Система приёма в британские университеты должна измениться (ноябрь 2020)
Автор публикации - Елена Коптелова, статья подготовлена по материалам The Times (выпуск от 09.11.2020)
Так считают и образовательные эксперты, и власти страны, по мнению которых, университеты не должны предлагать места старшеклассникам до получения окончательных результатов выпускных экзаменов A-level. Напомним, что сейчас такое предложение делается за полгода до финальных экзаменов на основе предварительных оценок – успеваемости к текущему моменту и прогнозов экзаменационных баллов за выпускной класс.
По общему мнению, реформа университетской приемной системы в Великобритании давно назрела. Служба UCAS (Universities and Colleges Admission Service), через которую централизованно подаются заявки в вузы в Соединенном Королевстве, обещала обнародовать в ближайшее время свои предложения на этот счет. Рассматриваются два варианта.
Первый – все предложения и решения о зачислении высылать абитуриентам сразу после объявления результатов A-level, то есть в середине августа. Сейчас ученик выпускного класса отправляет документы в пять выбранных вузов не позднее середины января, получает (или не получает) предложения мест, после чего решает, где будет учиться дальше. По правилам, разрешается оставить два университета из тех, которые одобрили твою кандидатуру, и ждать, когда получишь выпускные оценки A-level. После чего принимать окончательное решение.
Второй вариант ещё более радикальный: сдвинуть всю процедуру приёма в университет на конец лета, а начало учебного года в вузах – на январь. Другими словами, заявки на поступление принимать и рассматривать только при наличии оценок за выпускные экзамены в школе.
Все это может кардинальным образом поменять существующую университетскую систему в Англии. И не все согласны на такие резкие перемены, прежде всего сами вузы. При нынешнем положении вещей они чувствуют себя максимально комфортно. С коммерческой точки зрения им выгодно закрывать набор как можно раньше: это способствует перспективному планированию, наращиванию мощностей, привлечению кредитов и развитию в целом. Кроме того, такая система оставляет возможность побороться за неопределившихся студентов, сделав им более выгодное предложение, и, таким образом, обеспечить постоянный прирост учащихся.
Теперь же многие университеты будут находиться в состоянии неопределенности почти до начала учебного года. Если же старт учебного года перенесется на январь, то неизбежно возникает вопрос, а чем будут заниматься студенты в образовавшийся перерыв?
Вопросов много, и не все ответы ясны. Первый раз подобная реформа высшего образования предлагалась в 2011 году, тогда тоже планировалось перейти к «зачислению после получения аттестата» (post-qualification offer). Но эта идея встретила сопротивление со стороны школ и колледжей, объявивших ее непрактичной. Позже предпринимались попытки что-то улучшить в существующей системе, не меняя ее полностью, например, сдерживать выдачу университетами условных предложений. Но это не привело к успеху. Напротив, в последние годы число так называемых «условных безусловных» предложений увеличилось – это когда университет готов взять кандидата сразу, не дожидаясь A-level, но при условии, что тот заберет заявления из других вузов.
Но сейчас, похоже, изменений не избежать, за ними стоит серьезный аргумент - сделать процедуру приема в вузы более справедливой для всех, в первую очередь для детей из небогатых семей.
«Решение, меняющее жизнь молодого человека, принимается на основе неподтвержденной и неполной информации. Неудивительно, что более уязвимые категории населения оказываются в менее выигрышном положении», - считает директор по стратегическому планированию UCAS Джон Коуп. «Мы просим учеников выбрать университетский курс за шесть месяцев до финальных экзаменов в школе, и это порождает проблемы, - продолжает он. – Если ты недооценен учителем, то теряешь все амбиции и вынужден довольствоваться малым. Если же наоборот переоценен, то, попав в топ-вуз, можешь его не потянуть».
Впрочем, и сами университеты признают необходимость изменений. Так, ассоциация Universities UK обещала опубликовать собственное видение реформ. Но окончательное решение, конечно, остается за министерским департаментом образования. UCAS надеется, что в обсуждении реформы примут участие и университеты, и студенты, и чиновники от образования. Пока же пресс-служба Департамента образования британского кабинета министров ограничилась общим комментарием, подтвердив, что нынешнюю систему приема в университеты надо улучшать, но сначала надо убедиться, что предлагаемые решения будут справедливыми, прозрачными и работающими, а главное – пойдут на пользу будущим студентам. Очевидно, что и обсуждения, и сами реформы займут несколько ближайших лет.
- Зарубежное обучение: варианты 2023 - 2024
- Высшее образование за рубежом: варианты на сегодня (май 2023)
- Образования в прежнем виде уже не будет никогда (ноябрь 2021)
- Пандемия подтолкнула нас к развитию новых педагогических приёмов (ноябрь 2021)
- Легенды образования (август 2021)
- Как поступить в престижный зарубежный университет - даже в пандемию (август 2021)
- Система приёма в британские университеты должна измениться (ноябрь 2020)
- Университетское образование после Covid-19: прогнозы (ноябрь 2020)
- Абитуриенту: самые востребованные специальности в Великобритании (сентябрь 2020)
- Британия снимает иммиграционные барьеры для талантливых специалистов-иностранцев (август 2019)
- Brexit и новая образовательная стратегия Великобритании (июль 2019)
- Учёные Оксфорда протестуют против вынужденного ухода на пенсию (июнь 2017)
- К работе готов (март 2017)
- Где учёным сегодня работать хорошо (ноябрь 2016)
- В четырех университетах Великобритании стартовала упрощённая схема получения виз (август 2016)
- Иностранные студенты едут в Канаду (февраль 2016)
- Высшее образование – не только на английском (февраль 2016)
- Университеты ищут лидеров (октябрь 2015)
- British universities: career choice landmark (май 2015)
- Диплом британского образца (октябрь 2015)
- Реалии "Глобального образования", или чему учит чужой опыт (июль 2015)
- Клиринг: как проявить себя в телефонном разговоре с приёмной комиссией? (август 2014)
- Почему программа Foundation могла бы идеально подойти вашему ребёнку (июль 2014)
- Ученики лишают себя возможности сделать шаг вперёд (август 2012)
- Процедура клиринга - инструкции для поступающих в британские университеты (август 2012)
- University of St. Andrew’s: демократичный вуз для принцев… (апрель 2011)
- Британский университет: путь к цели (октябрь 2008)
- Международные колледжи - путь к успеху (август 2008)
- Цель оправдывает средства (сентябрь 2007)
- LSE - здесь учат изменять мир (июнь 2007)
- Оксфорд и Кембридж - вечные соперники (декабрь 2006)
- Оксбридж с видом на Альпы (июнь 2006)
- Британский университет: напрямую и в обход (июнь 2006)
- Слон или кит (сентябрь 2005)
- Как выбирают вуз британцы (июль-август 2005)
- Шанхайский вариант (май 2005)
- Вход без ограничений или как поступить в швейцарский университет (февраль 2004)
- Прямая дорога в Кембридж (март 2003)
- Мостик между настоящим и будущим (июнь 2002)
- Поступить в британский университет? (май 2002)
- Как поступить в британский университет (апрель 2002)
- Шанс (ноябрь 2001)
- Старый добрый детский House (апрель 2001)
- Экономика для неэкономных (апрель 2000)
- Высшая школа Её Величества (апрель 1999)