Где учёным сегодня работать хорошо (ноябрь 2016)
Статья опубликована на сайте ТАСС в рамках совместного проекта ТАСС и компании "Альбион" "Образование в России и за рубежом"
Автор: Елена Коптелова (по материалам Times Higher Education)
По количеству нобелевских лауреатов США, Великобритания и Япония опережают все страны. Россия же традиционно входит в десятку лидеров.
Прошедший октябрь ознаменовался вручением Нобелевских премий. И как обычно, объявление победителей вызвало множество комментариев, обсуждений и размышлений. Британское издание Times Higher Education(THE) решило подойти к обсуждению со статистической точки зрения и выяснить, какие страны в наше время способствуют гениальным научным открытиям, где живут и работают нобелевские лауреаты.
В расчет принимались все нобелевские категории, за исключением премии по литературе и премии мира. Другими словами, оценивались именно научные достижения в таких областях, как физика, химия, медицина и физиология, экономика, и только в нынешнем тысячелетии, то есть с 2000 по 2016 года. Вполне предсказуемо, безоговорочным лидером оказались США, как по общему количеству обладателей Нобелевской премии в 21 веке – 72 из 159, так и по числу лауреатов-иностранцев, работающих в университетах страны.
Неудивительно, что именно американские университеты заняли девять первых мест из десяти в рейтинге вузов, подаривших миру выдающихся ученых, удостоенных высокой награды (см. рейтинги ниже). Самыми успешными в этом смысле оказались Принстонский, Стэндфордский и Колумбийский университеты. В десятку лучших в этом году попал и израильский технологический институт Technion Israel Institute of Technology, вытеснив немецкое Общество научных исследований имени Макса Планка (Max Planck Society, 11-е место). Из британских вузов лидируют Манчестерский и Кембриджский университеты, поделившие между собой 14-е место. В то время как Оксфорд вообще не попал в рейтинг: ни одному из его ученых и исследователей не посчастливилось в этом столетии получить Нобелевскую премию.
По данным Times Higher Education, в США созданы наиболее благоприятные условия для научных исследований и открытий. Именно поэтому американские ученые, награжденные Нобелевской премией, предпочитают работать в родной стране (9 из 10 лауреатов), а иностранцы – менять родные институты на американские. Интересно, что из девяти лауреатов этого года пятеро родом из Великобритании, но работают в Америке. Как считает новоиспеченный обладатель Нобелевской премии по физике Данкан Холдейн, это феномен поздних 70-х и особенно 80-х годов прошлого века. Все нынешние лауреаты-британцы относятся к этому «потерянному для Великобритании поколению». Как и сам Данкан, родившийся в Лондоне, но сделавший свою научную карьеру в Принстоне.
Но в то же время, по словам профессора Холдейна, опубликованные результаты не в полной мере отражают текущую ситуацию с научными исследованиями в той или иной стране. В частности потому, что награда зачастую присуждается за «прошлые достижения» - работу, проделанную в течение нескольких десятилетий. «Например, в последнее время Великобритания сильно преуспела в такой области, как физика конденсированных сред. И многие молодые таланты, приезжающие в США для постдокторских исследований, после этого сразу же возвращаются домой, предпочитая строить свое будущее в Англии, а не в Штатах», - отметил Данкан Холдейн.
И все же пока факт остается фактом: почти половина (45%) нобелевских лауреатов 2000-2016 годов – граждане США. При этом общее число работающих в Америке обладателей премии еще выше: 7 человек приехало из Великобритании, 4 – из Японии, 2 – из Канады и по одному из Германии, Китая, России и Израиля. Впрочем, сама Великобритания тоже привлекает признанных ученых из других стран. Как пример – россияне Андрей Гейм и Константин Новоселов из университета Манчестера, получившие в 2010 году Нобелевскую премию по физике за новаторские эксперименты с графеном. Правда, не стоит забывать, что Великобритания потеряла такое же количество исследователей, отмеченных Нобелевской премией, сколько и приобрела. В этой связи бывший президент Королевского научного общества (RoyalSociety) Мартин Рис высказал опасения относительно того, что ситуация может только ухудшиться из-за выхода Великобритании из Европейского Союза. Это может произойти, если Британия «закроет» себя для Европы, ужесточив иммиграционные законы и усложнив академический обмен с другими странами.
Похожей точки зрения придерживается и главный редактор рейтингов THE Фил Бэти. «В условиях, когда США, Великобритания и Швейцария устанавливают барьеры для свободного перемещения талантов, глобальная наука не может не пострадать», - считает он. Фил Бэти видит и другую опасность. По его мнению, тенденция последнего времени – финансировать проекты, приносящие сиюминутную выгоду и коммерческий результат.
Никто не отрицает ценности практического применения научных исследований, но настоящие открытия совершаются там, где работают увлеченные своим делом люди, не боящиеся рисковать и браться за абсолютно безумные и «бесперспективные» темы. «Вполне возможно, что через несколько лет мы не увидим работ, аналогичных тем, что получили Нобелевскую премию ранее, - продолжает г-н Бэти. – Они покажутся слишком рискованными, слишком эзотеричными или слишком долгими». Редактору THE вторит и профессор физики калифорнийского университета Беркли Сол Перлмуттер, обладатель Нобелевской премии 2011 года. Он считает, что вряд ли он смог бы совершить свое открытие в современных условиях.
