Запланированные реформы по замыслу правительства консерваторов должны способствовать расширению образовательных возможностей способных детей из малообеспеченных британских семей, в том числе для поступления в лучшие университеты наравне с выпускниками частных школ – без снижения образовательных стандартов, с целью уменьшения социального неравенства британского общества.
В планах премьер-министра – обеспечить доступность лучших государственных школ для талантливых ребят из не самых обеспеченных семей британских граждан, а также положить начало формированию новых государственных школ подобного типа. Сегодняшний курс отличается от образовательной политики лейбористского правительства Тони Блэра образца 1998 года. Законопроект, который будет представлен на рассмотрение правительству в следующем месяце, предполагает ограничить элитарный статус государственных grammar schools, шире открыв в них двери для ребят из британских семей с невысоким уровнем достатка. Министр образования, в рамках предстоящей реформы, предлагает установить более низкий уровень проходных баллов для школьников из «рабочих семей», а также ввести квоты во всех селективных школах на прием ребят из малообеспеченных семей соотечественников. Такие меры уже эффективно практикуются в пяти школах Бирмингема, которые ввели более низкие вступительные требования при поступлении на 11-й год обучения, и при помощи King Edward VI foundation предоставляют 20% мест студентам из малообеспеченных семей.
На сегодняшний день большинство престижных государственных школ «набито до отказа» студентами из обеспеченных семей среднего класса. Такая элитарная модель неоднократно подвергались критике, в том числе от бывшего руководителя Комитета по стандартам в сфере образования Великобритании (Ofsted), сэра Михаеля Шиншоу. Новый курс образовательной политики предлагает учитывать различия в подготовке учеников, а также их социальное положение при поступлении, предоставляя возможность зачисления как на 9-й год обучения (за год до поступления на программу GCSE), так и на 12-й и даже 13-й годы для эффективной подготовки абитуриентов к поступлению в высшие учебные заведения.
Однако скептики отмечают, что в избранные (селективные) государственные grammar schools и так поступает несоразмерное количество заявок. Так, например, на 7-й год обучения в школу St Olave’s в графстве Кент в прошлом году поступило 1124 заявки от абитуриентов, при возможности принять всего 124 кандидата. Вследствие этого, школы вынуждены вводить дополнительное тестирование при приеме студентов. По мнению скептиков, увеличение числа государственных селективных школ не обязательно приведет к повышению качества среднего образования среди ребят из малообеспеченных британских семей, поскольку реальная проблема системы среднего образования кроется в недостаточном финансировании государственных школ, в отличие от элитных частных школ Великобритании, а также в малом количестве квалифицированных преподавателей. Делая акцент на социальную справедливость и поддержку «трудового класса» в grammar schools, нельзя сокращать финансирование других, обычных государственных школ, иначе последние будут вынуждены уменьшать количество занятий, либо вводить дополнительные платные занятия и консультации.
Но что несомненно – через пару лет выпускники частных школ Великобритании получат много новых сильных конкурентов из числа талантливых школьников, закончивших старые и новые grammar schools.
(По материалам The Times)