Время полезных удовольствий (май 2004)
Журнал "Домовой", май 2004
Текст: НАТАЛИЯ ГИНЗБУРГ
Учёба — тяжёлый труд, это всем давно известно. Как и то, что наши дети безумно перегружены в школе и едва-едва дотягивают до каникул. Да и взрослые нуждаются в отдыхе. Так разве не глупо посвящать время долгожданной свободы и ничегонеделания учёбе? Мы уверены, что вовсе не глупо. Что учёба может быть весёлой и радостной. Более того, мы утверждаем, что летняя языковая программа — это лучший вариант отдыха за границей.
Обычный турист наблюдает жизнь незнакомой страны из окна экскурсионного автобуса — нюансы, тонкости ему недоступны. Турист же «образовательный», студент языковых курсов (неважно, сколько ему лет — 5 или 75), имеет возможность окунуться в реальную жизнь страны, почувствовать её вкус, понять национальный характер её жителей.
Кстати, вовсе не обязательно ехать в страну, язык которой хоть в какой-то мере известен. Можно рискнуть на приключение: выбрать место, которое хотелось бы увидеть, найти там курсы и начать учить язык. Конечно, за месяц язык выучить толком не удастся, зато само это занятие придаст особый колорит поездке.
Правда, по мнению преподавателей, языковые путешествия эффективнее для тех, кто уже год-другой изучал язык дома. В этом случае, по оценкам экспертов, 3–4 недели летних курсов с интенсивностью 15–20 часов в неделю примерно равны году изучения языка в школе.
Одна из причин успешности зарубежных языковых стажировок — в методике преподавания языка: учёба за рубежом, в западных языковых школах меньше всего похожа на привычные нам школьные уроки.
ГОВОРИ С НАМИ, ГОВОРИ КАК МЫ
Когда-то во всём мире иностранным языкам учили так, как учили нас и наших родителей: по скучным учебным текстам, специально подогнанным под изучаемую лексику и грамматику. Всё изменилось во второй половине прошлого века, когда английский приобрёл статус языка международного общения и стал необходим буквально всем. Новым студентам курсов английского требовалось не столько глубинное, системное овладение языком, сколько возможность быстро заговорить, начать применять полученные знания на практике.
Научить учеников эффективно общаться стало главной целью коммуникативного метода, разработанного в Великобритании в 60–70-е годы. Вместо изучения учебных текстов новый метод в качестве основного приёма начал широко использовать имитацию ситуаций реальной жизни, которые обыгрываются в классе так, чтобы вызвать у учеников максимальную мотивацию к разговору. Предпочтение всегда отдаётся «животрепещущим» темам, имеющим непосредственное отношение к жизни студентов. Весьма показателен в этой связи рассказ вполне реального выпускника (его имя Роман Закирьянов) летних курсов одного из британских международных колледжей: «Грамматикой мы занимались совсем немного, а всё остальное скорее напоминало игру, чем уроки. Например, кто-то из нас получал карточку, на которой было три слова: помидор, красный, спелый. Он должен был описать помидор так, чтобы остальные ребята угадали, что он имеет в виду, — при условии, что не произнесёт ни одного из трёх слов, указанных на карточке. Ещё мы делились на две группы. Каждая получала папку с материалами, касающимися Великобритании и США, и в течение получаса изучала и обсуждала их. Потом открывались дебаты: одна группа доказывала, что лучше политическая система Великобритании, другая стояла за США, а учитель Джефф был судьёй. Кроме командных соревнований практиковались и дуэли один на один: я, например, сумел победить итальянца в непростом споре о том, чья национальная кухня вкуснее. Говорить приходилось без передышки, но усталости не было — наверное, потому, что темы — спорт, кино, музыка, политика, проблемы подростков — были нам интересны». Лишь на старших уровнях (Upper Intermediate и выше) студентам предлагают обсудить и более серьёзные, научные темы.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
В Великобритании более 800 частных специализированных языковых центров для иностранцев. Если добавить к их числу прочих участников разветвлённой системы образования за рубежом - университеты, колледжи и частные школы, предлагающие курсы английского, получится более 1500 учебных заведений. Языковые школы есть по всей стране.
