Университетское образование после Covid-19: прогнозы (ноябрь 2020)
Статья подготовлена Еленой Коптеловой по материалам Times Higher Education
Вынужденный и резкий переход к онлайн-обучению из-за эпидемии коронавируса далеко не во всех вузах прошел гладко и идеально. Скорее, наоборот. Ведь университеты веками оттачивали методы традиционного очного образования в кампусе, где во главу угла поставлен личный контакт учителя и ученика. И пусть вынужденно, но вузы ускорили движение в сторону новых форм университетского образования, не ограниченного рамками кампуса и одной страны и сочетающего интерактивность и разные способы подачи и восприятия материала.
Образовательные эксперты в один голос соглашаются, что после Covid-19 университетская жизнь уже не будет прежней. Доля онлайн-преподавания значительно вырастет по сравнению с «доковидной» эпохой. И не потому, что будут сохраняться какие-то ограничения, а потому, что вузы смогли оценить преимущества смешанного обучения.
Большинство зарубежных университетов соглашаются, что, хотя основные учебные программы, ведущие к получению ученой степени, останутся очными, технологии будут играть более существенную роль. «Раньше мы были уверены, что наши методы преподавания идеальны и нам не следует углубляться в технологии онлайн-обучения, - делится проректор по учебной части Кембриджского университета Грэхем Вирго. – Сейчас все поменялось, и хотя по-прежнему остаются вопросы к качеству дистанционного образования, мы намерены и дальше комбинировать разные формы обучения». Впрочем, добавляет он, рано хоронить привычные лекции, они сохранят свою фундаментальную роль в университетском образовании. Другой вопрос, что требования к их содержанию и качеству повысятся.
То, что «пустая и скучная болтовня» уже не пройдет, уверен и нобелевский лауреат по физике из Стэнфорда Карл Виман: «По оптимистическому сценарию, онлайн-обучение в университетах должно особенно наглядно показать разницу между хорошим и плохим преподаванием». И, как следствие, заставить преподавателей развиваться, осваивать более эффективные техники, отвечать новым вызовам и запросам студентов. «Интерактивное обучение, при котором студенты выполняют задания, получают обратную связь от преподавателя, обсуждают темы в небольших группах, может быть одинаково продуктивно и оффлайн, и онлайн», - считает он.
«В течение ближайших пяти лет, если мы все сделаем правильно, мы будем совсем иначе смотреть на преподавание: мы увидим больше совместного творчества учителя и ученика, больше проектной работы», - заявляет проректор по учебной части лондонского Империал-колледж Симона Бютендайк. По ее мнению, Covid-19 ускорил процесс перехода к более качественному комбинированному и международно-ориентированному образованию.
«Онлайн-пространство открывает столько возможностей, недоступных в обычной аудитории, - добавляет она. – Например, мы можем создать по-настоящему международный класс, пригласив к участию студентов из разных стран». Или сделать занятия более междисциплинарными, соединив в одном курсе «несоединимое» - естественные, технические, гуманитарные и социальные науки.
Еще одно преимущество перехода на онлайн – новые возможности межуниверситетского сотрудничества, что позволит студентам брать лекции и семинары по интересующим темам в других вузах, обогащая таким образом свой багаж знаний и навыков.
Но это не означает окончательного и бесповоротного отказа от привычно обучения в кампусе. Пока все сходятся во мнении, что компьютер не заменит живого общения, клубных встреч и мероприятий, человеческой энергии и передачи знаний от преподавателя студенту. Есть немало вопросов и к тому, как проходит тестирование и оценивание онлайн. И все же даже представители классических университетов, таких как Оксфорд и Кембридж, свято чтящих традиции, сдались под напором Covid, заявляя, что все основные элементы университетской жизни – преподавание, обучение и экзаменационная система – «будут выглядеть иначе в ближайшем будущем».
