Личный опыт, как стать студенткой LSE (май 2000)
Наталья Гинзбург
Журнал «Иностранец», 4 мая 2000 г.
19 августа 1999 года Марине Журавлёвой позвонили из Лондона домой, в Москву, и сообщили, что она зачислена студенткой Лондонской школы экономики – LSE. Марина абсолютно уверена, что это был самый счастливый день в её жизни. Понять её можно: London School of Economics известна и уважаема в мире не меньше, чем, скажем, Кембридж (кстати, возглавляет школу Энтони Гидденс, выпускник и бывший профессор Кембриджа), LSE закончила Шерри Блэр, супруга премьер-министра Великобритании… Поступить туда – действительно, удача. Или закономерность?
- Марина, а на самом деле, как стать студенткой очень престижного, очень элитного британского университета – такого, как LSE? Ведь Ваш путь может служить примером, разве нет?
- Наверное, способов много. У меня всё началось очень давно – в 1993 году, и я уже не очень хорошо помню самое начало – мне было 11 лет, когда я приехала в школу Oakley Hall.
- Одна?
- Нет, нас была целая группа – 18 детей из России, первые «альбионовцы».
- «Альбион» – это британская фирма?
- В то время – да. Её директор – господин Ролинсон, как раз незадолго до этого времени купил небольшую деревенскую частную школу для детей от 7 до 13 лет - Oakley Hall. И у них уже был некоторый опыт работы с детьми из России и Украины – несколько человек год учились в школе за счёт благотворительного фонда. Школа нуждалась в учениках, в дополнительных деньгах. А у Ролинсона в Москве, в одной из фирм работала приятельница – её звали Кемлин. Она и набрала нашу группу. И мы дружно приехали в Oakley.
- Как у тебя было с английским?
- Дома я долгое время занималась английским с учительницей, так что с грамматикой было совсем неплохо, а с разговорным языком – похуже. И, конечно, я практически вовсе не знала терминов, которые были нужны на уроках математики, физики, биологии.
- Ты сразу пошла в общий класс или сначала занималась только английским?
- Сразу в класс. И где-то через три месяца перестала замечать, что учусь на иностранном языке. Меня даже перевели из предпоследнего класса, где я сначала училась, в последний выпускной. А специальных уроков английского для иностранцев в этой школе тогда просто не было – это всё появилось позже. А мы были первой большой группой иностранцев – мы были первыми, на нас учились. Легче было по математике – это точно. А вот физику, химию, биологию в Англии начинают учить раньше, чем у нас, и учат совсем по-другому: очень много опытов, всяких прикладных задач, и меньше теории.
- Сколько лет ты провела в Oakley?
- Только год. Программа Oakly рассчитана на детей до 13 лет, но я закончила школу в 12, и надо было поступать в старшую школу.
- Что было труднее – выбрать школу или поступить в неё?
- Наверное, выбрать. Мы с мамой получили список школ, куда по традиции поступают выпускники Oakley и куда меня с моими результатами выпускных экзаменов в принципе могли взять. И начали ездить по школам, смотреть. Некоторые школы сразу отпали – там не брали детей моложе 13 лет. В другие меня брали, но там, скажем, не было возможности заниматься хоккеем – а я без хоккея жить не могу, я и сейчас играю за LSE.
- Ты категорически не хотела учиться в женской школе?
- Да нет, поначалу мне было всё равно – школа совместного обучения или женская школа. В Oakley учились и мальчики, и девочки – но туда я попала довольно случайно. Потом мы ездили в несколько женских школ-интернатов – и все мне не понравились. В комнатах одежда валяется, на девчонках колготки в складках – я в такой обстановке жить не могу. В школах совместного обучения такого не увидишь, там девчонки за собой следят, в комнатах – порядок.
- Англичане считают, что в женских школах девочки учатся лучше: не стесняются отвечать на уроках, высказать свое мнение.
- Ну, мне мальчики никогда не мешали учиться – ни в младшей школе, ни в старшей.
- Какую школу вы с мамой выбрали?
- Dean Close School в Челтенхэме.
- Ты довольна школой?
- В общем, да. Сначала мне, правда, было там не очень уютно – после маленькой Oakley Hall новая школа казалась огромной, я немного терялась. Потом привыкла.
- А в смысле академической подготовки?
- Dean Close – вполне приличная школа. Но я училась и дополнительно. Кстати, всем советую. Во время каникул в университетах и колледжах организуют индивидуальные занятия. Я ездила в Оксфорд и думаю, что экзамен по математике я отлично сдала благодаря этим курсам.
- Как ты выбирала предметы на A-level?
