Чтобы учиться за рубежом, нужны не только деньги (1994)
Елена Коптелова
Еще год назад наших детей в зарубежных частных школах было раз-два - и обчёлся. Мало кто занимался их отправкой туда, самых первых послали учиться сами родители, которые сами нашли школу, и сами с ней договорились. Но очень скоро неунывающие российские деятели от образования (тогда уже появились такие) смекнули, что на этом деле – отправке наших детей в западные частные школы – можно сделать неплохой бизнес. Да и сами школы дружно ринулись на российский рынок: их представители стали приезжать сюда с презентациями.
Короче, совместные усилия наших и не наших бизнесменов привели к тому, что прошлым летом разновозрастный поток российских детей хлынул на Запад – главным образом в Англию (оттуда идут традиции частного образования и там оно считается самым лучшим), а также в Швейцарию. И хотя школ в той же Англии несчётное множество, наши освоили максимум десяток. Так легче работать: договорился с одной школой и посылаешь туда всех своих клиентов. Главное – каждому родителю внушить, что эта школа – самая лучшая и что в ней точно ждут его ребёнка.
Но «та самая лучшая школа» тоже не резиновая, хоть в деньгах и нуждается. И в какой-то момент все начинают выть: англичане – из-за того, что много русских и школа теперь говорит на непонятном языке, русские – из-за того же: «ехали английский учить, а приехали…»
Ситуация эта типичная, но не безвыходная. К счастью, не все фирмы стараются сделать лишь быстрые деньги и исчезнуть. Некоторые – те, кто решил заняться этим всерьёз и надолго – думают ещё и о своей репутации. Такие фирмы обычно и школы тщательно выбирают, и клиенту всю правду о них говорят. И работа их не ограничивается простым «деньги получил, приглашение отдал – и до свидания»
Компания «Альбион» существует уже год. Создала её группа английских и российских педагогов именно для того, чтобы помочь русским детям легче адаптироваться в чужой стране и привыкнуть к новым школам. Для этого они придумали специальный ознакомительный курс: перед началом нового учебного года все российские дети едут в одну школу и там учат язык, знакомятся с жизнью англичан. В это же время решают организационные вопросы – покупка формы, книг, словарей, поиски опекуна и т.д. Потом ученики разъезжаются уже по своим школам.
Школ у «Альбиона» множество. Все разные: совместного и раздельного обучения, для маленьких и для детей постарше, суперэлитарные и попроще. Все школы входят в список двухсот лучших. Раскиданы они по всей Англии, есть и шотландские школы, – так что география тоже на выбор. И этот список всё время пополняется.
Когда я последний раз собиралась в Англию, меня пригласили заехать и в «Альбион» - своими глазами посмотреть на школы и на то, как работает программа. Я согласилась, потому что никаких условий (как это бывает у иных приглашающих) не ставилось. Никто не говорил слов типа: «Мы вас свозим, а вы про нас хорошо напишите». Как считает координатор программы «Альбион» в Москве, родителям нужна именно объективная картина.
Небольшой городок Челтнем в центре Англии – место, известное своими учебными заведениями Cheltenham College, колледж высшего образования, многочисленные курсы иностранных языков. Здесь же – главный офис программы «Альбион», а в Cheltenham College проводится вводный ознакомительный курс, о котором я уже сказала.
Если что-то и нравится мне в этой холодной и чопорной Англии, так это её маленькие провинциальные городки, чистенькие, аккуратненькие и красивенькие, как в сказке. В них как-то теплее и уютнее, и люди там живее и отзывчивее. Так вот, нашим детям в этом смысле повезло: большинство школ расположено именно рядом с такими городками. Одно плохо: жизнь в них, в городках этих, неподвижная, каждый день одно и то же, нашим людям – особенно детям – быстро становится скучно.
Но зато в самих школах – раздолье. При некотором внешнем различии – есть школы-замки, школы в викторианском или современном стиле – по сути они очень похожи. На большой (очень большой, поменьше, не очень большой) школьной территории размещается: несколько школьных зданий – основной корпус, школа наук, школа искусств и др., boarding houses (дома для мальчиков и для девочек отдельно), церковь, дом директора, спортивный комплекс, площадки для тенниса, футбола, гольфа. Последние – огромные и зеленые в любое время года и есть раздолье. Здесь оно начинается, здесь и заканчивается.
Детям – пансионерам за пределы школы выходить строго запрещено – кроме выходных дней, но и то в установленное время. Школьникам вообще много чего запрещённого. Пороть уже не порют, но дисциплина по-прежнему строгая. Это совершенно нормально переносят английские дети, но встречают в штыки наши. Особенно избалованные чада новых русских. “Протестуют” по-разному: устраивают истерики (что совершенно потрясает англичан), просто убегают куда подальше, плюют на запреты и делают все наоборот. За истерики, говорят, сразу выгоняют, за всё остальное наказывают. В угол не ставят, но, например, в город в выходные не пускают, или заставляют молиться в церкви, или сидеть безвылазно в комнате.
