Я люблю учиться, и не ради отметок... (июнь 2007)
Журнал "Домовой", июнь 2007
Год назад москвичка Катя Погудина закончила британскую частную школу Repton и стала студенткой экономического факультета колледжа St. Peter's Оксфордского университета.
Ты сама решила поехать учиться в Великобританию? Или эта мысль возникла у родителей?
Сначала родители просто хотели, чтобы я знала язык, и с 10 лет я каждый год ездила в британские частные школы на курсы английского, и мне это страшно нравилось. А в конце 8 класса - мне тогда было 15 лет – отец предложил мне со следующего года учиться в Англии в частной школе – мол, дома, в России я явно недогружена. Я сразу согласилась, а вот мама поначалу возражала – как это ребёнок будет почти полгода без семьи, без родителей? Но я её убедила, что уже не ребёнок, и мы отправились в агентство "Альбион" выбирать школу
А по какому принципу?
Дело было в мае, в топ-школах, тех, что занимают первые сто строк рейтингов, свободных мест уже не осталось. Мне предложили сдать тесты (по математике и английскому) в три школы - из второй и третьей сотни рейтинга. Если учесть, что частных школ в стране более двух тысяч, то станет ясно, что школы из третьей сотни рейтинга – отнюдь не аутсайдеры. Две из трёх школ по результатам тестов согласились меня принять, и мы с мамой поехали их смотреть. В Рептоне я как-то сразу почувствовала себя на месте, и хозяйка пансиона, где мне предстояло жить, была очень симпатичной, так что проблема выбора решилась просто.
Сколько лет ты там училась? И чему?
Четыре года. Первые два года у меня было много предметов, хотя и меньше, чем в России. А потом я выбрала четыре: математику, экономику, бизнес, немецкий язык. Их я изучала в двух последних, выпускных классах, по ним сдавала экзамены A-level. И ещё на всякий случай сдала экзамен по русскому – лишний высокий балл при поступлении в университет не повредит.
Чем определялся выбор предметов?
Во-первых, будущей специальностью – я собиралась поступать на экономический факультет. Во-вторых, надо было выбрать такие предметы, по которым был реальный шанс получить высокий балл. Чтобы поступить в Оксфорд или Кембридж, нужно, как минимум, иметь "А" по трём предметам. Мне повезло, что всё совпало: математика, экономика, бизнес – мои любимые предметы.
Как поступают в Оксфорд и Кембридж? Есть ли различия с другими университетами?
Формально различий почти нет, но реально – много. В начале учебного года ученики выпускных классов школы подают заявку в единый национальный центр – UCAS. В заявку входит список университетов, в которых абитуриент хотел бы учиться, эссе, рекомендации преподавателей и, главное, отметки, которые планируется получить на выпускных экзаменах. Дальше у большинства учеников наступает относительно спокойная жизнь: учёба, подготовка к экзаменам. Три высших балла «А» на выпускных экзаменах дают почти 100%-ую вероятность поступления в любой университет, кроме Оксфорда и Кембриджа. Другое дело – абитуриенты этих двух университетов. Кембридж и Оксфорд получают в сотни раз больше заявок, чем готовы принять, и у всех высшие баллы. Чтобы отобрать лучших, проводятся дополнительные государственные экзамены, вступительные экзамены в университет, интервью – конкретно всё зависит от университета и специальности. Мне, например, предложили написать два эссе – по экономике и по бизнесу, сдать тесты и пройти несколько интервью. Причём ко всем этим мероприятиям приходится готовиться, не запуская учёбы в школе – ведь вне зависимости от результатов дополнительных испытаний главное условие, высший балл на выпускных экзаменах, должно быть выполнено.
Ты сразу решила, что будешь поступать в Оксфорд?
Когда я ехала в Англию, то, конечно, мечтала о топовом британском университете, но вовсе не была уверена, что у меня это получится. После двух лет учёбы я очень хорошо сдала экзамены CGSE, и у меня сразу прибавилось уверенности в себе. Результаты экзаменов за первый год учёбы на A-level были ещё лучше: по математике, экономике, бизнесу и русскому языку – "А", и только по немецкому "В". Я вполне могла претендовать на поступление в один из лучших университетов. А мой школьный тьютор – учитель-наставник, который помогал оформить документы в UCAS, – посоветовал мне включить в заявку и Оксфорд.
Что было самым трудным?
Наверное, интервью. Вопросы были самые неожиданные, многие выходили за рамки школьной программы. Я думаю, что там важно было продемонстрировать не столько блестящую академическую подготовку, сколько умение и желание думать, спорить, обсуждать тему с разных точек зрения.
Тебя приняли в Оксфорд – значит, ты справилась блестяще. Что тебе помогло?
Думаю, коммуникабельность и активность. Я люблю общаться с людьми и люблю учиться, и не ради отметок, мне нравится процесс учёбы. Я и летом, в каникулы, читала книги по экономике, по истории экономических учений. Но одной учёбы мне мало: когда Times и отделение Bank of England в Ноттингеме объявили конкурс среди школьников, я сразу же подала заявку на участие. Надо было предложить свой проект изменения банковской системы, который привёл бы к экономическому росту в стране. То, что я оказалась среди призёров конкурса, здорово помогло мне на интервью.
Через два с небольшим года ты станешь бакалавром. Что думаешь делать дальше?
Для начала – поработать в Лондонском Сити. А потом попробую поступить в бизнес-школу – на программу МВА.
- Школа в Англии научила меня быть независимой от окружения (февраль 2024)
- Ольга Курилова: «Хорошее образование за рубежом позволяет реализовать свой потенциал» (ноябрь 2023)
- Как за год подготовиться и поступить в топ-университет Британии (ноябрь 2022)
- Научиться размышлять, анализировать и другие секреты успешной учёбы (ноябрь 2022)
- Хорошее образование позволяет человеку раскрыть свои способности (октябрь 2022)
- Школа в Англии отучила меня оглядываться на других (октябрь 2022)
- Как стать докторантом Оксфорда минуя магистратуру (октябрь 2022)
- Как не потерять мотивацию за полтора года обучения онлайн (ноябрь 2021)
- Диплом имеет значение (октябрь 2021)
- Хорошее образование и умение подать себя. Что даёт учёба за рубежом? (октябрь 2021)
- Америка vs Англия: где образование лучше, или Почему я уехал в США (июнь 2021)
- Благодаря студенческим сообществам я смог найти себя (июнь 2021)
- Университет даёт возможности, а как ими распорядиться, зависит от студента (июнь 2021)
- Свобода самовыражения: как учат архитекторов в Англии (май 2021)
- Поступить в Империал-колледж почти так же непросто, как в Оксбридж (апрель 2021)
- Учёба в Кембридже в эпоху пандемии: опыт русского студента (март 2021)
- Оксфорд: лучший университет мира глазами студента из России (февраль 2021)
- Как московская школьница получила диплом Университета Уорика (июль 2019)
- Уроки, которые убивают страх и заставляют повзрослеть (июль 2019)
- Александр Оганесьян: "Университет структурирует жизнь и задаёт направление" (июль 2019)
- Катя Хватова: «Epsom College привил мне любовь к учёбе и чтению» (июнь 2019)
- Невыдуманные истории успеха - интервью студентов "Альбиона" (апрель 2014)
- Я люблю учиться, и не ради отметок... (июнь 2007)
- Oxbridge Person (февраль 2006)
- Компьютерщик сдаёт искусство (сентябрь 2003)
- От академизма к концептуализму (сентябрь 2003)
- LSE – это 80% (май 2000)
- Личный опыт, как стать студенткой LSE (май 2000)