Так или иначе, эксперты сходятся в том, что пришло время «раздвинуть границы», выйти за пределы национальных ограничений и сделать доступ к новаторским научным исследованиям, открытым для всех. Ведь опыт показывает, что зачастую именно интернациональные коллективы ученых, у каждого из которых свой угол зрения, добиваются поразительных результатов. В том числе заслуживают Нобелевскую премию.
Рейтинг в 2016 г. | Рейтинг в 2015 г. | Страна | Общее число лауреатов |
---|---|---|---|
1 | 1 | США | 72 |
2 | 2 | Великобритания | 16 |
3 | 3 | Япония | 15 |
4 | 4 | Германия | 7 |
5 | 5 | Израиль | 5 |
6 | =6 | Франция | 5 |
7 | =6 | Россия | 5 |
=8 | 8 | Австралия | 3 |
=8 | 11 | Канада | 3 |
10 | 9 | Норвегия | 3 |
Место в 2016 г. | Место в 2015 г. | Университет | Страна | Общий балл* |
---|---|---|---|---|
1 | =4 | Princeton University | США | 3.25 |
2 | 1 | Stanford University | США | 3.16 |
3 | 2 | Columbia University | США | 2.5 |
4 | 3 | University of California, Berkeley | США | 2.25 |
5 | =8 | Massachusetts Institute of Technology | США | 2.17 |
6 | =4 | University of Chicago | США | 2 |
7 | 6 | Howard Hughes Medical Institute | США | 1.94 |
8 | 11 | Harvard University | США | 1.78 |
9 | 7 | University of California, Santa Barbara | США | 1.74 |
10 | =8 | Technion Israel Institute of Technology | Израиль | 1.66 |
* за основу взято количество Нобелевских лауреатов, получивших премию во время работы в данном университете. Общий балл представляет собой средневзвешенное значение числа лауреатов в каждой категории и университетов, в которых они работают.
- Зарубежное обучение: варианты 2023 - 2024
- Высшее образование за рубежом: варианты на сегодня (май 2023)
- Образования в прежнем виде уже не будет никогда (ноябрь 2021)
- Пандемия подтолкнула нас к развитию новых педагогических приёмов (ноябрь 2021)
- Легенды образования (август 2021)
- Как поступить в престижный зарубежный университет - даже в пандемию (август 2021)
- Система приёма в британские университеты должна измениться (ноябрь 2020)
- Университетское образование после Covid-19: прогнозы (ноябрь 2020)
- Абитуриенту: самые востребованные специальности в Великобритании (сентябрь 2020)
- Британия снимает иммиграционные барьеры для талантливых специалистов-иностранцев (август 2019)
- Brexit и новая образовательная стратегия Великобритании (июль 2019)
- Учёные Оксфорда протестуют против вынужденного ухода на пенсию (июнь 2017)
- К работе готов (март 2017)
- Где учёным сегодня работать хорошо (ноябрь 2016)
- В четырех университетах Великобритании стартовала упрощённая схема получения виз (август 2016)
- Иностранные студенты едут в Канаду (февраль 2016)
- Высшее образование – не только на английском (февраль 2016)
- Университеты ищут лидеров (октябрь 2015)
- British universities: career choice landmark (май 2015)
- Диплом британского образца (октябрь 2015)
- Реалии "Глобального образования", или чему учит чужой опыт (июль 2015)
- Клиринг: как проявить себя в телефонном разговоре с приёмной комиссией? (август 2014)
- Почему программа Foundation могла бы идеально подойти вашему ребёнку (июль 2014)
- Ученики лишают себя возможности сделать шаг вперёд (август 2012)
- Процедура клиринга - инструкции для поступающих в британские университеты (август 2012)
- University of St. Andrew’s: демократичный вуз для принцев… (апрель 2011)
- Британский университет: путь к цели (октябрь 2008)
- Международные колледжи - путь к успеху (август 2008)
- Цель оправдывает средства (сентябрь 2007)
- LSE - здесь учат изменять мир (июнь 2007)
- Оксфорд и Кембридж - вечные соперники (декабрь 2006)
- Оксбридж с видом на Альпы (июнь 2006)
- Британский университет: напрямую и в обход (июнь 2006)
- Слон или кит (сентябрь 2005)
- Как выбирают вуз британцы (июль-август 2005)
- Шанхайский вариант (май 2005)
- Вход без ограничений или как поступить в швейцарский университет (февраль 2004)
- Прямая дорога в Кембридж (март 2003)
- Мостик между настоящим и будущим (июнь 2002)
- Поступить в британский университет? (май 2002)
- Как поступить в британский университет (апрель 2002)
- Шанс (ноябрь 2001)
- Старый добрый детский House (апрель 2001)
- Экономика для неэкономных (апрель 2000)
- Высшая школа Её Величества (апрель 1999)