Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Каникулы за границей: язык плюс… настоящие летние каникулы (март 2007)

Журнал "Домовой", март 2007 г.

Текст: Наталия Гинзбург

Языковые каникулы за границей – это и модно, и интересно, и весело. Это полезно всем взрослым и детям без исключения – при выполнении всего двух, но очень важных условий. Во-первых, надо правильно выбрать языковую школу. Во-вторых, правильно подготовить юного студента к поездке.

Выбор места

Прежде, чем ответить себе на вопрос «где?», надо решить – зачем, т. е. прежде чем приступить к выбору языковой школы, надо ясно представить себе, чего вы ждёте от пребывания чада за границей.

Как правило, родители хотят, чтобы летние каникулы за границей помогли ребёнку «перепрыгнуть языковой барьер», чтобы он перестал бояться говорить на иностранном языке, почувствовал себя более уверенным в себе, завёл новых друзей, стал более самостоятельным. Это самая распространенная ситуация, а так как большой спрос всегда рождает большое предложение, то и каникулярные программы предлагаются в большом количестве и разнообразии. А значит, при выборе школы нужно учитывать возраст ребёнка и его предпочтения. Программа большинства языковых школ рассчитана на детей от десяти лет, так как с этого возраста подростки обычно с лёгкостью и даже радостью могут расстаться с родным домом и провести летние каникулы за границей. Есть возможность отправить в языковую школу или лагерь и детей помладше. Учебные и рекреационные программы, учитывающие психологические особенности детей младшего школьного возраста, разработаны, например, в Dean Close School, Королевской школе в Шотландии, колледже в Шропшире, Wispers Sсhool, Sherborne College в Великобритании; Версуа, лагерь в Монтане и семейной школе в Швейцарии, в нескольких языковых школах Мальты. В эти летние школы принимают детей с семи-восьми лет, и малыши, как правило, чувствуют себя там вполне комфортно. Впрочем, если ребёнок - неважно, большой или маленький – психологически пока не готов расстаться с мамой, они могут отправиться  на летние каникулы за границу вдвоём, выбрав один из двух вариантов. Первый предполагает, что ребёнок будет жить в школе, а мама – неподалёку, в отеле или в принимающей семье; они смогут видеться пару раз в неделю. Другой вариант – семейная программа изучения языка. Тут мама (или другой взрослый родственник) и ребёнок живут и развлекаются вместе, а учатся – порознь. У семейных программ есть несомненные достоинства: ни у мам, ни у детей нет причин тосковать или волноваться. Главный же недостаток в том, что полного погружения в иностранный язык обычно не получается: редкий родитель способен отказаться от родного языка в общении с собственным ребёнком.

Учебная составляющая зарубежной каникулярной программы – это, как правило, 3-4 урока иностранного языка с утра по будням. (В швейцарских лагерях, где можно изучать все основные европейские языки, всё же главное – комфорт и радостное настроение питомцев, и уроков может быть ещё меньше: 5-8 в неделю, а в лагере в Монтане, к примеру, и они факультативны.) Всё время от обеда до отбоя отдано спорту, различным увлечениям (лепка, хореография, театральные постановки, живопись и проч.) после обеда, развлечениям (конкурсы, шоу, кино, дискотеки, барбекю) после ужина, экскурсии по выходным. Содержание внеурочной программы (activities) может стать главным при выборе летней школы за границей.

Ребёнок увлечен теннисом или верховой ездой? Ему самое место в школе в Сомерсете, в Harrow или в другой школе, где есть корты, конюшни и хорошие тренеры.

Бредит рыцарями и старинными замками? Почему бы не отправить его на Мальту, на программу Мальтийское лето или в EC? Мечтает управлять парусным судном? Королевская школа в Шотландии, Hyeres Les Palmiers во Франции предоставят такую возможность. Есть школы, где можно заниматься дайвингом (на Мальте или в школе в Антибах во Франции). Можно научиться управлять легкомоторным самолётом (Lancing College в Великобритании) или отправиться в морской поход на крейсерской яхте (Королевская школа в Шотландии). Можно даже – в разгар лета! – покататься на горных лыжах (Вербье, лагерь в Монтане в Швейцарии). Правильно подобранная внеурочная программа в несколько раз повысит эффективность пребывания в языковой школе: ведь на футбольном поле, на яхте, корте или в изостудии ребёнок общается со сверстниками, преподавателями, инструкторами и тренерами на изучаемом языке. А поскольку в это время он занимается тем, что ему действительно интересно, то и усваивает он во время таких летних каникул гораздо больше и быстрее, чем сидя за учебником.

