Благодаря студенческим сообществам я смог найти себя (июнь 2021)
Личный опыт выпускника Эдинбургского университета
Бывший подопечный «Альбиона» Иван Жижин после нескольких лет учебы в британской частной школе-пансионе поступил в престижный Эдинбургский университет, успешно его закончил, приобретя несколько специальностей, и был приглашен на работу в лондонский офис известной финансовой компании Bloomberg. По словам Ивана, университет дал ему свободу и возможность делать то, что нравится, избегая стандартных решений и административных ресурсов. Своей историей он поделился с журналистом Еленой Коптеловой.
- Расскажите, как Вы попали в Англию? Почему было принято решение продолжить учебу за рубежом?
- Я переехал в Англию в 15 лет. До этого пару лет подряд родители отправляли меня в британские и швейцарские летние лагеря. Эти поездки организовывала компания «Альбион», и я отчетливо помню, как мне там нравилось – и учить язык, и общаться со сверстниками из других стран. Это был отличный опыт. Поэтому когда после очередного такого путешествия мама спросила, хочу ли я поехать на постоянную учебу за рубеж, я сразу ответил: «Да».
Сначала речь шла о швейцарской школе, но, подумав и посоветовавшись с консультантами «Альбиона», родители остановились на Англии, обосновывая это тем, что там и образование лучше, и у университетов рейтинг выше. В пользу Британии говорила и строгая дисциплина в частных школах-пансионах. Родители посчитали, что мне это пойдет на пользу.
Подготовка к экзаменам с репетиторами «Альбиона» началась за год до поступления. В итоге меня приняли в десятый класс (Year 10, предпоследний год средней школы, заканчивающийся в 16 лет сдачей экзаменов на сертификат GCSE – Прим. автора) в Royal Russell School.
Скажу честно, я очень радовался возможности сменить школу и уехать в Англию, поскольку дома, в Красноярске, у меня не очень складывались отношения с одноклассниками. Но на новом месте вначале тоже не все было гладко. Главной проблемой стал языковой барьер – и это несмотря на то, что я ездил в летние школы, учил язык и вроде неплохо его знал. Но все равно поначалу боялся делать ошибки, говорить неправильно, не всегда понимал сверстников.
Из-за этого, возможно, возникало и общее непонимание. У меня где-то год ушел на то, чтобы осознать, что меня не пытаются обидеть, что не надо все время находиться в оборонительной позиции. Здесь совсем по-другому строится общение между учениками, агрессии гораздо меньше, чем у нас. Но сначала ты этого не понимаешь, и зачастую ведешь себя вызывающе.
- К моменту, когда началась подготовка в университет, Вы уже полностью адаптировались и знали, чем хотите заниматься, куда поступать?
- Не совсем так. Весь процесс подачи документов в университет у меня был очень спонтанным. К тому моменту еще не было понимания, чем заниматься дальше. В старших классах по программе A-level я учил экономику, историю, математику и СМИ. Интерес к этим предметам у меня был, но не могу сказать, что я проявлял какое-то особое рвение в учебе.
Когда пришло время подавать заявления в университеты, я смотрел на рейтинг и специальностей, и самих университетов. Но окончательный выбор был все равно сделан на семейном совете. Как это было принято у многих русских студентов, в приоритете оказались экономика, бизнес и финансы – у нас и сейчас многие считают, что это залог успешного будущего, хотя в реальности не всегда так.
Но так или иначе я остановился на управлении бизнесом (Business Management), еще и потому, что для этой специальности не нужна была математика, которую я не очень хорошо сдал. В списке желаемых университетов на первом месте стоял Королевский колледж Лондона, потом Эдинбург, Дарэм, Бирмингем, Кент.
У Эдинбургского университета были более лояльные вступительные требования, чем в Королевском колледже, в него я в результате и поступил.