Их можно найти в Лондоне, в крупных промышленных городах, в туристических центрах и на морских курортах, в студенческих Оксфорде и Кембридже, чуть ли не в каждой английской деревушке, важно лишь правильно выбрать школу и программу.
Если главное, чтобы ребёнок отдохнул и набрался сил, можно, например, посоветовать языковые центры на морских курортах. В туманном Альбионе туманно не всегда и не везде. В Саутхемптоне, к примеру, в июле–августе днём вполне можно и купаться, и загорать. А утренние часы посвятить урокам английского.
Девиз всех каникулярных программ — Learn is easy when it is fun («Учиться легко, когда весело»). Такие программы для детей есть и во многих частных школах. Труднее найти подходящее место в ситуации, когда предстоящее лето — последний шанс для ребёнка подтянуть английский перед поступлением в британскую частную школу. Каникулярная программа, отлично помогающая «развязать язык», в этом случае не подойдёт. Знание грамматики, научных терминов, умение работать с учебной и научной литературой даёт курс English for Education.
ПОЛНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ
Как известно, метод полного погружения, когда человек просто вынужден с утра до вечера общаться на иностранном языке, — самый эффективный способ освоить язык. Но нельзя же заставить человека с утра до вечера сидеть за партой! Это отлично понимают в западных языковых школах. И поэтому разрабатывают специальные «облегченные» каникулярные программы — кстати сказать, не только для детей и подростков, но и для молодежи, и для зрелых людей — тех, кому за 50. Лучшие программы для детей — это те, в которых преподаватели учат по разработанным именно для данной возрастной группы (и, естественно, для данного уровня владения языком) учебникам. Детские и молодёжные каникулярные программы в обязательном порядке должны быть до предела насыщены спортом, экскурсиями и прочими радостями жизни (тем, что англичане называют activities) — чтобы ребёнку казалось, что он и не учится вовсе, а просто весело проводит время: смотрит видео, играет в футбол или баскетбол, плавает в море или озере, бродит по старинным замкам, танцует на вечеринках.
Но! Играть он будет со своими сверстниками из других стран, и общаться ему придётся исключительно на изучаемом языке. Кино смотреть — опять же на нём, и только на этом языке можно услышать на экскурсиях всякие интересные истории. Так и возникает то самое вожделенное «погружение в языковую среду», когда язык учится незаметно.
Послеурочная программа activities — это очень важная часть курса, может быть, даже более важная, чем уроки: сама обстановка — на футбольном поле, теннисном корте или театральной сцене, когда человека охватывает азарт, — помогает снять напряжение, преодолеть языковой барьер, заговорить на иностранном языке раскованно, легко и свободно. Пусть даже — до поры до времени — с ошибками, их поправят завтра утром, на уроке.
ШВЕЙЦАРИЯ
Международные детские и молодёжные лагеря Швейцарии по праву считаются идеальным местом, гарантирующим полноценный отдых — несколько недель, насыщенных яркими впечатлениями. Все они организованы по американской нехитрой модели: ребёнок должен быть занят с утра до вечера — лазать по горам, кататься на лошади или на водных лыжах, сплавляться на рафте или каноэ, участвовать во всевозможных соревнованиях и ходить в походы, и тогда он будет совершенно счастлив. Но, в отличие от американских скаутских (и наших пионерских), швейцарские лагеря предлагают настоящий комфорт, отличное питание и более или менее насыщенную учебную программу. В швейцарских лагерях — за очень редким исключением — можно изучать несколько иностранных языков. Обычно предлагаются английский, французский, немецкий, реже — испанский и итальянский. Стандарт — это 20 уроков в неделю, но можно заказать и дополнительные уроки (того же самого языка или любого другого из пяти предложенных).
С ЛОШАДЬЮ СЛЕДУЕТ ГОВОРИТЬ НА ЕЁ РОДНОМ ЯЗЫКЕ
Спорт — непременная составляющая всех каникулярных программ. Правда, условия для занятий спортом не всегда бывают отменными. Удачным можно назвать вариант, когда курсы базируются в университетах, частных школах или колледжах — и «летние» студенты с полным правом пользуются всем, чем богато учебное заведение: не только классными комнатами и общежитиями, но и спортивными сооружениями; организуют команды, гоняют в футбол, плавают в бассейне — столько, сколько захотят, или какое-то ограниченное время, в зависимости от местных правил.
