Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

К работе готов (март 2017)

Статья опубликована на сайте ТАСС в рамках совместного проекта ТАСС и компании "Альбион" "Образование в России и за рубежом"

Автор текста: Елена Коптелова

Комментарии к рейтингу зарубежных университетов с самым высоким уровнем трудоустройства выпускников

Международная консалтинговая компания по кадрам Emerging по заказу газеты Times Higher Education (THE) провела исследование востребованности выпускников университетов работодателями из 20 стран мира (в том числе из России). Участникам исследования, в числе которых были руководители кадровых агентств и 3450 директоров международных компаний, было предложено ответить на вопросы: какие вузы из числа национальных и мировых университетов вызывают у них наибольшее доверие с точки зрения профессиональной подготовки выпускников и почему. На основе полученных ответов был составлен рейтинг Global University Employability Ranking 2016, опубликованный в THE.

В опросе приняли участие крупные международные и национальные корпорации из разных сфер экономики, нанимающие ежегодно не менее 50 новоиспеченных специалистов. И хотя в финальном зачете сюрпризов не случилось – первые места достались престижным американским и британским университетам, лидирующим и в других рейтингах, все же обозначилась новая тенденция. Исследование показало, что технические и специализированные вузы дают фору классическим университетам в трудоустройстве выпускников, а такие страны, как Германия, Франция, Швейцария и Китай, включающие в университетские программы стажировки и производственную практику, постепенно вытесняют из рейтинга американцев и британцев.

Диплом или профессионализм?

Достаточно сказать, что в этом году в первую десятку попал Мюнхенский технический университет (TUM, читайте статью). Всего же среди 150 лучших в мире - 11 университетов из Германии, столько же из Франции, 10 из Китая (включая Гонконг), 7 из Швейцарии. Хорошие результаты в трудоустройстве выпускников демонстрируют также Япония, Израиль, Канада и Скандинавские страны. Так, Норвегия, Швеция, Дания и Нидерланды представлены в рейтинге 15-ю вузами. Получается, что имя и статус университета продолжают иметь значение для работодателей, но в то же время все большую роль играют и другие критерии. А именно: профессиональный опыт, специализация, набор умений, позволяющих быстро войти в рабочий процесс. В идеале, компания хочет получить «готовый продукт» и не желает тратить время и деньги на дополнительную подготовку молодого специалиста. Подавляющее большинство опрошенных работодателей заявило, что задача вуза – давать не только профильное образование, но и практические навыки, другими словами – обеспечить выпускнику то, что в английском языке называется employability.

Но проблема в том, что полного совпадения у вузов и рекрутеров в трактовке этого термина нет. К примеру, президент Мюнхенского технического университета (TUM, 8-е место) Волфганг Херманн убежден, что только неразрывная связь вуза с производством может гарантировать успешное трудоустройство выпускников. «У нас в Мюнхене создана идеальная экономическая и технологическая среда, - говорит г-н Херманн. – Такого количества крупных заводов и концернов по соседству с институтом, наверное, нет нигде». Как следствие, студенты TUM начинают подрабатывать и стажироваться на BMW, Siemens, Lindern и на других предприятиях еще во время учебы. Оттуда же приходят и преподаватели-практики, что в совокупности позволяет познакомиться с будущей профессией изнутри.
Большинство университетов из первой десятки рейтинга, в том числе Калифорнийский технологический институт (CalTech, 1-е место), Массачусетский технологический институт (MIT, 2-е место), Стенфорд (5-е место), также известны тесным сотрудничеством с бизнесом. Но вместе с тем декан департамента карьеры Стенфорда и директор карьерной программы для выпускников Career Ventures Брет Алперт считает, что гораздо больше студент может получить в университете, а не на рабочем месте. «Я бы сказал, чем шире и разнообразнее учебная программа, тем больше возможностей появляется у студента, - говорит он. – Студенту надо дать возможность познакомиться как можно с большим количеством людей с разными интересами и понять, чем же он хочет заниматься сам. Прежде всего, мы должны помочь студентам развить лидерские качества, критическое мышление, технические знания. Все вместе это пригодится не только в карьере, но и в жизни вообще».

Такого же мнения придерживается директор службы карьерыЭдинбургского университета Шейла Грин: «Идея в том, чтобы студент мог экспериментировать и искать себя, пробуя себя в разных областях и открывая различные карьерные возможности. Это путь к самопознанию и своему месту в этом мире». Однако такой «широкий подход» не всегда устраивает работодателей, которым нужно что-то более конкретное, а именно профессионализм. Согласно опросу, диплом престижного вуза - отнюдь не гарантия готовности выпускника к работе (employability). Это наименее важный фактор, который принимается во внимание компаниями-работодателями, если верить данным исследования. Но при этом, нанимая сотрудников, рекрутеры продолжают подстраховываться, больше доверяя «известным брендам», таким как Гарвард, Кембридж, Йель и Оксфорд. Одна из причин – в мобильности современного рынка труда. За последние 14 лет число иностранных студентов в вузах по всему мира выросло в 2,5 раза. Соответственно, и контингент сотрудников крупных компаний становится более интернациональным. Для иностранца диплом топ-университета – это своего рода пропуск в международный бизнес.

