Вместо мотивационного письма кандидатам предложат ответить на три вопроса. Это первое существенное изменение вступительной процедуры за последние 30 лет с момента основания UCAS в 1993 году. Всё это время Personal Statement было одним из главных элементов приёма в университет, существенно влиявшим на судьбу абитуриента.
Написать хорошее эссе из 600 слов (4000 знаков с пробелами), раскрывающее личность кандидата с наилучшей стороны, стало целым искусством, а в некотором смысле и бизнесом. В этом деле ученикам помогали и родители, и учителя, и частные репетиторы. Во многих школах, в первую очередь частных, правильному написанию Personal Statement посвящались специальные занятия, а финальный результат перед отправкой в UCAS шлифовался тьютором.
Всё это обеспечивало преимущества абитуриентам из частных школ и обеспеченных семей, которые могли себе позволить организовать и оплачивать дополнительную подготовку к поступлению в университет. Ожидается, что новый формат сделает вступительную процедуру более честной и доступной для разных социальных слоёв.
Справедливости ради стоит отметить, что в последние годы роль Personal Statement несколько снизилась. Из-за большого количества заявок, у приёмных комиссий британских университетов зачастую нет времени на внимательное чтение эссе: по статистике британского института образовательной политики HEPI, на это тратится в среднем 2 минуты, а в университетах престижной группы Russell Group и того меньше – 90 секунд, нередки случаи, когда оно просматривается одним глазом, а решение главным образом принимается на основе выпускных оценок.
Всем поступающим в университеты Великобритании в 2025 году вместо мотивационного письма предстоит ответить на три вопроса: почему выбран данный курс/специальность, каким образом предыдущее образование помогло подготовиться к университету, какие ещё есть у абитуриента полезные опыт и навыки вне школьного образования для университетской учёбы. Ответы на эти вопросы позволят абитуриенту раскрыть личностные особенности не хуже, чем эссе.
Сотрудники UCAS, как и сами британские университеты, в свою очередь, ожидают, что это нововведение позволит увеличить число абитуриентов из числа выпускников школ Англии, Шотландии, Уэльса. Статистика показывает, что уже второй год подряд заявок от них становится меньше: в этом году лишь 42,7% выпускников в Англии и 33,8% в Уэльсе решили поступать в университеты (против 44.9% и 38.1% в 2022 году). По мнению специалистов, если эта тенденция сохранится и дальше, она может иметь негативные последствия для экономики Британии в будущем.