Место | Позиция в общем рейтинге | Университет | Страна | Баллы |
---|---|---|---|---|
1 | 3 | Harvard University | США | 94.4 |
2 | 4 | California Institute of Technology | США | 92.5 |
3 | 2 | Stanford University | США | 92.2 |
4 | 8 | Yale University | США | 91.9 |
5 | 1 | University of Oxford | Великобритания | 91.3 |
6 | 5 | Massachusetts Institute of Technology | США | 90.7 |
7 | 6 | University of Cambridge | Великобритания | 90.3 |
8 | 23 | Peking University | Китай | 89.6 |
9 | 10 | University of Chicago | США | 88.9 |
10 | 9 | Princeton University | США | 88.8 |
11 | =36 | The University of Tokyo | Япония | 87.9 |
12 | =20 | Tsinghua University | Китай | 87.7 |
13 | 7 | University of California, Berkeley | США | 85.8 |
14 | 13 | University of Pennsylvania | США | 85.4 |
15 | 17 | Columbia University | США | 85.1 |
16 | 15 | University of California, Los Angeles | США | 82.5 |
17 | 11 | Imperial College London | Великобритания | 82.3 |
18 | 12 | Johns Hopkins University | США | 81.6 |
19 | =20 | Duke University | США | 80.7 |
20 | 14 | ETH Zurich | Switzerland | 80.4 |
21 | =174 | Lomonosov Moscow State University | Россия | 80.0 |
22 | 22 | University of Michigan-Ann Arbor | США | 79.0 |
23 | 19 | Cornell University | США | 78.8 |
24 | =54 | Kyoto University | Япония | 77.9 |
25 | 16 | UCL | Великобритания | 76.6 |
26 | 26 | New York University | США | 76.1 |
27 | 25 | National University of Singapore | Сингапур | 75.9 |
28 | 18 | University of Toronto | Канада | 75.4 |
29 | 24 | Northwestern University | США | 74.9 |
30 | 60 | Seoul National University | Южная Корея | 72.4 |
31 | 46 | Paris Sciences et Lettres – PSL Research University Paris | Франция | 71.2 |
32 | 29 | University of Washington | США | 69.8 |
33 | 32 | LMU Munich | Германия | 68.7 |
34 | 27 | London School of Economics and Political Science | Великобритания | 68.5 |
35 | 49 | University of Wisconsin-Madison | США | 68.2 |
36 | 44 | University of Texas at Austin | США | 67.9 |
=37 | 42 | Heidelberg University | Германия | 67.5 |
=37 | 39 | University of Hong Kong | Гонконг | 67.5 |
39 | 30 | University of Edinburgh | Великобритания | 67.2 |
40 | 31 | University of Melbourne | Австралия | 67.1 |
=41 | =70 | Fudan University | Китай | 65.9 |
=41 | =94 | Zhejiang University | Китай | 65.9 |
43 | 28 | Carnegie Mellon University | США | 65.1 |
44 | 96 | Korea Advanced Institute of Science and Technology (KAIST) | Южная Корея | 64.4 |
45 | 40 | McGill University | Канада | 64.2 |
46 | =87 | University of Science and Technology of China | Китай | 64.0 |
47 | 43 | École Polytechnique Fédérale de Lausanne | Швейцария | 63.9 |
=48 | 53 | University of Southern California | США | 63.8 |
=48 | 41 | Technical University of Munich | Германия | 63.8 |
50 | =87 | Sorbonne University | Франция | 63.2 |
- Зарубежное обучение: варианты 2023 - 2024
- Высшее образование за рубежом: варианты на сегодня (май 2023)
- Образования в прежнем виде уже не будет никогда (ноябрь 2021)
- Пандемия подтолкнула нас к развитию новых педагогических приёмов (ноябрь 2021)
- Легенды образования (август 2021)
- Как поступить в престижный зарубежный университет - даже в пандемию (август 2021)
- Система приёма в британские университеты должна измениться (ноябрь 2020)
- Университетское образование после Covid-19: прогнозы (ноябрь 2020)
- Абитуриенту: самые востребованные специальности в Великобритании (сентябрь 2020)
- Британия снимает иммиграционные барьеры для талантливых специалистов-иностранцев (август 2019)
- Brexit и новая образовательная стратегия Великобритании (июль 2019)
- Учёные Оксфорда протестуют против вынужденного ухода на пенсию (июнь 2017)
- К работе готов (март 2017)
- Где учёным сегодня работать хорошо (ноябрь 2016)
- В четырех университетах Великобритании стартовала упрощённая схема получения виз (август 2016)
- Иностранные студенты едут в Канаду (февраль 2016)
- Высшее образование – не только на английском (февраль 2016)
- Университеты ищут лидеров (октябрь 2015)
- British universities: career choice landmark (май 2015)
- Диплом британского образца (октябрь 2015)
- Реалии "Глобального образования", или чему учит чужой опыт (июль 2015)
- Клиринг: как проявить себя в телефонном разговоре с приёмной комиссией? (август 2014)
- Почему программа Foundation могла бы идеально подойти вашему ребёнку (июль 2014)
- Ученики лишают себя возможности сделать шаг вперёд (август 2012)
- Процедура клиринга - инструкции для поступающих в британские университеты (август 2012)
- University of St. Andrew’s: демократичный вуз для принцев… (апрель 2011)
- Британский университет: путь к цели (октябрь 2008)
- Международные колледжи - путь к успеху (август 2008)
- Цель оправдывает средства (сентябрь 2007)
- LSE - здесь учат изменять мир (июнь 2007)
- Оксфорд и Кембридж - вечные соперники (декабрь 2006)
- Оксбридж с видом на Альпы (июнь 2006)
- Британский университет: напрямую и в обход (июнь 2006)
- Слон или кит (сентябрь 2005)
- Как выбирают вуз британцы (июль-август 2005)
- Шанхайский вариант (май 2005)
- Вход без ограничений или как поступить в швейцарский университет (февраль 2004)
- Прямая дорога в Кембридж (март 2003)
- Мостик между настоящим и будущим (июнь 2002)
- Поступить в британский университет? (май 2002)
- Как поступить в британский университет (апрель 2002)
- Шанс (ноябрь 2001)
- Старый добрый детский House (апрель 2001)
- Экономика для неэкономных (апрель 2000)
- Высшая школа Её Величества (апрель 1999)