- Математику я выбрала сразу – она всегда пригодится, и родители хотели, чтобы я взяла математику. Потом экономику и бизнес – это для меня было что-то новое, в России таких школьных предметов нет. И историю – для души, историю я всегда любила.
- Математика, экономика, история – это обязательный набор предметов, с которыми принимают в Лондонскую школу экономики?
- Вовсе нет. Можно было выбрать для А-level любые предметы, совершенно не связанные с экономикой, бизнесом, политологией – например, музыку, рисование, историю искусств. Я в последних двух классах школы изучала математику, поэтому в университете изучаю математику на продвинутом уровне. Те, кто не изучал – начинают с базового уровня. Поэтому многие выбирают те предметы на А-level, по которым надеются наиболее успешно сдать экзамены. Иногда эти предметы вовсе не связаны с будущей специальностью. Главное – набрать баллы и поступить в университет. Правда, тем, кто собирается поступать на медицину, надо обязательно сдать экзамен по биологии и химии.
- Кстати, а какие результаты были у тебя?
- «А» и два «В». Этого оказалось достаточно.
- Ты готовилась к поступлению в LSE 6 лет – училась в хорошей частной школе, задача которой – готовить людей в престижные университеты. Можно ли подготовиться быстрее? Есть ли шансы у тех, кому уже 15-16 лет?
- Конечно, есть. И у тех, кому больше 16-ти, тоже. В Англии для таких есть коллежди, которые специализируются на подготовке в университеты.
- А что, требования на экзаменах к студентам разных школ одинаковые?
- Конечно. Ведь экзамены, на самом деле, проводят не школы, а экзаменационные комиссии. Их несколько: Oxford & Cambridge, London и другие. Школа по каждому предмету заключает договор с какой-то комиссией и учит студентов по её программе. И, например, экзамен по математике Oxford & Cambridge проходит по всей стране в один и тот же день и час. Экзаменационные работы – а все экзамены только письменные – сразу отправляют в комиссию, комиссия ставит оценки. Так что всё честно.
- А может случиться, что у человека в одно и то же время оказывается два экзамена?
- Иногда бывает. Тогда один экзамен можно сдать позже – например, во второй половине дня или на следующий день. Но тогда всё время до этого экзамена ты сидишь в запертой комнате под надзором учителя, или даже учитель забирает тебя к себе домой ночевать – чтобы ты не мог позвонить кому-нибудь и заранее узнать экзаменационные вопросы. К экзаменам здесь относятся очень серьёзно.
- Школа в Англии научила меня быть независимой от окружения (февраль 2024)
- Ольга Курилова: «Хорошее образование за рубежом позволяет реализовать свой потенциал» (ноябрь 2023)
- Как за год подготовиться и поступить в топ-университет Британии (ноябрь 2022)
- Научиться размышлять, анализировать и другие секреты успешной учёбы (ноябрь 2022)
- Хорошее образование позволяет человеку раскрыть свои способности (октябрь 2022)
- Школа в Англии отучила меня оглядываться на других (октябрь 2022)
- Как стать докторантом Оксфорда минуя магистратуру (октябрь 2022)
- Как не потерять мотивацию за полтора года обучения онлайн (ноябрь 2021)
- Диплом имеет значение (октябрь 2021)
- Хорошее образование и умение подать себя. Что даёт учёба за рубежом? (октябрь 2021)
- Америка vs Англия: где образование лучше, или Почему я уехал в США (июнь 2021)
- Благодаря студенческим сообществам я смог найти себя (июнь 2021)
- Университет даёт возможности, а как ими распорядиться, зависит от студента (июнь 2021)
- Свобода самовыражения: как учат архитекторов в Англии (май 2021)
- Поступить в Империал-колледж почти так же непросто, как в Оксбридж (апрель 2021)
- Учёба в Кембридже в эпоху пандемии: опыт русского студента (март 2021)
- Оксфорд: лучший университет мира глазами студента из России (февраль 2021)
- Как московская школьница получила диплом Университета Уорика (июль 2019)
- Уроки, которые убивают страх и заставляют повзрослеть (июль 2019)
- Александр Оганесьян: "Университет структурирует жизнь и задаёт направление" (июль 2019)
- Катя Хватова: «Epsom College привил мне любовь к учёбе и чтению» (июнь 2019)
- Невыдуманные истории успеха - интервью студентов "Альбиона" (апрель 2014)
- Я люблю учиться, и не ради отметок... (июнь 2007)
- Oxbridge Person (февраль 2006)
- Компьютерщик сдаёт искусство (сентябрь 2003)
- От академизма к концептуализму (сентябрь 2003)
- LSE – это 80% (май 2000)
- Личный опыт, как стать студенткой LSE (май 2000)