Катя Хватова: «Epsom College привил мне любовь к учёбе и чтению» (июнь 2019)
Текст: Елена Коптелова
Год назад московская школьница Катя Хватова уехала учиться в английскую школу-пансион Epsom College, расположенную недалеко от Лондона. Вопреки распространенному мнению о холодности англичан и сложностях адаптации, за это время Катя успела завести близких друзей, которые, по её словам, стали родными, а о школе остались самые теплые воспоминания.
Поступление
Моя старшая сестра два года училась в Англии, и мне тоже захотелось поехать. Мама меня поддержала и отправила на специальные подготовительные курсы в «Альбион». Там я почти год занималась математикой, науками (Science – блок естественнонаучных дисциплин – Прим. «Альбиона») и английским. Где-то через пару месяцев после начала занятий мне уже пришлось сдавать экзамен UKiset, который включал в себя математику, вербальную и невербальную логику и английский. Именно языковая часть теста оказалась самой сложной, особенно что касается восприятия на слух. Тем не менее, я получила хороший результат, и меня были готовы принять 4 школы. Мы поехали их смотреть, и мне очень понравился Epsom College.
Вхождение в коллектив
Первые две недели в школе были, наверное, самыми трудными. Я грустила и не могла привыкнуть к новой жизни. И это несмотря на то, что я уже не раз ездила в летний лагерь в Англию. Здесь у меня поначалу тоже было такое ощущение, что я снова в лагере, и скоро все закончится. Я очень скучала по дому и старалась даже лишний раз не звонить родным, чтоб не расплакаться. Большую часть времени сидела у себя в комнате и не хотела ни с кем общаться.
Но потом у меня появились подружки - девочки из Грузии и Болгарии, мои соседки по пансиону. Помогли и внеурочные мероприятия для пансионеров – в неформальной обстановке проще общаться. Через месяц все стало гораздо лучше – я наконец почувствовала себя частью коллектива.
В нашей школе учатся в основном англичане, иностранцы составляют около 10% от общего числа учеников. Некоторые из них, в том числе русские, даже не стремятся общаться с одноклассниками-англичанами, дружат между собой, в интернациональной среде. Я же довольно легко нашла общий язык с англичанами, и они меня приняли практически сразу. Сначала я стеснялась говорить по-английски, и это единственное, что мешало сближению. Но местные ребята меня поддержали, сказав, что не надо бояться говорить, и пообещав исправлять ошибки. Англичане мне показались очень забавными, с ними интересно. Тем, кто собирается в на учебу в Англию, я бы порекомендовала меньше стеснения и больше общения.
Учёба
В первом триместре по всем предметам, кроме математики, у нас были обычные классы. Потом, после первых экзаменов, нас распределили по сетам – группам по уровню знаний. В каждом сете было не больше 15 человек. Нам объяснили, что не страшно попасть в самый последний сет, например, по английскому языку. Наоборот, это поможет быстрее продвинуться, потому что там тебе уделяют больше внимания.
Изучив школьную программу, мне показалось странным, что чем старше класс, тем меньше обязательных предметов. Уже в двух последних классах средней школы, на программе GCSE, можно отказаться от каких-то предметов, которые в российской школе изучаются вплоть до выпуска и считаются основными. Скажем, от истории. Возможно, это позволяет сконцентрироваться на более важных курсах, которые в дальнейшем станут твоей специализацией, но разве от этого не страдает общее образование? Мне непонятно, как можно не знать историю.
Но с другой стороны, в российской средней школе рано отменяют музыку и изо, а в Англии искусство – один из основных предметов. И мне это нравится: если говоришь, что хочешь стать художником или поэтом, тебя воспринимают всерьез, в отличие от России.
Преподаватели
Сначала я боялась отвечать на уроках. Когда меня спрашивали, сердце готово было выпрыгнуть из груди. Но потом поняла, что гораздо легче задавать вопросы преподавателю, а не сидеть над домашкой часами, пытаясь разобраться с заданием.
В Epsom College я впервые увидела, как много зависит от учителя. Он может даже самый нелюбимый и сложный предмет сделать простым и понятным. Так было с химией, например. Наш учитель химии каждый урок начинал с какого-то эксперимента, а потом все подробно объяснял. Было очень интересно, и материал запоминался сам собой, тесты сдавались легко, оценки по Science у меня всегда были хорошие, хотя науки совсем не мое. Но были и такие преподаватели, с кем разговаривать страшно, в результате их предметы у меня плохо пошли. Признаюсь честно, некоторые учебники я вообще отложила в сторону, особенно по тем дисциплинам, которые я не планирую дальше изучать или к которым у меня нет интереса. На нашей ступени (год перед GCSE – Прим. «Альбиона») главное - написать финальный тест не менее, чем на 50%. Кроме того, в табеле успеваемости не меньшее значение, чем оценка, имеют усилие и старание, они тоже отмечаются.
