Один вне дома (апрель 2006)
Ася Штейн, Наталия Гинзбург
Журнал «Домовой», №4 2006 г.
ВСПОМНИТЕ: КОГДА ВАШ РЕБЁНОК ТОЛЬКО НАЧИНАЛ ОСВАИВАТЬСЯ В ОКРУЖАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ, ВЫ МЕЧТАЛИ, ЧТО КОГДА-НИБУДЬ ЕМУ БУДЕТ ОТКРЫТ ВЕСЬ МИР. И, ВОЗМОЖНО, ЭТОТ ПУТЬ НАЧНЁТСЯ В ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ ЗА РУБЕЖОМ. УРОКИ ЯЗЫКА И РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ЗАПОВЕДНОМ УГОЛКЕ АЛЬП ИЛИ НА СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, А ГЛАВНОЕ - ВАТАГА РЕБЯТИШЕК СО ВСЕГО МИРА, В КОМПАНИИ КОТОРЫХ ИГРАЮЧИ ПРЕОДОЛЕВАЕТСЯ ЯЗЫКОВОЙ БАРЬЕР. ОТПРАВЛЯЯ ЧАДО В ДОРОГУ, РОДИТЕЛИ, КОНЕЧНО ЖЕ, ВОЛНУЮТСЯ. СЕГОДНЯ МЫ ПОПЫТАЕМСЯ РАССЕЯТЬ ИХ ТРЕВОГУ.
Не рано ли?
В каком возрасте лучше всего начинать изучать иностранный язык? Удивительно, но даже на такой простой вопрос у лингвистов, педагогов и психологов нет единого ответа. С одной стороны, совсем маленькие дети успешнее старших копируют интонацию и произношение, у них быстрее растёт словарный запас: они впитывают информацию, как губка воду. С другой стороны, прежде чем начинать учить иностранный, неплохо бы освоить структуру своего родного языка, а это обычно удаётся ребёнку к 6—7 годам. Этот возраст большинство педагогов и считают оптимальным. Ну, хорошо, занимается чадо, к примеру, английским — в школе, с частным преподавателем или на курсах, — год занимается, другой. Самое время ехать за границу на языковую стажировку. Ребёнок уже понимает простые фразы, может сформулировать вопрос, понять ответ — база есть! 3—4 недели в языковом лагере помогут ему разговориться, сделать существенный рывок в освоении языка. Эксперты утверждают, что 3 недели языковых курсов интенсивностью 20 уроков в неделю примерно соответствуют 6—8 месяцам изучения языка на родине. Это в среднем. У общительных, раскованных детей, умеющих быстро адаптироваться в незнакомой обстановке и находить новых друзей, этот показатель еще выше. Программа большинства языковых школ рассчитана на детей старше десяти лет. В этом возрасте подросток готов попробовать вкус самостоятельной жизни, компания сверстников для него предпочтительнее общества родителей, и недолгое расставание с родным домом его скорее порадует. В принципе, есть возможность отправить в лагерь и детей помладше. Во многих лагерях разработаны специальные учебные и рекреационные программы, учитывающие психологические особенности детей младшего школьного возраста. И если ваш семи-восьмилетний ребёнок обладает навыками самообслуживания, умеет ладить с людьми и, вообще, человек спокойный и уравновешенный, в летнем лагере ему будет вполне комфортно.
Тут придётся учитывать не только возраст, но и психологические особенности: один — спокойный, раскованный и в пять лет легко перенесёт разлуку, а другому — тревожному, малообщительному — и в 10 лет стоит подождать с началом самостоятельной жизни. Можно ли поехать в лагерь вместе с ребёнком? Можно. Некоторые летние школы предлагают такой вариант: маме находят жильё неподалеку от лагеря (в английской семье или в отеле, по её усмотрению), она может раз в неделю на несколько часов забирать ребёнка из лагеря, ездить с детьми на экскурсии. Чаще раза-двух в неделю видеться маме с ребёнком, скорее всего, не удастся, зато он будет знать, что родной человек неподалеку, в случае чего поможет. Другой вариант — семейные программы изучения языка. Тут мама и ребёнок живут и развлекаются вместе, а учатся — порознь, каждый по своей программе. В семейных программах всё хорошо: мама спокойна, ребёнок счастлив. Но вот полного погружения в иностранный язык не получается: слишком много общения на родном языке.