Несколько большее многообразие возможностей предлагают спортивно-лингвистические лагеря — например, такие, как CILS Troissy (Centre International Linguistique et Sportif), раскинувшийся на берегу Марны в провинции Шампань. Среди доступных в лагере или в соседнем Труасси видов спорта — водные лыжи, каяки-каноэ, теннис, гольф, горные велосипеды, футбол, баскетбол, пинг-понг, бадминтон, пляжный волейбол, стрельба из лука, скалолазание, плавание (в закрытом бассейне), аэробика.
Возможности для занятий спортом, по меньшей мере для подвижных игр на свежем воздухе, есть всегда. Но существуют программы, где спорту — теннису, плаванию, верховой езде, гольфу, дайвингу — учат профессиональные тренеры. Они так и называются: английский (испанский, французский) плюс теннис (дайвинг, гольф, парусный спорт, верховая езда) — и очень популярны, хотя, как правило, недёшевы.
Существует некоторое (впрочем, довольно условное) деление видов спорта по странам. Великобритания и Швейцария хороши для любителей футбола, верховой езды, тенниса, гольфа. Водными видами спорта, в том числе дайвингом, можно заниматься на Мальте; сёрфингом, рыбалкой, яхтингом — во Франции, на Ривьере.
ГЕРМАНИЯ
Обстоятельность и доскональность — национальная черта как немецкого характера, так и немецкого образования. Принцип «без первого не может быть второго» (не освоив одного раздела или не выполнив одного задания, нельзя переходить к следующему) прочно закреплён в немецком подсознании. Всё это отразилось и на языковых школах страны: коммуникатив здесь сочетается с традиционными методами, глубоко и системно изучается грамматика.
Особенность летних языковых программ, предлагаемых Институтом Гумбольдта, — их интенсивность. С точки зрения организаторов, если уж человек решил выучить язык, то должен — лето не лето — учиться на полную катушку. Посему в детских (от 8 до 12 лет) и подростковых (10–14 лет) центрах Института Гумбольдта предусмотрены 25 уроков в неделю, в молодёжных (14–18 лет) — 30. Интенсивность курсов для взрослых (от 21 года) — 30–40 уроков в неделю. Занятия построены без скидок на каникулы — домашние задания ежедневны и обязательны: немецкий язык легкомысленного обращения не терпит. Осваиваются все необходимые навыки: чтение, письмо, умение говорить и понимать речь на слух, вести дискуссии. При таких нагрузках молодой организм нуждается в усиленном питании и хорошем отдыхе. Это учтено — во многих центрах подростков кормят пять раз в день.
Центры Института Гумбольдта расположены в основном в центре и на юге страны, в местах, излюбленных туристами. Невысокие горы Гарца для альпинистов особого интереса не представляют, но вот для любителей и знатоков литературы их окрестности связаны с именами Гёте и Гейне. Небольшой Гейдельберг — древняя студенческая столица: местный университет основан в 1386 году. Здесь же выросло второе поколение немецких романтиков, к кружку которых принадлежали братья Вильгельм и Якоб Гримм.
В свободное от занятий время можно посетить окрестные достопримечательности — пешком или на автобусе, ещё лучше на велосипеде. Тащить велосипед из России не придётся: это самое популярное здесь транспортное средство в каждой школе дадут напрокат.
НУЖДА ЗАСТАВИТ
Путешествие в многонациональной компании, дискуссии и лингвистические игры — это отличный способ снять языковой барьер, «разговориться». Но когда необходимо к тому же быстро освоить грамматику и письмо — например, нужно срочно подготовиться к сдаче международных языковых экзаменов или к поступлению в зарубежную школу, — придётся искать более серьёзные программы.
Собственно, зарубежные языковые школы и летом не закрывают круглогодичные программы: в том же режиме работают курсы подготовки к экзаменам, курсы бизнес-английского (немецкого, испанского), языковые курсы для специалистов (юристов, медиков, туроператоров), курсы академического языка (для тех, кто собирается продолжить учёбу в стране — в колледже или в университете). Предназначены такие курсы для взрослых (не моложе 16 лет) людей.