В английской школе тебя не нагружают домашним заданием, стараются по максимуму дать на уроке. Но все же домашняя работа есть, и если ее не сделал, грозит наказание. Например, придется писать какое-нибудь эссе, скажем о Шекспире. За пропуски уроков и плохое поведение оставляют на несколько часов в школе по выходным. Был такой случай, когда один мой одноклассник неудачно пошутил на уроке математики - выпрыгнул из окна, а потом влез обратно со словами: «Ой, простите, я ручку уронил». Ему пришлось два часа отрабатывать эту «шутку» в субботу, когда все отдыхали.
Спорт, отдых и еда
Так же, как искусство, обязательным предметом считается и спорт. И это не уроки физкультуры, как в России, а полноценные, порой практически профессиональные занятия каким-то видом спорта. Не всегда понятным иностранцу. Учебный год начался с хоккея на траве, который я никак не могла освоить. Поэтому когда мне случайно заехали клюшкой в глаз, я побежала к школьному врачу и взяла освобождение на весь триместр. В следующем триместре были нетбол и теннис, вот от них я получала удовольствие. В третьем триместре уже можно было выбирать любой вид спорта из довольно длинного списка.
Только тут, в Epsom College, я поняла, как это здорово - заниматься спортом. Он воспитывает силу воли, организует, наполняет тебя легкостью, энергией и положительными эмоциями. Снимается вся нагрузка за день и спишь хорошо. Если бы не школа, вряд ли бы я сама к этому пришла.
По выходным мы ходили гулять в ближайший городок Эпсом. Возили нас и в ближайший супермаркет. Не то, чтобы нам не хватало еды или нас плохо кормили. Наоборот, я бы сказала, что в школе было слишком много еды, и не только положенные завтраки, обеды и ужины, но и перекусы между уроками. Но просто все равно время от времени хочется чего-то из того, что здесь называется junk food (фастфуд, нездоровая еда – Прим. «Альбиона»). Вот за этим мы и ездили плюс смена обстановки.
Были у нас и две экскурсионные поездки. Одна в начале года в Лондон и другая в его конце в парк аттракционов.
Итоги года
Отучившись один год в Англии, я вернулась домой, чтобы закончить школу здесь. Потом хочу опять поехать в Epsom на программу A-level (два последних года, предуниверситетская программа – Прим. «Альбиона») и дальше поступать в британский университет.
За этот год я стала более самостоятельной, английская школа заставила меня повзрослеть. Привила любовь к учебе, к чтению, к спорту. Благодаря школе, где у нас отбирали телефон, я отделалась от гаджет-зависимости. Больше гуляю и читаю, а не сижу перед экраном.
Мне вообще очень повезло со школой. Epsom College – это такое большое сообщество, где всегда есть, с кем поговорить. И когда тебе плохо, и когда хорошо, всегда есть кто-то рядом. Некоторые из этих людей стали мне очень родными. И, конечно, я ни капли не жалею, что поехала: это был незабываемый год в Англии.
- Школа в Англии научила меня быть независимой от окружения (февраль 2024)
- Ольга Курилова: «Хорошее образование за рубежом позволяет реализовать свой потенциал» (ноябрь 2023)
- Как за год подготовиться и поступить в топ-университет Британии (ноябрь 2022)
- Научиться размышлять, анализировать и другие секреты успешной учёбы (ноябрь 2022)
- Хорошее образование позволяет человеку раскрыть свои способности (октябрь 2022)
- Школа в Англии отучила меня оглядываться на других (октябрь 2022)
- Как стать докторантом Оксфорда минуя магистратуру (октябрь 2022)
- Как не потерять мотивацию за полтора года обучения онлайн (ноябрь 2021)
- Диплом имеет значение (октябрь 2021)
- Хорошее образование и умение подать себя. Что даёт учёба за рубежом? (октябрь 2021)
- Америка vs Англия: где образование лучше, или Почему я уехал в США (июнь 2021)
- Благодаря студенческим сообществам я смог найти себя (июнь 2021)
- Университет даёт возможности, а как ими распорядиться, зависит от студента (июнь 2021)
- Свобода самовыражения: как учат архитекторов в Англии (май 2021)
- Поступить в Империал-колледж почти так же непросто, как в Оксбридж (апрель 2021)
- Учёба в Кембридже в эпоху пандемии: опыт русского студента (март 2021)
- Оксфорд: лучший университет мира глазами студента из России (февраль 2021)
- Как московская школьница получила диплом Университета Уорика (июль 2019)
- Уроки, которые убивают страх и заставляют повзрослеть (июль 2019)
- Александр Оганесьян: "Университет структурирует жизнь и задаёт направление" (июль 2019)
- Катя Хватова: «Epsom College привил мне любовь к учёбе и чтению» (июнь 2019)
- Невыдуманные истории успеха - интервью студентов "Альбиона" (апрель 2014)
- Я люблю учиться, и не ради отметок... (июнь 2007)
- Oxbridge Person (февраль 2006)
- Компьютерщик сдаёт искусство (сентябрь 2003)
- От академизма к концептуализму (сентябрь 2003)
- LSE – это 80% (май 2000)
- Личный опыт, как стать студенткой LSE (май 2000)