Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Университетское образование после Covid-19: прогнозы (ноябрь 2020)

Статья подготовлена Еленой Коптеловой по материалам Times Higher Education

Вынужденный и резкий переход к онлайн-обучению из-за эпидемии коронавируса далеко не во всех вузах прошел гладко и идеально. Скорее, наоборот. Ведь университеты веками оттачивали методы традиционного очного образования в кампусе, где во главу угла поставлен личный контакт учителя и ученика. И пусть вынужденно, но вузы ускорили движение в сторону новых форм университетского образования, не ограниченного рамками кампуса и одной страны и сочетающего интерактивность и разные способы подачи и восприятия материала.
Образовательные эксперты в один голос соглашаются, что после Covid-19 университетская жизнь уже не будет прежней. Доля онлайн-преподавания значительно вырастет по сравнению с «доковидной» эпохой. И не потому, что будут сохраняться какие-то ограничения, а потому, что вузы смогли оценить преимущества смешанного обучения.

Большинство зарубежных университетов соглашаются, что, хотя основные учебные программы, ведущие к получению ученой степени, останутся очными, технологии будут играть более существенную роль. «Раньше мы были уверены, что наши методы преподавания идеальны и нам не следует углубляться в технологии онлайн-обучения, - делится проректор по учебной части Кембриджского университета Грэхем Вирго. – Сейчас все поменялось, и хотя по-прежнему остаются вопросы к качеству дистанционного образования, мы намерены и дальше комбинировать разные формы обучения». Впрочем, добавляет он, рано хоронить привычные лекции, они сохранят свою фундаментальную роль в университетском образовании. Другой вопрос, что требования к их содержанию и качеству повысятся.

То, что «пустая и скучная болтовня» уже не пройдет, уверен и нобелевский лауреат по физике из Стэнфорда Карл Виман: «По оптимистическому сценарию, онлайн-обучение в университетах должно особенно наглядно показать разницу между хорошим и плохим преподаванием». И, как следствие, заставить преподавателей развиваться, осваивать более эффективные техники, отвечать новым вызовам и запросам студентов. «Интерактивное обучение, при котором студенты выполняют задания, получают обратную связь от преподавателя, обсуждают темы в небольших группах, может быть одинаково продуктивно и оффлайн, и онлайн», - считает он.

«В течение ближайших пяти лет, если мы все сделаем правильно, мы будем совсем иначе смотреть на преподавание: мы увидим больше совместного творчества учителя и ученика, больше проектной работы», - заявляет проректор по учебной части лондонского Империал-колледж Симона Бютендайк. По ее мнению, Covid-19 ускорил процесс перехода к более качественному комбинированному и международно-ориентированному образованию.
«Онлайн-пространство открывает столько возможностей, недоступных в обычной аудитории, - добавляет она. – Например, мы можем создать по-настоящему международный класс, пригласив к участию студентов из разных стран». Или сделать занятия более междисциплинарными, соединив в одном курсе «несоединимое» - естественные, технические, гуманитарные и социальные науки.

Еще одно преимущество перехода на онлайн – новые возможности межуниверситетского сотрудничества, что позволит студентам брать лекции и семинары по интересующим темам в других вузах, обогащая таким образом свой багаж знаний и навыков.
Но это не означает окончательного и бесповоротного отказа от привычно обучения в кампусе. Пока все сходятся во мнении, что компьютер не заменит живого общения, клубных встреч и мероприятий, человеческой энергии и передачи знаний от преподавателя студенту. Есть немало вопросов и к тому, как проходит тестирование и оценивание онлайн. И все же даже представители классических университетов, таких как Оксфорд и Кембридж, свято чтящих традиции, сдались под напором Covid, заявляя, что все основные элементы университетской жизни – преподавание, обучение и экзаменационная система – «будут выглядеть иначе в ближайшем будущем».

Университеты с самым высоким уровнем преподавания в мире (данные рейтинга World University Rankings 2021)
МестоПозиция в общем рейтингеУниверситетСтранаБаллы
13Harvard UniversityСША94.4
24California Institute of TechnologyСША92.5
32Stanford UniversityСША92.2
48Yale UniversityСША91.9
51University of OxfordВеликобритания91.3
65Massachusetts Institute of TechnologyСША90.7
76University of CambridgeВеликобритания90.3
823Peking UniversityКитай89.6
910University of ChicagoСША88.9
109Princeton UniversityСША88.8
11=36The University of TokyoЯпония87.9
12=20Tsinghua UniversityКитай87.7
137University of California, BerkeleyСША85.8
1413University of PennsylvaniaСША85.4
1517Columbia UniversityСША85.1
1615University of California, Los AngelesСША82.5
1711Imperial College LondonВеликобритания82.3
1812Johns Hopkins UniversityСША81.6
19=20Duke UniversityСША80.7
2014ETH ZurichSwitzerland80.4
21=174Lomonosov Moscow State UniversityРоссия80.0
2222University of Michigan-Ann ArborСША79.0
2319Cornell UniversityСША78.8
24=54Kyoto UniversityЯпония77.9
2516UCLВеликобритания76.6
2626New York UniversityСША76.1
2725National University of SingaporeСингапур75.9
2818University of TorontoКанада75.4
2924Northwestern UniversityСША74.9
3060Seoul National UniversityЮжная Корея72.4
3146Paris Sciences et Lettres – PSL Research University ParisФранция71.2
3229University of WashingtonСША69.8
3332LMU MunichГермания68.7
3427London School of Economics and Political ScienceВеликобритания68.5
3549University of Wisconsin-MadisonСША68.2
3644University of Texas at AustinСША67.9
=3742Heidelberg UniversityГермания67.5
=3739University of Hong KongГонконг67.5
3930University of EdinburghВеликобритания67.2
4031University of MelbourneАвстралия67.1
=41=70Fudan UniversityКитай65.9
=41=94Zhejiang UniversityКитай65.9
4328Carnegie Mellon UniversityСША65.1
4496Korea Advanced Institute of Science and Technology (KAIST)Южная Корея64.4
4540McGill UniversityКанада64.2
46=87University of Science and Technology of ChinaКитай64.0
4743École Polytechnique Fédérale de LausanneШвейцария63.9
=4853University of Southern CaliforniaСША63.8
=4841Technical University of MunichГермания63.8
50=87Sorbonne UniversityФранция63.2
Другие публикации раздела