Моим преимуществом было хорошее мотивационное письмо –хороший стиль, уместно подобранные цитаты, отличная концовка. Но и прогнозируемые оценки за курс старшей школы, с которыми я поступал, были довольно высокие – A*AB (документы в университеты подаются в начале последнего года обучения в школе, а экзамены сдаются в его конце, поэтому к заявлению прилагаются так называемые прогнозируемые оценки – predicted grades, выставляемые учителями на основе успеваемости – Прим. автора).
- Насколько легко было адаптироваться к учебе в университете? Что Вы ожидали от студенческой жизни и что получили в действительности?
- Я бывал раньше в Эдинбурге, но в самом университете - никогда. Помню, приехали мы с моим приятелем, который тоже поступил в этот университет, ночным поездом в Эдинбург, сразу отправились в общежитие, а оно закрыто, вокруг темнота, пустырь, никто нас не ждет. Вот это была неожиданность. Но скоро выяснилось, что просто мы слишком рано там оказались. Пошли гулять по городу, и я еще раз убедился, какой он красивый!
Самым сложным поначалу была организация быта: сами мы ничего не умели делать, в школе жили на всем готовом. Поэтому какое-то время ушло на то, чтобы привыкнуть к новому образу жизни. На первом курсе студенты, вырвавшиеся из дома и почувствовавшие свободу, обычно отрываются по полной. У нас вечеринки устраивались каждый день. Но мне такой стиль жизни не был интересен.
- А что было интересно Вам?
- Так сложилось, что большая часть моего времени и внимания была сосредоточена на студенческих сообществах. Я начал учиться по специальности Business Management, но вскоре понял, что мне ближе финансы и бухучет (Accounting & Finance), и перевелся на это отделение. В шотландских университетах, как и в американских, бакалавриат длится 4 года, и в течение первых двух курсов можно менять специальность (оценки за первые два года не идут в диплом).
На выбор новой специальности, я думаю, повлияло мое участие в университетском финансово-инвестиционном клубе. Там я оказался случайно, но это был случай, который определяет судьбу. Буквально в первые дни учебы я познакомился с русской девушкой из Польши, она и привела меня в клуб, посчитав, что это как раз то, что мне нужно, и не ошиблась.
Мне там так понравилось, что в результате я стал президентом этого сообщества. У клуба был фонд размером 50 тыс. фунтов, мы его распределяли по секторам и учили участников сообщества инвестировать в рынок. Также я организовал финансовую конференцию, выступил одним из создателей команды для участия в гонках болидов, сконструированных студентами-инженерами. Другими словами, я нашел себя в управлении и лидерстве.
- С учетом такой активности, сразу возникает вопрос: как Вам удавалось еще и учиться, и сдавать экзамены?
- По специальности «финансы и бухучет» учиться было несложно, по крайней мере, мне. Доходило до того, что я брал учебники за несколько дней до экзаменов, полностью их прочитывал и успешно все сдавал. Посещение лекций необязательно, нужно ходить только на семинары – это 3-4 часа в неделю. К ним даются задания, которые надо выполнить.
Кроме того, было много групповых работ. Например, надо было коллективно написать эссе – вот это был тяжелый и интересный процесс. Каждый привык это делать по-своему, а тут ты учишься работать в команде, договариваться, идти на компромиссы.
В британских университетах в целом и в Эдинбургском в частности акцент сделан на самостоятельном обучении. У нас это называлось independent learning. И меня это очень устраивало, соответствовало моим особенностям. Мне нравится свобода, я люблю работать тогда, когда чувствую подъем, когда есть силы и энтузиазм. Поэтому школьная структура с ее монотонным расписанием казалась мне очень тесной.
- А как обстояли дела со сдачей экзаменов в университете?
- Я не был идеальным студентом, общий балл диплома у меня 2.1 (Upper Second Class Honours, вторая группа после высшей, 60-69% из ста – Прим. автора). Но, с другой стороны, я делал вещи, которые были не под силу моим однокурсникам, например, учил других финансам и инвестициям. Мне были интересны практические вещи, кроме того, у меня всегда было желание выделиться. Поэтому я старался делать то, что не могут другие.