Не будет ли ребёнок предоставлен самому себе?
Главный принцип европейских летних школ: ребёнок должен быть постоянно чем-то занят. Поэтому день насыщен до предела. Уроки до обеда (а иногда и после), спортивные занятия на любой вкус — от привычных тенниса и футбола до парусного спорта (Gordonsfoun School в Великобритании, Hyeres Les Palmiers во Франции), дайвинга (InternationalHouseна Мальте), пилотирования легкомоторного самолета (Lancing College в Великобритании) и горных лыж (Aiglon, Les Elfes в Швейцарии). Практически везде есть изостудии, танцевальные и музыкальные кружки. В некоторых лагерях занятиям искусством уделяется особое внимание. В Alexanders и Dean Close School можно углублённо заниматься изобразительным искусством, в Leysin American School и в Le Rosey — театральным мастерством, в The Leys — познакомиться с лучшими образцами британской культуры. Ну и, конечно же, нет такой школы, где не проводились бы экскурсии: по музеям, по таинственным замкам и улочкам старинных городков, по горным деревушкам. В Institut Monte Rosa, к примеру, разработали особую экскурсионную программу, во время которой дети знакомятся с настоящей, не «сувенирной» Швейцарией, лежащей в стороне от традиционных туристических маршрутов. На Мальте можно съездить на морское сафари в лодке с прозрачным дном, сквозь которое видна во всём своём загадочном многоцветье подводная жизнь, в Великобритании детей непременно свозят в Варвик, старинный замок английских королей. Хотя дисциплина в летних лагерях куда более мягкая, чем в школах-пансионах, российские дети всё равно считают её весьма суровой. Нельзя самовольно уходить с территории лагеря, без сопровождения взрослых можно выходить только старшим ребятам, да и то не везде. Нельзя заходить в комнаты к детям противоположного пола. С нарушителями особо не церемонятся, могут и домой отправить — до срока и без всякой компенсации.
В резиденции или в семье?
Ряд летних лагерей предполагает обязательное проживание в пансионе, в других детей селят в гостевых семьях. Кое-где возможен выбор. Что же предпочтительнее?
Эксперты по зарубежному образованию и руководители лингвистических центров в один голос рекомендуют детям помладше (до 12 лет) проживание в резиденции: ни к чему такому ребёнку осваивать лишнее пространство, дорогу от жилья до школы и т. д., вникать в тонкости жизни чужой семьи. Если летний лагерь располагается на территории частной школы, то дети живут в основном в дормиториях — спальнях на 4—8 человек. У каждого, кроме кровати, есть собственный стол для занятий и шкафчик для вещей. Туалеты, душевые — на этаже. На том же этаже ночуют и дежурные воспитатели, к которым можно в случае чего обратиться за помощью. На некоторое уединение могут рассчитывать только старшие (от 16 лет) студенты: они живут по двое (иногда даже по одному) в комнате. В некоторых школах старших девочек могут поселить в комнаты с собственным душем и туалетом, но такая роскошь — скорее исключение из правила. Иногда лагерь арендует недорогой отель, и тогда условия проживания могут оказаться чуть более комфортными (удобства в номере). На «Хилтон» всё это совсем не похоже; детей, уже побывавших с родителями кто в Турции, а кто и на Сейшелах, столь спартанские условия сначала удивляют, а потом даже радуют: вместе веселее! Питаются дети здесь же, в школе. Еда — всегда свежая, достаточно разнообразная, сбалансированная по калориям-витаминам. И всё же российские дети зачастую жалуются, что кормят невкусно. На самом деле готовят в школах не плохо, а непривычно. Но поскольку предлагается шведский стол, то выбрать что-то подходящее и не остаться голодным при желании может каждый. Для примера приведём меню одной из английских летних школ: завтрак — грейпфрут, молоко, разнообразные хлопья, яичница с беконом и