Особые обстоятельства

Если ребёнку предстоит в ближайшее время сдача серьезного языкового экзамена, если он готовится к поступлению в зарубежную школу, ему понадобится не обычная каникулярная, а специальная интенсивная программа.

Если стандарт для каникулярной программы – 15-20 уроков в неделю, то для интенсива их число может доходить до 34 для младших школьников и до 36 уроков в неделю – для старшеклассников и студентов. Летние интенсивные курсы предлагают Международный колледж в Оксфорде, Winchester, Downe House, Ascot, Sherborne, Alexanders и Колледж в Маркет Харборо в Великобритании; Village Camps в Швейцарии, European School of English (ESE) на Мальте, Torgelow и Affhollerbach в Германии. Кроме интенсивов, для будущих студентов европейских школ разработаны и особые программы, которые развивают навыки, необходимые для учёбы: написание эссе, построение ответов на экзаменационные вопросы, ведение лекционных записей, работа в библиотеке (Международный колледж в Оксфорде, Сомерсет, Американская школа в Альпах в Швейцарии).

Хотя программы интенсивных курсов построены так, чтобы занятия за партой чередовались со спортивными играми, чтобы уроки оставляли время для вечерних развлечений, а выходные дни целиком были посвящены экскурсиям, это скорее серьёзная работа, чем отдых.  И несмотря на летние каникулы, на такую программу, как на всякую серьёзную работу, надо настроиться, а иначе проку не будет.

Жилищный вопрос

В некоторых языковых школах принято, что все дети живут исключительно в школьном пансионе, в других юных студентов селят в принимающих семьях, в третьих предлагают первые два варианта на выбор. Что предпочтительнее?

Для младших – до 12 лет – детей, безусловно, следует предпочесть пансион: в компании сверстников, под круглосуточным присмотров педагогов и воспитателей им будет комфортнее, чем в незнакомом доме со сложившимися и не вполне понятными устоями. А, главное, веселее: после ужина, «пансионеры» вместе играют, смотрят кино или танцуют на дискотеке, тех, кто поселился в семьях, обычно забирают из школы перед ужином. Если лагерь располагается на территории частной школы, то дети живут, в основном, в дормиториях – спальнях на 4-8 человек. У каждого, кроме кровати, есть собственный стол для занятий и шкафчик для вещей. Туалеты, душевые – на этаже. На том же этаже ночуют и дежурные воспитатели, к которым можно в случае чего обратиться за помощью. На некоторое уединение могут рассчитывать только старшие (от 16 лет) студенты: они живут по двое (иногда даже по одному) в комнате. В некоторых школах старших девочек могут поселить в комнаты с собственным душем и туалетом, но такая роскошь – скорее исключение из правила. Иногда лагерь арендует недорогой отель, и тогда условия проживания могут оказаться чуть более комфортными (удобства – в номере). Питаются дети в школьной столовой. Еду готовят дипломированные повара, досконально изучившие особенности кормления детей школьного возраста. Готовят со старанием и знанием дела – и всё же дети, бывает, жалуются, что кормят невкусно. Невкусно, потому что не так, как дома. Тут ничего не поделаешь: в разных странах – разные кухни, разные вкусовые предпочтения. Но поскольку предлагается шведский стол, то выбрать что-то подходящее, не остаться голодным и, главное, не бежать в магазин за совсем не полезными чипсами с кока-колой – вполне можно.

Жизнь в принимающей семье гораздо менее предсказуема. Если повезёт, попадёт ваш ребёнок к хозяйке, которая будет заботливо выяснять, что бы ему хотелось на ужин и любит ли он китайскую еду. Если повезёт, хозяин покатает гостя на машине по окрестностям и возьмёт с собой на рыбалку. А главное – если повезёт, с ребёнком будут в семье при любой возможности разговаривать, и тогда он легко, без усилий освоит настоящий, живой разговорный язык, который ни на каких курсах не выучишь.