Правда, иногда это приносило не только пользу, но и вред. Например, в экзаменационных эссе я любил использовать аргументы из литературы и других источников, не имеющих отношения к предмету, а преподавателям нравилось, когда студенты цитируют их лекции. Соответственно, и оценку мне ставили ниже. Но все равно многие экзамены я сдавал на 70-80% из ста.
Моя позиция была следующая: если я не могу быть лучшим в учебе, значит, буду лучшим в сообществах. У меня всегда было много идей, но в школе их как-то не поддерживали, из-за чего у меня появилась боязнь публичных выступлений, соревнований, конкурсов. В университете я дал себе слово преодолеть эти страхи и вернуть уверенность в себе. Поэтому начал браться за все, что вызывало страх. Сначала мои презентации были ужасными, я страшно волновался, но со временем они становились все лучше, и наступил момент, когда глава моего сообщества пообещал мне большое будущее, сказав, что я стану президентом этого клуба. Так оно и случилось. Благодаря студенческим сообществам я смог найти себя.
- Расскажите об особенностях обучения в Шотландии, чем оно отличается от учебы в других частях Королевства?
- Главная разница - в продолжительности обучения: в Шотландии по программе бакалавра учатся 4 года, а не три, как в Англии. Это большой плюс, потому что ты успеваешь адаптироваться, приглядеться, изучить все возможности, которые дает университет. Например, по моей специальности для будущего успешного трудоустройства требовались стажировки. Первая из возможных – Spring Week – в Шотландии проходит на втором курсе, а в других частях страны – в конце первого. Это значит, что ты только поступил и почти сразу должен подавать на нее документы - писать резюме, искать рекомендации, а потом проходить интервью и т.д. У нас же было время нормально к ней подготовиться.
Еще такой положительный момент: экзамены в Англии начинаются после новогодних каникул, а в Шотландии – заканчиваются до них. То есть сдал и спокойно наслаждайся праздниками.
Если сравнивать конкретно с Лондоном, то, насколько я знаю, у студентов моей специальности там вообще не было нормальной студенческой жизни. Они сразу были нацелены на поиск работы и на конкурентную борьбу за место под солнцем. Плюс много времени съедало перемещение по городу.
В Эдинбурге студенты – треть населения города. Здесь совершенно другая атмосфера, низкие цены, нормальная студенческая жизнь. Для меня это лучший город для учебы. И теперь я даже немного жалею, что интересовался только своей специальностью и был зациклен на карьере, не использовал все преимущества жизни в Эдинбурге.
- Вы упомянули о стажировках: они были предусмотрены программой или студенты искали их сами? И была ли возможность подрабатывать – во время учебы или каникул?
- У каждого факультета своя программа, некоторые включали практику. Но, как правило, факультет всего лишь информирует о возможных стажировках и условиях участия в них, а студент сам делает все необходимое, чтобы туда попасть.
Мои однокурсники и вообще все, кто изучал финансы и экономику, старались найти стажировку каждые каникулы. Особенно если в их планах было работать в Лондоне, где в финансовом секторе, с одной стороны, больше возможностей, а с другой – высокая конкуренция. Там без практического опыта в резюме трудоустроиться невозможно. Лично я действовал через свой студенческий клуб, который был ориентирован на карьеру и помогал участникам и со стажировками, и с работой.
Подрабатывать иностранцам разрешалось до 20 часов в неделю. Много вариантов было в самом университете, в том числе и оплачиваемых.
- Кстати, об иностранцах. Много их было среди Ваших однокурсников?
