Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Я люблю учиться, и не ради отметок... (июнь 2007)

Журнал "Домовой", июнь 2007

Год назад москвичка Катя Погудина закончила британскую частную школу Repton и стала студенткой экономического факультета колледжа St. Peter's Оксфордского университета.

Ты сама решила поехать учиться в Великобританию? Или эта мысль возникла у родителей?

Сначала родители просто хотели, чтобы я знала язык, и с 10 лет я каждый год ездила в британские частные школы на курсы английского, и мне это страшно нравилось. А в конце 8 класса - мне тогда было 15 лет – отец предложил мне со следующего года учиться в Англии в частной школе – мол, дома, в России я явно недогружена. Я сразу согласилась, а вот мама поначалу возражала – как это ребёнок будет почти полгода без семьи, без родителей? Но я её убедила, что уже не ребёнок, и мы отправились в агентство "Альбион" выбирать школу

А по какому принципу?

Дело было в мае, в топ-школах, тех, что занимают первые сто строк рейтингов, свободных мест уже не осталось. Мне предложили сдать тесты (по математике и английскому) в три школы - из второй и третьей сотни рейтинга. Если учесть, что частных школ в стране более двух тысяч, то станет ясно, что школы из третьей сотни рейтинга – отнюдь не аутсайдеры. Две из трёх школ по результатам тестов согласились меня принять, и мы с мамой поехали их смотреть. В Рептоне я как-то сразу почувствовала себя на месте, и хозяйка пансиона, где мне предстояло жить, была очень симпатичной, так что проблема выбора решилась просто.

Сколько лет ты там училась? И чему?

Четыре года. Первые два года у меня было много предметов, хотя и меньше, чем в России. А потом я выбрала четыре: математику, экономику, бизнес, немецкий язык. Их я изучала в двух последних, выпускных классах, по ним сдавала экзамены A-level. И ещё на всякий случай сдала экзамен по русскому – лишний высокий балл при поступлении в университет не повредит.

Чем определялся выбор предметов?

Во-первых, будущей специальностью – я собиралась поступать на экономический факультет. Во-вторых, надо было выбрать такие предметы, по которым был реальный шанс получить высокий балл. Чтобы поступить в Оксфорд или Кембридж, нужно, как минимум, иметь "А" по трём предметам. Мне повезло, что всё совпало: математика, экономика, бизнес – мои любимые предметы.

Как поступают в Оксфорд и Кембридж? Есть ли различия с другими университетами?

Формально различий почти нет, но реально – много. В начале учебного года ученики выпускных классов школы подают заявку в единый национальный центр – UCAS. В заявку входит список университетов, в которых абитуриент хотел бы учиться, эссе, рекомендации преподавателей и, главное, отметки, которые планируется получить на выпускных экзаменах. Дальше у большинства учеников наступает относительно спокойная жизнь: учёба, подготовка к экзаменам. Три высших балла «А» на выпускных экзаменах дают почти 100%-ую вероятность поступления в любой университет, кроме Оксфорда и Кембриджа. Другое дело – абитуриенты этих двух университетов. Кембридж и Оксфорд получают в сотни раз больше заявок, чем готовы принять, и у всех высшие баллы. Чтобы отобрать лучших, проводятся дополнительные государственные экзамены, вступительные экзамены в университет, интервью – конкретно всё зависит от университета и специальности. Мне, например, предложили написать два эссе – по экономике и по бизнесу, сдать тесты и пройти несколько интервью. Причём ко всем этим мероприятиям приходится готовиться, не запуская учёбы в школе – ведь вне зависимости от результатов дополнительных испытаний главное условие, высший балл на выпускных экзаменах, должно быть выполнено.

Ты сразу решила, что будешь поступать в Оксфорд?

Когда я ехала в Англию, то, конечно, мечтала о топовом британском университете, но вовсе не была уверена, что у меня это получится. После двух лет учёбы я очень хорошо сдала экзамены CGSE, и у меня сразу прибавилось уверенности в себе. Результаты экзаменов за первый год учёбы на A-level были ещё лучше: по математике, экономике, бизнесу и русскому языку – "А", и только по немецкому "В". Я вполне могла претендовать на поступление в один из лучших университетов. А мой школьный тьютор – учитель-наставник, который помогал оформить документы в UCAS, – посоветовал мне включить в заявку и Оксфорд.

Что было самым трудным?

Наверное, интервью. Вопросы были самые неожиданные, многие выходили за рамки школьной программы. Я думаю, что там важно было продемонстрировать не столько блестящую академическую подготовку, сколько умение и желание думать, спорить, обсуждать тему с разных точек зрения.

Тебя приняли в Оксфорд – значит, ты справилась блестяще. Что тебе помогло?

Думаю, коммуникабельность и активность. Я люблю общаться с людьми и люблю учиться, и не ради отметок, мне нравится процесс учёбы. Я и летом, в каникулы, читала книги по экономике, по истории экономических учений. Но одной учёбы мне мало: когда Times и отделение Bank of England в Ноттингеме объявили конкурс среди школьников, я сразу же подала заявку на участие. Надо было предложить свой проект изменения банковской системы, который привёл бы к экономическому росту в стране. То, что я оказалась среди призёров конкурса, здорово помогло мне на интервью.

Через два с небольшим года ты станешь бакалавром. Что думаешь делать дальше?

Для начала – поработать в Лондонском Сити. А потом попробую поступить в бизнес-школу – на программу МВА.

Другие публикации раздела