18 лет) школы.
Примерно в этом возрасте – в 13-14 лет – в программе зарубежных школ, кроме обязательных дисциплин, появляются предметы по выбору, и фактически начинается специализация - более углублённо изучаются 4-6 предметов. Причём какие-то привычные нам курсы (например, история) могут быть исключены из программы, а другие – менее важные у нас, как музыка, искусство, спорт, - наоборот включены в список основных по желанию ученика и родителей.
В 16 лет в большинстве школ за рубежом заканчивается обязательное среднее образование и начинается специализированная подготовка в университет. В зависимости от программы в двух последних классах изучается 3-6 профильных предметов, связанных с будущей университетской специализацией. Соответственно, к этому возрасту ученик уже должен примерно понимать, чем он хочет заниматься в будущем.
Чем полезна и вредна ранняя специализация школьника
Преподавание школьных предметов тоже отличается от привычного нам. Оно более ориентировано на практику: меньше теории, больше полезных навыков, лабораторных занятий, проектной и командной работы, примеров из жизни. Кроме того, в программу включаются такие нетрадиционные для российской школы занятия, как основы предпринимательства, социальная работа, критическое мышление, лидерство, публичные выступления и др.
Что-то преподаётся более углублённо, чем у нас, а что-то просто по-другому. Поэтому к учёбе за рубежом надо готовиться: программы могут не совпадать, учиться придётся на неродном языке, и всё это вместе может привести к стрессу и отставанию от одноклассников.
Частная или государственная?
Как правило, в государственные школы за рубежом принимают только тех учеников-иностранцев, чьи родители постоянно живут в стране на законных основаниях. Для остальных же существуют частные школы, которые бывают дневные и пансионы. Если ребёнок едет за границу один, его не сопровождает никто из взрослых, готовых всё время находиться рядом, то вопрос, какую школу выбрать, отпадает сам собой. Однозначно – частную школу-пансион. Среди лучших и доступных для россиян даже в условиях политической конфронтации - частные школы-пансионы в Великобритании, Швейцарии, Австралии.
Такие школы имеют свой закрытый кампус, на территории которого находится всё, что необходимо для учёбы и жизни, - учебные корпуса, дома-резиденции, спортивные площадки, научные лаборатории, художественные и театральные студии, столовые, места отдыха, магазины и др. С одной стороны, ребёнку обеспечивается круглосуточное внимание и забота. С другой – он учится жить самостоятельно, принимать решения и находить общий язык с разными людьми.
В подавляющем большинстве государственные школы не имеют такой богатой инфраструктуры и того разнообразия возможностей для учёбы и факультативных занятий, что готовы предложить хорошие частные школы-пансионы. Отличаются они и размерами классов, и соотношением учителей и учеников - в некоторых частных школах оно может быть 1:5. Другими словами, обучение становится практически индивидуальным.
И наконец, окружение. В селективной зарубежной частной школе-пансионе, набирающей учеников на конкурсной основе, ребёнок попадает в среду равных себе – таких же мотивированных и заинтересованных в знаниях детей. Именно в школе формируются связи, которые потом работают всю жизнь.
Цель хорошей школы – максимально развить потенциал каждого ученика и подготовить его к успешной взрослой жизни в глобальном мире. И опыт выпускников элитарных зарубежных школ показывает, что они прекрасно с этой задачей справляются.