Но может и не повезти – и тогда ребёнок получит лишь то, что строго оговорено договором между принимающей семьёй и школой: трёхразовое питание (завтрак, ланч-пакет, ужин) или двухразовое – завтрак и ужин (в этом случае ребёнок обедает в школе), кровать, стол и шкафчик в комнате, которую он будет делить со своим однокашником.

Готовность №1

Любому ребёнку, впервые приехавшему в языковую школу, поначалу бывает нелегко. Тем более маленькому, едва-едва знающему язык. Так далеко от дома, чужие люди, незнакомая обстановка, непривычная еда. Возникает стресс. Полностью избежать его вряд ли удастся, а вот свести к минимуму – можно. Родители (или домашний учитель иностранного языка, если таковой имеется, а у родителей нет времени и сил) должны подробно обсудить поездку. Важны любые мелочи. Какие документы надо предъявить на паспортном контроле? Куда их потом убрать? Как по прибытии найти именно свой багаж? Где искать нужный терминал? Где по прибытии искать встречающего с табличкой (тут уместно проверить, знает ли ребёнок, как пишется по-английски его имя и фамилия и помнит ли он название и логотип языковой школы)? Зачем нужен вступительный тест? Зачем слушать инструктаж, который проводит для всех вновь прибывших администрация летнего лагеря? Что в лагере можно делать, а что – нельзя?

Хотя дисциплина в летних лагерях куда более мягкая, чем в школах-пансионах в течение года, российским детям с непривычки она кажется суровой. Нельзя самовольно уходить с территории лагеря, без сопровождения взрослых можно выходить только старшим ребятам, да и то не везде. Нельзя заходить в комнаты к детям противоположного пола. Естественно, запрещены курение и выпивка и, тем более, наркотики. Многих российских мальчишек потрясает тот факт, что категорически запрещены драки. С нарушителями особо не церемонятся, могут и домой отправить – до срока и без всякой компенсации. Можно ли выяснить отношения без драки?

Родители вполне способны смягчить культурный шок, ожидающий ребёнка в чужой стране. Надо просто объяснить, что у разных людей – разные привычки, разные традиции, вот и еда тоже – разная, но к этим различиям можно привыкнуть, и тогда они совсем не помешают людям стать друзьями. А чем быстрее ребёнок найдёт в лагере друзей, тем эффективнее и интереснее пройдут его каникулы за границей, ведь изучение языка – это в первую очередь общение, и только во вторую – уроки.

Роберт Прайс, представитель колледжа в Маркет Харборо, советует родителям позвонить ребёнку в день прибытия в школу, а потом не звонить четыре – пять дней. Этого времени хватит, чтобы завести в школе друзей. Также родителям нужно проследить за тем, чтобы у ребёнка были с собой все номера телефонов, по которым он мог бы с ними связываться, находясь за границей. «Мы не рекомендуем детям звонить домой слишком часто: если их что-то беспокоит, надо обратиться к преподавателям и другим сотрудникам, а не звонить родителям с просьбой связаться с представителями агентства. Это позволит ребятам почувствовать себя более самостоятельными и благоприятно скажется на их английской речи. Это касается и случаев недомогания. В школе есть медсестра, готовая оказать первую помощь. В более серьёзных случаях ребёнка отправят в хорошую больницу и, конечно, немедленно сообщат о происшествии родителям и агентству. В любом случае родителям не стоит волноваться, если ребёнок не звонит несколько дней. Как говорят в Англии, «отсутствие новостей – это хорошая новость».

Эксперты утверждают, что 3 недели языковых курсов интенсивностью 20 уроков в неделю примерно соответствуют 6-8 месяцам изучения языка на родине. Это в среднем. У мотивированных, настроенных на учёбу, общительных и раскованных детей, умеющих быстро адаптироваться в незнакомой обстановке и находить новых друзей, эффективность «языкового погружения» ещё выше.

Другие публикации раздела