- В Эдинбургском университете сделан упор на привлечение способных студентов из-за рубежа, поэтому иностранцев много, это по-настоящему интернациональный вуз. Я общался со всеми, не кучковался со своими, хотя «своих» – выходцев из бывшего СССР – тоже было достаточно. Отношения в университете строятся на общих интересах, национальность совсем не важна. Я встретил много интересных и даже уникальных людей, некоторые из них стали моими друзьями. Например, у нас учился канадец, выучивший китайский самостоятельно и поступивший в лучший университет Китая – Цинхуа, а уже оттуда он приехал в Эдинбург. Был у нас лучший теннисист Бельгии среди молодежи. И победитель всех возможных олимпиад по математике в Литве.
Иностранцев много и среди преподавателей. Университет приглашает на работу известных в своей области людей, авторов серьезных исследований, опубликовавших не одну книгу по своей теме. С ними было интересно и в то же время легко общаться.
- Чем, кроме учебы, запомнился университет?
- Эдинбургский университет – это вуз, который дает студентам конкурентные преимущества, благодаря этому я смог остаться в Великобритании. В университете у меня появились новые увлечения, например, я начал играть в гольф. В Шотландии к этой игре особое отношение, наверное, как в Англии к футболу. И это не какое-то элитарное, а абсолютно обычное занятие, доступное всем. В Эдинбурге у меня было много свободного времени, университет давал возможность почувствовать себя студентом. У университета два кампуса – центральный, существующий с момента основания в 16 веке, и новый Kings. На их территории находятся общежития, хотя многие студенты живут в частных студенческих резиденциях, не принадлежащих университету, или снимают другое жилье. Мы ходили друг к другу в гости, играли в настольные игры, обсуждали разные темы, вели беседы, заставлявшие задуматься над философскими вопросами. Могли даже ночью прийти в библиотеку – читать и общаться. Это было незабываемое и неповторимое время.
- Но потом оно подошло к концу, и наступили будни взрослой жизни – поиск работы, карьера. Университет как-то помогает выпускникам с трудоустройством?
- Как только я вступил в университетский инвестиционный фонд, то сразу решил, что хочу работать в этой сфере. И уже с первого курса начал активно предлагать свою кандидатуру работодателям. Финансы и консалтинг - очень конкурентная среда, в ней надо как можно раньше задумываться о карьере.
Кстати, и компании из этой области очень плотно работают с университетами: приезжают в кампус с ярмарками вакансий, лекциями, презентациями.
Эдинбургский университет – это бренд, который все знают. Он входит в группу самых престижных университетов Великобритании Russell Group. Поэтому если ты из Эдинбурга, то проходишь у работодателей по всем базовым критериям отбора. Хотя на трудоустройство влияет не только имя университета, но и диплом, его специализация. Например, Эдинбург считается одним из лучших в стране по компьютерным наукам и медицине, юриспруденция тоже на высоте.
- Как сложилась конкретно Ваша жизнь после окончания университета? И что Вы планируете делать дальше?
- После 4-летней бакалаврской программы я поступил в магистратуру на специальность «менеджмент». Хотя к тому моменту у меня уже был неплохой опыт для работы в сфере консалтинга, и я уже проходил интервью в McKinsey и BCG. Но все-таки я решил взять время и подумать, чем заниматься дальше.
В магистратуре я приобрел новые знания и навыки, в том числе непрофильные, например, научился программировать. По ее окончании я начал работать в стартапе, но оттуда пришлось уйти, поскольку мои работодатели не могли мне сделать рабочую визу, а моя студенческая уже истекала (до введения новых иммиграционных правил в 2021 году иностранным выпускникам было разрешено оставаться в стране в течение 4 месяцев для поиска работы в компании, которая могла бы выступить «спонсором» их рабочей визы, теперь можно оформить 2-летнюю визу для трудоустройства – Прим. автора).
Пришлось срочно искать работу - до окончания визы оставался месяц. Мне кажется, я отправил свое резюме в триста разных мест, получил несколько приглашений на интервью. Блумберг ответил первым и был готов оформить все документы. Я посчитал, что это отличное место для начала карьеры: большая компания в центре лондонского Сити, где работает много умных, талантливых и амбициозных людей. К тому же, там хорошо платят начинающим специалистам.
