Не исключено, что начатая лейбористским правительством ревизия существующих квалификаций и дипломов приведёт к отмене многих из них. Что будет предложено взамен, пока непонятно. Эксперты и представители профессионально-технических колледжей требуют публичного обсуждения намерений правительства и учёта их мнения.
Пока же совместное обращение руководителей 455 учебных заведений было фактически проигнорировано лейбористами, как и предложение группы экспертов во главе с профессором Бекки Фрэнсис вынести на общественное рассмотрение программы профколледжей. По мнению оппонентов, всё, что происходит в сфере профессионально-технического образования Британии, правительство считает второстепенным. В приоритете у властей неизменно остаётся академический сегмент образования, более того – его наиболее продвинутая часть: лучшие британские школы из первой сотни рейтингов, топ-университеты из престижной группы Russell Group (24 лучших университета Великобритании).
И это при том, что в университеты Russell Group поступает менее 10% выпускников школ, а большинство (63%), получив диплом об общем среднем образовании GCSE, идут именно в профессиональные колледжи. По статистике, около 600 тыс. подростков 16-18 лет в Великобритании обучается по программам BTEC, в том числе в престижных частных школах-пансионах Англии. Британская система профессиональных квалификаций, поменявшая недавно название с BTEC на AGQ (Applied General Qualification) и перешедшая под управление международной компании Pearson, не стала от этого более значимой.
Как и не стал пока востребованным школьный выпускной диплом по техническим и прикладным предметам T-level. Эта программа, объединяющая учёбу в классе и практику на рабочем месте, предлагается в качестве альтернативы A-level c 2020 года. За это время обучение по ней прошло всего 30 тыс. учеников. Причём почти треть начавших учиться по T-level вернулось на традиционную программу A-level.
Но изменить отношение к профессиональному образованию – и британскому обществу, и правительству – всё-таки придётся. Хотя бы потому, что Великобритания отстаёт от других стран, прежде всего Германии и Японии, по производительности труда. Стране не хватает квалифицированных специалистов по рабочим и прикладным профессиям. Кроме того, именно профколледжи и другие подобные профессиональные учебные заведения могут помочь преодолеть образовательный разрыв между детьми из семей с разным достатком – то, к чему стремится нынешнее лейбористское правительство.