Надейся на помощь, но сам не плошай

Продолжая тему престижного диплома, директор консалтинговой компании Emerging Лорен Дюпаскье заметил, что он «как паспорт, который служит тебе всю жизнь», с ним «тебе открыт доступ в любую точку мира».

Но с другой стороны, в современном мире технологии развиваются столь стремительно, что ни один даже самый лучший университет не может предугадать, какие знания и навыки могут потребоваться студенту в его будущей карьере. Так, по мнению директора международной тренинговой компании Fitch Learning Кейт Лэндер, сегодняшние выпускники хорошо подготовлены по специальности, но зачастую совершенно не знают, как себя вести на рабочем месте, и не имеют ни малейшего представления, что такое корпоративная этика. По сути, задача тренинговой компании – научить человека грамотно использовать свои знания в постоянно меняющихся условиях бизнеса.

Умению легко адаптироваться и нестандартно мыслить учат и в гонконгском Университете наук и технологий (Hong Kong University of Science and Technology, 13-место). Вице-президент университета Эден Вун считает, что главное достояние выпускника - способность применить полученное образование в любой рабочей или жизненной ситуации. Возможно, именно это сочетание солидного академического багажа и профессиональной гибкости позволило гонконгскому университету опередить в рейтинге такие известные вузы, как Империал-колледж (Великобритания), Национальный университет Сингапура, калифорнийский университет Беркли.

По данным опроса, повысить востребованность вчерашних студентов могут и стажировки, включенные в учебную программу. Более половины работодателей назвали это наилучшим способом взаимодействия с учебными заведениями. Некоторые университеты идут дальше, и оценивают конкурентоспособность будущих выпускников еще на стадии отбора абитуриентов. «Наши коллеги из приемной комиссии советуется с нами относительно того, какими качествами, кроме хороших оценок, должны обладать поступающие к нам студенты, - рассказывает директор карьерной службы испанского университета IE University. – И мы не исключаем, что именно благодаря этому наше место в глобальном рейтинге по трудоустройству выпускников с каждым годом все выше и выше». За три последних года IE University поднялся с 32-го на 25-е место.

И все же несмотря на всю важность полезных навыков, таких как командная работа, критическое мышление, решение проблем, управление временем, работа с документами и т.д., эксперты из академической среды не устают повторять, что университет – это вам не курсы профессиональной подготовки. В условиях больших учебных нагрузок студенту может просто не хватать времени на саморазвитие. По мнению главного аналитика канадской ассоциации The Conference Board of Canada Даниеля Манро, проще всего переложить ответственность за профессиональный уровень работника на учебное заведение, его выпустившее. «Компании повсеместно сокращают бюджет на тренинги и повышение квалификации сотрудников, - говорит он. – Между тем, кто как не работодатель должен заботиться о профессиональном совершенствовании специалиста, ведь от этого зависит успех компании в целом».

Похоже, подобного мнения придерживаются и руководители ведущих британских университетов, которые очень скептически отнеслись к правительственной инициативе по созданию университетских программ, совмещающих учебу и работу. Весной прошлого года было объявлено о запуске девяти таких программ (new industry-designed degree apprenticeships), спонсируемых работодателями и правительством. Предполагалось, что уже в этом году они будут предлагаться более чем в 40 университетах по всему Соединенному Королевству и наберут не менее 2000 студентов. Однако, как заявил проректор Открытого университета (The Open University), одного из немногих в Англии, где данные программы начали работать, на их пути встал «снобизм университетского сообщества».

И в этом принципиальная разница между Великобританией и остальной Европой. «Если мы посмотрим, кто занимает топ-позиции в швейцарских и немецких банках, то увидим, что в большинстве своем это люди, получившие профильное образование на рабочем месте, - рассказывает Кейт Лэндер из компании Fitch Learning. - Они могли начать работу вообще безо всякой степени. В Великобритании же это редкий случай. Британские работодатели очень ревностно относятся к базовому образованию соискателей».

В результате позиции британских вузов в рейтинге Global University Employability Ranking становятся все более уязвимы. «Мы видим, что многие университеты за последние пару лет опустились на несколько строчек, кто-то вообще покинул рейтинг, - делится своими наблюдениями Лоран Дюпаскье. Кто-то может сказать, что результаты исследования весьма субъективны. Но по мнению г-на Дюпаскье, со временем они превращаются в тенденцию. «Когда шесть лет назад мы включили в наш рейтинг первые китайские университеты, тоже никто не верил, что вслед за этим они попадут в мировые табели о рангах», - добавляет он. И вот теперь стало уже общим местом говорить о китайском феномене. Кто знает, может быть, и британским вузам стоит умерить свою гордость и начать диалог с бизнесом, делая программы более профессионально ориентированными. Что из опыта тех же швейцарцев и немцев, не мешает им оставаться сильными академически, лидировать в научных исследованиях и занимать высокие места в традиционных рейтингах лучших университетов мира.

Другие публикации раздела