Если говорить о будущем, то я бы хотел остаться в Англии, открыть свой бизнес в области инноваций. Мечтаю реализовать свои амбиции – создать что-то полезное для общества, например, разработать технологическое решение, которое могло бы поменять статус-кво в финансовой сфере и устранить имеющиеся пробелы.
- А что бы Вы могли посоветовать тем, кто только задумывается о поступлении в британский университет?
- Важно определиться с профессией, адекватно оценить перспективы. Не зацикливаться на собственном финансовом благополучии, мыслить шире. На Западе молодые люди интересуются инновациями, технологиями, наукой, думают о том, как повлиять на мир и пригодиться обществу. И это в конце концов ведет к материальному успеху.
Сейчас вот мне кажется, что лично мне надо было идти в математику и новые технологии. Но в то же время не надо бояться экспериментировать, пробовать, менять направление, не надо думать, что выбираешь профессию раз и навсегда, и потом уже с этим ничего нельзя будет сделать. Университет дает возможность попробовать себя в разных сферах – можно быть одновременно и инженером, и финансистом, и биологом, взяв соответствующие курсы и участвуя в определенных сообществах.
В России хорошо преподают математику, и мне кажется, на этом можно сделать акцент, компенсируя не самый высокий уровень английского. Посоветовал бы больше практики в языке, в том числе в летних школах за рубежом, на курсах и с репетиторами. И лучше начинать учиться за рубежом со школьного возраста. Чем позже приезжаешь, тем тяжелее адаптироваться и менять свои взгляды и установки.
- Школа в Англии научила меня быть независимой от окружения (февраль 2024)
- Ольга Курилова: «Хорошее образование за рубежом позволяет реализовать свой потенциал» (ноябрь 2023)
- Как за год подготовиться и поступить в топ-университет Британии (ноябрь 2022)
- Научиться размышлять, анализировать и другие секреты успешной учёбы (ноябрь 2022)
- Хорошее образование позволяет человеку раскрыть свои способности (октябрь 2022)
- Школа в Англии отучила меня оглядываться на других (октябрь 2022)
- Как стать докторантом Оксфорда минуя магистратуру (октябрь 2022)
- Как не потерять мотивацию за полтора года обучения онлайн (ноябрь 2021)
- Диплом имеет значение (октябрь 2021)
- Хорошее образование и умение подать себя. Что даёт учёба за рубежом? (октябрь 2021)
- Америка vs Англия: где образование лучше, или Почему я уехал в США (июнь 2021)
- Благодаря студенческим сообществам я смог найти себя (июнь 2021)
- Университет даёт возможности, а как ими распорядиться, зависит от студента (июнь 2021)
- Свобода самовыражения: как учат архитекторов в Англии (май 2021)
- Поступить в Империал-колледж почти так же непросто, как в Оксбридж (апрель 2021)
- Учёба в Кембридже в эпоху пандемии: опыт русского студента (март 2021)
- Оксфорд: лучший университет мира глазами студента из России (февраль 2021)
- Как московская школьница получила диплом Университета Уорика (июль 2019)
- Уроки, которые убивают страх и заставляют повзрослеть (июль 2019)
- Александр Оганесьян: "Университет структурирует жизнь и задаёт направление" (июль 2019)
- Катя Хватова: «Epsom College привил мне любовь к учёбе и чтению» (июнь 2019)
- Невыдуманные истории успеха - интервью студентов "Альбиона" (апрель 2014)
- Я люблю учиться, и не ради отметок... (июнь 2007)
- Oxbridge Person (февраль 2006)
- Компьютерщик сдаёт искусство (сентябрь 2003)
- От академизма к концептуализму (сентябрь 2003)
- LSE – это 80% (май 2000)
- Личный опыт, как стать студенткой LSE (май 2000)