Англичане убеждены, и никто их переубедить не сможет, что детей надо воспитывать в строгости и скромности и ничто не должно отвлекать ребёнка от учёбы. А посему обстановка в домах-пансионах, да и в самих школах – более чем скромная. Есть всё необходимое, но не больше. Наших детей и их родителей это удручает: как же, такие деньги плачены, а что имеем – маленькую комнатушку, в которой умещаются кровать, письменный стол и ребёнок. Другой вариант – противоположный: комната большая и всем своим видом напоминает палату советского пионерлагеря: живут в ней 6-8 человек коммуной. Считается, что таким образом дети учатся общаться и жить в обществе.
Поражает наших родителей и другое. Английские дети исключительно самостоятельны, никто о них не заботится, в нашем понимании слова. Сразу вспоминаю рассказы своей подруги. Она гостила у своих знакомых в Лондоне. У знакомых был маленький ребёнок. Так этот ребёнок был полностью предоставлен себе и делал всё, что ему вздумается. Даже если он выливал на себя кипяток или плюхался с какой-нибудь тумбочки на пол, родители сохраняли полное спокойствие и продолжали заниматься своим делом. Такое же отношение и к здоровью детей. Например, в школе ребёнок пришёл к врачу и сказал, что ему плохо. Врач его посмотрит, даст лекарство и отправит на урок. И ничего, дети вырастают здоровыми и нормальными.
Нашим как-то сложно ко всему этому привыкнуть. Вообще беда российских детей в том, что они едут за рубеж совершенно неподготовленными психологически. Многие почему-то думают, что в Англии их ждут. Или так: “Мы заплатили, а вы нам выньте–положьте отличные оценки, а в будущем хороший университет и безбедную жизнь в этой стране”.
Увы, оказавшись в другой стране, надо всегда помнить, что ты там чужой. И никому не нужен. Кому-то это покажется банальным, но только покажется: только своим трудом, терпением и настойчивостью можно чего-то добиться. Только трудолюбивые и настойчивые (ну, ещё гениальные) иностранцы поступают в Оксфорд или Кембрижд. Потому что для англичан это святыни, и всех подряд туда не пускают. Так же трепетно они относятся и к своей стране в целом.
Поэтому нашим детям в английских частных школах первое время бывает тяжело. Особенно если ребёнок приехал один и в школе, кроме него, русских нет. Некоторые родители именно на таком национальном одиночестве и настаивают. Но, как считают в компании “Альбион”, такой выбор всё-таки нежелателен. Хорошо адаптироваться может ребёнок европейского склада, в котором уже воспитали самостоятельность и коммуникабельность. Такие дети попадаются, и им действительно везде хорошо. Взять хотя бы восьмилетнего Володю – его я встретила в школе для маленьких Rose Hill. Родители – дипломаты повозили Володю за его короткую жизнь по многим странам. Приходилось ему и оставаться одному, когда родители не могли его взять с собой. Поэтому и к новой стране и к новой школе он очень быстро привык. Хотя приехал год назад, совершенно не зная английского. Сейчас он уже говорит на нём, как на родном, и совершенно без акцента – англичане это подтверждают.
Но Володя – это исключение. А правило – это, скорее его друзья, тоже россияне из Rose Hill, которые устраивали побеги из школы (захватив Володю ради солидарности). Бежали как раз из-за того, что всё было как-то не так, не по-русски, а по-английски. Директор, милейший человек, напоминающий мистера Пиквика, так и не понял причин побега и даже не наказал беглецов.
Школа, будь она хоть английской, хоть французской, есть школа. В ней всегда будут дружба, ссоры, драки, списывание и издевательства. Особенно когда это – замкнутое пространство (школа-пансион) и юным, горячим, полным энергии и безумных идей головам нечем заняться. Учителя и там бывают плохими и хорошими. По идее, там всё то же, что у нас. Зачем тогда, спросите вы, так далеко ехать? А затем, чтобы получить нормальное европейское образование, открывающее доступ в международный бизнес, науку и дающее международные связи. Сейчас вы отправляете своего, может быть, капризного и непослушного, безнадёжного троечника и хулигана в английскую школу, а через год-два-три к вам приедет совершенно другой человек с другим мышлением, этакий юный джентльмен. Воспитанные в цивилизованном мире, они будут цивилизованными западными людьми без всех наших заморочек типа широкой русской души, безалаберности, лени и пр. Это будут новейшие русские – как считают многие, будущее России.