В последние годы некоторые частные школы Великобритании и Швейцарии открыли, наряду с каникулярными, специальные летние программы подготовки к учёбе по национальной школьной программе. Основная часть учебного курса — это язык для академических целей. Преподаватели этого курса используют коммуникативный метод, но лингвистическими забавами не ограничиваются. Серьёзное внимание уделяется грамматике, пополнению словарного запаса, умению быстро читать и анализировать тексты, писать эссе. Кроме языка курс может включать и изучение некоторых школьных предметов: математики, физики, химии, биологии.
Если язык хромает на обе ноги и требуется «скорая помощь» — есть смысл заказать программу Homestay, когда студент и живет, и учится в доме преподавателя. Её предлагают многие языковые школы Великобритании, Мальты, Франции, Германии. Причины высокой эффективности Homestay очевидны: во время урока учитель уделяет всё внимание одному ученику. Программа занятий строится так, чтобы заполнить пробелы в его знаниях и научить его именно тому, чему ему срочно необходимо научиться. Есть и дополнительные преимущества. Во-первых, в отличие от языкового лагеря или языковой школы, где наверняка найдётся компания соплеменников, в доме учителя нет людей, говорящих по-русски, — а значит, придётся общаться только на иностранном языке. Другой плюс — удобство. Режим занятий подстраивается под ученика: у «жаворонков» уроки могут начинаться пораньше, у «сов» — попозже; если человек устал, ему дадут передохнуть, проголодался — перекусить.
Да и досуг — экскурсии, спорт, шоппинг — будет организован «по индивидуальной мерке».
МАЛЬТА
Мальта — это место, где можно отлично сочетать занятия английским с обучением дайвингу (курс длится одну-две недели и завершается выдачей сертификата PADI Open Water). Здесь почти не бывает дождей, круглый год светит солнышко, морской бриз спасает летом от жары, а купальный сезон длится с конца марта до ноября. К тому же на Мальте есть что посмотреть: языческие храмы, город-крепость Валетта, построенная Жаном Паризо де Ла Валеттом, Великим магистром ордена Св. Иоанна в честь победы над войском Сулеймана Великолепного, улочки «безмолвного» города Мдины, древней столицы Мальты.
На Мальте 36 школ английского языка. Больше половины из них учит и взрослых, и детей, по крайней мере летом. Большинство мальтийских школ, принимающих детей, организуют семейные программы: дети учатся по своим программам, а родители — по своим (на выбор предлагаются общие, экзаменационные курсы, курсы бизнес-английского), а свободное время проводят все вместе.
ИЗ ЛИЧНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ
Большинство студентов едет, что совершенно естественно, на курсы английского — в Великобританию или Ирландию, на Мальту или в Швейцарию. На втором месте — курсы немецкого. Едут в основном по необходимости: язык срочно нужен для продолжения учёбы, для работы.
А вот французский, испанский и итальянский чаще учат ради удовольствия. «Увидеть Париж и умереть». Но умереть — это потом.
Прежде — удовольствие от сложенных фраз и пережитых эмоций. И обладание городом, Парижем ли, Лондоном или Мадридом — это как раз уже неважно. Главное, это будет уже не чужой город.
- Каникулы-2023 в России и за рубежом (май 2023)
- Летние школы-2022: что выбрать в России и за рубежом (июнь 2022)
- Изучение английского языка в Англии теряет популярность (июнь 2016)
- Правильное лето (февраль 2011)
- Язык доведёт... (март 2010)
- Особые обстоятельства (апрель 2009)
- Каникулы за границей: язык плюс… настоящие летние каникулы (март 2007)
- Летние школы: класс люкс (февраль 2007)
- Эффективный вариант (октябрь 2006)
- Лето в Европе (май 2006)
- Один вне дома (апрель 2006)
- Советы бывалых (апрель 2006)
- Язык плюс... каникулы! (март 2006)
- Семейный класс (ноябрь 2005)
- Лето. Пора за парту (май 2005)
- Рынок Европейских летних языковых программ (май 2005)
- Бархатный семестр продлится до лета (ноябрь 2004)
- Время полезных удовольствий (май 2004)
- Большая перемена в стиле Дюма (апрель 2004)
- Лето «развязывает язык» (апрель 2004)
- Мальтийские каникулы. Учёба на Мальте (апрель 2004)
- Насильно мил не будешь (март 2004)
- Первый шаг (март 2004)
- История успеха (2003)