От академизма к концептуализму (сентябрь 2003)
Яна, студентка первого курса Saint Martins College of Art & Design
Опубликовано в журнале "Обучение за рубежом" №9 2003 г.
(Тема номера "Подготовка в зарубежный вуз". Рубрика "Личный опыт")
Я приехала в Англию, не зная ни одного слова. Первый год дико страдала, рыдала, говорить не могла, хотя и понимала. Специальной программы для иностранцев в школе не было. Я с самого начала оказалась в нормальном классе с англичанками. Приходилось под диктовку учителя записывать или списывать у соседки и зазубривать. И только на второй год ситуация выправилась.
Три года я проучилась в частной школе для девочек Abbots Bromley. В начале последнего года в школе все ученики рассылают заявки в университеты. Я занимаюсь искусством и всегда хотела учиться только в Saint Martins, это, пожалуй, самый известный и престижный колледж в области искусства и дизайна. Но сразу после школы - даже английской, даже с хорошими результатами экзаменами A-level - поступить туда практически невозможно. Необходимо еще пройти годичный подготовительный курс Foundation при колледже. Но даже окончание Foundation не дает стопроцентной гарантии поступления.
За этот год у вас есть возможность попробовать разные направления искусства и дизайна, чтобы уже окончательно решить, чем заниматься дальше.
В апреле меня пригласили на интервью: надо было пройти собеседование и продемонстрировать свое портфолио. Я думала, меня будут спрашивать, какие книжки я читаю, чем интересуюсь, а на самом деле все было так: приемная комиссия просматривала мое портфолио (рисунки, фотографии, курсовые работы) и по ходу задавала вопросы по моим работам, например, что мне в них не нравится. Спрашивали о современных художниках и тенденциях, выставках. Вот вам первый урок: если хочешь заниматься искусством, то обязан быть в курсе того, что сейчас происходит.
Школьный учитель по искусству помог мне составить портфолио. Важно, чтобы представленные работы несли в себе какой-то смысл, были в чем-то авангардными и новаторскими. Просто умение рисовать никого не интересует. Так же как приемную комиссию мало трогают ваши знания по истории искусства, например. Более того, в Saint Martins можно поступить, совсем не умея рисовать и не имея никакой художественной подготовки. Большее значение имеют идеи, вкус, стиль.
Курс начался в октябре. Но еще до начала надо было прочитать несколько книг. Первые две недели - вводный курс: он был посвящен рисованию с натуры. Интересно, что на каждую позу дается ровно 20 секунд и, как хочешь, но ты должен схватить и передать суть. Потом пошли специализированные курсы по разным направлениям искусства и дизайна (на каждый отводилось две недели), например, дизайн ювелирных украшений, текстильный дизайн, живопись, фотография и т.д. По каждому сдавался экзамен: надо было представить работу, сделанную своими руками. И таким образом вместе с учителем понять, что же ближе, что у тебя лучше получается. В результате остаются один-два предмета, которые ты уже углубленно изучаешь до конца года. Но интересно, что, хотя специализация на подготовительном курсе уже выбрана, ты ее можешь еще неоднократно поменять. Потому что в колледже продолжаются занятия практически по всем направлениям искусства и дизайна (конечно, не в таком объеме, как по профильному).
В каждом семестре было предусмотрено две «библиотечные недели», в течение которых ты должен читать, посещать выставки, то есть самообразовываться вне стен колледжа.
Курс Foundation в Saint Martins отличается от подобных в других университетах. (Обычно такой курс рассчитан на иностранцев, уровень образования которых недостаточен для поступления в британский университет - Прим. ред.). Он почти бесплатный для местных жителей, поэтому многие британцы, особенно выпускники школ, поступают на него «просто так» - из любопытства, от нечего делать. А потом или идут в университет совершенно иного профиля, или устраиваются на работу, опять же необязательно связанную с искусством и дизайном. Приходят на этот курс и взрослые люди, вдруг решившие посвятить себя новому делу или завести себе новое хобби. Но все-таки большинство - процентов 80 - поступает в университет на соответствующие факультеты.
Мне лично курс Foundation, во-первых, помог составить правильно портфолио: когда я поступала, у меня были в основном академические работы, а в конце добавились концептуальные, демонстрирующие современный взгляд на искусство. Во-вторых, я поняла, чем хочу заниматься. Многие выпускники очень успешно совмещают художественное творчество с преподавательской деятельностью. Я планирую поступить также. Надеюсь, что имя Saint Martins поможет мне в карьере. Ведь высокий рейтинг колледжа повышает цену выпускников.
- Школа в Англии научила меня быть независимой от окружения (февраль 2024)
- Ольга Курилова: «Хорошее образование за рубежом позволяет реализовать свой потенциал» (ноябрь 2023)
- Как за год подготовиться и поступить в топ-университет Британии (ноябрь 2022)
- Научиться размышлять, анализировать и другие секреты успешной учёбы (ноябрь 2022)
- Хорошее образование позволяет человеку раскрыть свои способности (октябрь 2022)
- Школа в Англии отучила меня оглядываться на других (октябрь 2022)
- Как стать докторантом Оксфорда минуя магистратуру (октябрь 2022)
- Как не потерять мотивацию за полтора года обучения онлайн (ноябрь 2021)
- Диплом имеет значение (октябрь 2021)
- Хорошее образование и умение подать себя. Что даёт учёба за рубежом? (октябрь 2021)
- Америка vs Англия: где образование лучше, или Почему я уехал в США (июнь 2021)
- Благодаря студенческим сообществам я смог найти себя (июнь 2021)
- Университет даёт возможности, а как ими распорядиться, зависит от студента (июнь 2021)
- Свобода самовыражения: как учат архитекторов в Англии (май 2021)
- Поступить в Империал-колледж почти так же непросто, как в Оксбридж (апрель 2021)
- Учёба в Кембридже в эпоху пандемии: опыт русского студента (март 2021)
- Оксфорд: лучший университет мира глазами студента из России (февраль 2021)
- Как московская школьница получила диплом Университета Уорика (июль 2019)
- Уроки, которые убивают страх и заставляют повзрослеть (июль 2019)
- Александр Оганесьян: "Университет структурирует жизнь и задаёт направление" (июль 2019)
- Катя Хватова: «Epsom College привил мне любовь к учёбе и чтению» (июнь 2019)
- Невыдуманные истории успеха - интервью студентов "Альбиона" (апрель 2014)
- Я люблю учиться, и не ради отметок... (июнь 2007)
- Oxbridge Person (февраль 2006)
- Компьютерщик сдаёт искусство (сентябрь 2003)
- От академизма к концептуализму (сентябрь 2003)
- LSE – это 80% (май 2000)
- Личный опыт, как стать студенткой LSE (май 2000)