помидорами, круассаны и тосты с джемом, йогурт, соки, чай, кофе; обед — салат-бар, цыплёнок в соусе, тушёный картофель, лазанья, стручковый горох, вегетарианское блюдо-гриль, десерты; ужин — салат-бар, жареная говядина с зелёным перцем и соусом из чёрных бобов, куриные крылышки, коктейль из морепродуктов с вермишелью, грибы в сметане, острый рис с кокосовой стружкой, картофель фри, брокколи, свежие фрукты, выпечка, сыры, десерт, чай, кофе. Чем накормят ребёнка в семье, заранее не знает никто. Да и вообще этот вариант проживания — лотерея: вытащите счастливый билетик, и попадёт ваш ребёнок к хозяйке, которая будет заботливо выяснять, что бы ему хотелось на ужин и не дать ли стакан молока перед сном, а хозяин разрешит помогать строить клетки для кроликов и возьмёт с собой на рыбалку. А главное — если повезёт, — с ребёнком будут в семье разговаривать, и тогда он легко, без усилий освоит настоящий, живой разговорный язык, который ни на каких курсах не выучишь. Но может и не повезти — и тогда ребёнок получит лишь то, что строго оговорено между принимающей семьей и школой: трёхразовое питание (завтрак, ланч-пакет, ужин) или двухразовое — завтрак и ужин (в этом случае ребёнок обедает в школе), кровать, стол и шкафчик в комнате, которую он будет делить со своим однокашником.
Не вредно ли ехать в лагерь ребёнку с ослабленным здоровьем?
Нужно признать, что в Европе к детским недомоганиям вообще относятся намного спокойнее, чем у нас: на лёгкий насморк или головную боль вряд ли вообще обратят хоть какое-то внимание, а лечить в нашем понимании этого слова будут только что-то действительно серьёзное. Поэтому ребёнку стоит дать с собой аптечку с простыми привычными лекарствами: капли для носа, мазь от солнечных ожогов. Если есть серьёзные проблемы со здоровьем, предпочтительнее выбирать лагерь в Швейцарии, где не первое столетие занимаются санаторным лечением, а воздух, пропитанный ароматами альпийских лугов, способен, кажется, излечить любые недуги.
Ребёнку, склонному к постоянным простудам, полезно понежиться в ласковых волнах Средиземного моря. На Лазурном берегу во Франции целых два достойных лагеря: Hyeres Les Palmiers и Centre International d'Antibes.
Ну а если вы хотите, чтобы ребёнок совместил средиземноморский отдых с изучением английского, отправьте его на Мальту: программы расположенных здесь языковых школ не менее насыщенны, преподаватели не менее квалифицированны, чем в Великобритании, а климат по сравнению с британским... всего 15 дождливых дней за весь год, и те — зимой!
Не устанет ли ребёнок?
Стандартная программа включает 15—20 уроков языка в неделю. Уроки проходят в весёлой, непринуждённой обстановке и не кажутся слишком утомительными. Если же вы хотите, чтобы чадо летом больше отдыхало, чем училось, можно выбрать лагерь, где количество учебных часов сведено к минимуму, как, например, в швейцарском Les Elfes. Во многих школах предлагают и интенсивные курсы, количество уроков в неделю в этом случае может доходить до 30. Рассчитаны такие программы на подростков от 14—15 лет, которым нужно за время каникул существенно продвинуться в языке, например, перед сдачей международных экзаменов или перед поступлением в зарубежную школу. Кроме интенсивов, для будущих студентов европейских школ и университетов разработаны и особые программы, которые развивают навыки, необходимые для учёбы: написание эссе, построение ответов на экзаменационные вопросы, ведение лекционных записей, работа в библиотеке. Программы всех, в том числе и интенсивных, курсов построены так, чтобы занятия за партой чередовались со спортивными играми, чтобы уроки оставляли время для вечерних развлечений: дискотек, вечеринок, барбекю. И, конечно, никто и никогда не отменяет выходные: эти дни целиком посвящены экскурсиям и развлечениям.
Могут ли родители как-то подготовить ребёнка к поездке?
Не только могут — должны. С ребёнком надо подробно «проиграть» поездку, обсудить её сценарий. Вот родители на прощанье целуют его у таможенного контроля аэропорта. Дальше — сам. Какие документы надо предъявить таможеннику? Куда их потом убрать? Как пройти паспортный контроль? Где искать нужный терминал? Ну, всё, ты в самолёте. Постарайся за время полёта как следует отдохнуть, ведь предстоит длинный трудный день: найти в аэропорту встречающего с табличкой (тут уместно проверить, знает ли ребёнок, как пишутся по-английски его имя и фамилия и помнит ли он название языковой школы), по прибытии в школу как можно лучше написать вступительный тест, чтобы попасть в сильную группу, а потом ещё выслушать и постараться как можно лучше понять инструктаж — что в лагере можно, а что нельзя, к кому и в каких случаях обращаться за помощью. Родители вполне способны смягчить культурный шок, ожидающий ребёнка в чужой стране. Надо просто объяснить, что у разных людей — разные привычки, разные традиции, поэтому, например, и спальни, и еда тоже иные. Но к этим различиям можно привыкнуть, и тогда они совсем не помешают чувствовать себя комфортней и уверенней. А уверенность поможет найти друзей, что весьма важно. Ведь изучение языка — это в первую очередь общение и только во вторую — уроки.
Каким агентствам можно доверить ребёнка?
Турфирмы, для которых языковой туризм — лишь дополнительный бизнес, обычно неплохо справляются с организацией групповых туров: отправляют в языковой центр, к примеру, целый класс с учительницей, заказывая для такой группы минимум уроков и максимум экскурсий. Ничего плохого в групповом туризме нет, он, кстати, дешевле индивидуальных туров, вот только к изучению языка всё это почти не имеет отношения: за исключением уроков (которых немного), дети всё время говорят по-русски.
Серьёзно и планомерно работают с зарубежными летними школами именно образовательные компании. Такие агентства, давно и устойчиво работающие на рынке, вполне способны помочь в выборе нужной индивидуальной программы и наиболее подходящей школы, они досконально знают, каковы условия проживания в каждой из них, как там кормят детей, как развлекают. И знают не понаслышке: «свои» летние школы сотрудники добросовестных образовательных компаний ежегодно инспектируют.
Нам удалось рассеять ваши сомнения? Отлично! Лето не за горами, а значит, настала пора выбирать для ребёнка его летний лагерь. И пусть выбор не разочарует ни его, ни вас!
- Каникулы-2023 в России и за рубежом (май 2023)
- Летние школы-2022: что выбрать в России и за рубежом (июнь 2022)
- Изучение английского языка в Англии теряет популярность (июнь 2016)
- Правильное лето (февраль 2011)
- Язык доведёт... (март 2010)
- Особые обстоятельства (апрель 2009)
- Каникулы за границей: язык плюс… настоящие летние каникулы (март 2007)
- Летние школы: класс люкс (февраль 2007)
- Эффективный вариант (октябрь 2006)
- Лето в Европе (май 2006)
- Один вне дома (апрель 2006)
- Советы бывалых (апрель 2006)
- Язык плюс... каникулы! (март 2006)
- Семейный класс (ноябрь 2005)
- Лето. Пора за парту (май 2005)
- Рынок Европейских летних языковых программ (май 2005)
- Бархатный семестр продлится до лета (ноябрь 2004)
- Время полезных удовольствий (май 2004)
- Большая перемена в стиле Дюма (апрель 2004)
- Лето «развязывает язык» (апрель 2004)
- Мальтийские каникулы. Учёба на Мальте (апрель 2004)
- Насильно мил не будешь (март 2004)
- Первый шаг (март 2004)
- История успеха (2003)