Невыдуманные истории успеха - интервью студентов "Альбиона" (апрель 2014)
Журналист Елена Коптелова беседовала с российскими школьниками - студентами британских школ-пансионов об истории их поступления, трудностях выбора, проблемах адаптации и сравнительной оценке двух систем образования.
1. Как и когда возникла идея поехать учиться за границу, в частности в Англию? По каким критериям выбиралась школа?
Айнетдинова Алия, 17 лет (выпускной год программы A-Level в Bromsgrove School, учится с сентября 2012 года, есть условные предложения из университетов UCL, Warwick, York, Royal Holloway).
Bromsgrove: одна из старейших школ-пансионов, основанная в 1553 г., расположена в местечке Бромсгроув, графство Вустершир, в 15 милях от Бирмингема, 74-е место в рейтинге DT-2013 (60,75% оценок А и А* на выпускных экзаменах).
Первый раз я задумалась об учёбе в Англии, когда оказалась там в летней школе. Было это почти 5 лет назад. Вернулась домой, поделилась с родителями впечатлениями, и мы все вместе загорелись идеей обучения за рубежом. Но от идеи до её воплощения прошло ещё несколько лет, в течение которых во время каникул я продолжала ездить в Англию в летние школы. В конце концов, родители решили, что я уже готова к полноценному серьёзному образованию за границей, и обратились в компанию «Альбион» за консультацией. Выбор был между тремя странами – Швейцарией, США и Великобританией. Остановились на последней по двум причинам: традиционное классическое образование, которое ценится во всем мире, и относительная (по сравнению с США) близость к дому. В самой же Англии мы выбирали школы по академическим результатам, нам было предложено сдать экзамены в шесть достаточно сильных школ, занимающих высокие места в национальных рейтингах. То, что мы своими глазами увидели те четыре школы, куда я удачно написала экзамены, оказалось крайне важно, потому что, когда мы приехали в Bromsgrove School, я сразу почувствовала, что это моя школа. Я поняла это еще по дороге к главному корпусу, и ещё больше убедилась в своей правоте, когда встретилась с директором и побеседовала с ним. Он с такой любовью рассказывал о школе, что это зацепило!
Промская Юлия, 16 лет (выпускной год программы IGCSE в Cambridge Tutors College. С 2014 года начнёт обучение по программе A-level (2 года предуниверситетской подготовки).
Cambridge Tutors College: международный колледж в Кройдоне - южном пригороде Лондона.
В 13 лет родители впервые отправили меня в Англию, в летнюю школу, где мне так понравилось, что захотелось учиться там и дальше. Вернувшись домой, я рассказала об этом родителям, но тогда они не восприняли всерьёз мое желание. Два последующих года я ездила в британские летние школы, и вот, наконец, родители приняли решение - попробовать поступать в одну из частных школ-пансионов Великобритании. К этому времени я уже закончила 9 классов в российской школе. В компании «Альбион» мне посоветовали перед экзаменами позаниматься дополнительно английским и теми предметами, которые требовалось затем сдавать (экономика, математика). После такой подготовки я успешно прошла тестирование в 3 учебных заведения. Родители решили, что колледж, целенаправленно готовящий иностранцев к поступлению в британский университет, мне подойдет больше, чем традиционная школа-пансион со строгой дисциплиной и жизнью по расписанию. Они считали – и я с ними согласна, что Cambridge Tutors College, в котором больше свободы, и который использует индивидуальную систему обучения, лучше подготовит меня к дальнейшей учебе в университете.
Оганесьян Александр, 17 лет (выпускной год IGCSE в Dean Close, с сентября 2014 г. начнёт обучение (со стипендией) по программе A-level в топовой школе Charterhouse School.
В 7-м классе я перевёлся из обычной московской школы в лицей, и уже тогда стал задумываться, в какой университет поступать. Многие ведущие университеты мира расположены в США и Великобритании, и мне было понятно, что для поступления в них хорошо бы окончить школу в одной из этих стран. В США родители меня все равно бы не отпустили, выбор естественным образом пал на Англию. Причём инициатива была моя, родители о моей отправке в зарубежную школу вообще не думали, поэтому я подключил старшую сестру, вместе с которой мы и начали искать варианты.
Всё это происходило где-то в середине девятого класса, а уехать я хотел уже в следующем учебном году, так что времени на выбор и подготовку у меня было очень немного. Я считал, что чем сложнее программа, чем она больше даёт для поступления в университет, тем лучше. В британской Dean Close School (199 место в рейтинге DT-2011, 48% оценок А/А* на выпускных экзаменах) предлагалась программа IGCSE - комплексная, признаваемая не только в Англии, но и в других странах, поэтому я остановил свой выбор на этой школе. Кроме того, по сравнению с другими вариантами она располагалась относительно недалеко от Лондона.
Олег Фальков, 17 лет (первый год программы A-level в Royal Russel School),
Royal Russel School основана в 1853 году, в настоящее время находится под патронажем королевы Великобритании Елизаветы II. История школы связана с такими выдающимися личностями, как Джон Рассел и Чарльз Диккенс Расположение - Кройдон, южный пригород Лондона.
Сначала три года подряд родители отправляли меня в летние школы. А после третьей поездки возникла идея о поступлении в английскую школу-пансион. Я посчитал, что такой шанс, возможно, предоставляется раз в жизни, и грех им не воспользоваться. Мне было 14 лет, я закончил восемь классов в Москве.
К моменту моего возвращения из летней школы родители уже выбрали четыре варианта для поступления (в том числе и Royal Russel: 243 место в DT-2011, 42% оценок А/А* на выпускных экзаменах), и мне предстояло пройти вступительные экзамены в каждую из выбранных школ. Времени до начала учебного года оставалось совсем немного – все это происходило в июле 2011 года, и мне пришлось сдавать экзамены один за другим, никак к ним не готовясь. Единственное, что мне помогало - это знание английского, ведь я только что вернулся из Англии. Через три недели после тестирования все школы предложили мне место, и, посоветовавшись с агентством «Альбион» и тщательно изучив все школы, мы остановились на Royal Russel.
Глеб Яшков, 18 лет (первый год программы A-level, Ashford School. В школе учится третий год, начал с программы GCSE.)
Идея поехать учиться в Англию возникла за год до того, как я там оказался. Это была инициатива моей мамы, которая считала, что там я получу более качественное и востребованное образование. В то время я уже интересовался медициной, и Великобритания показалась нам более перспективной в этом плане, хотя мы и не были детально знакомы с английской системой образования. Мы подали заявки в несколько школ, ориентируясь, конечно, на лучшие, но поскольку я поступал после 8 класса российской школы на первый год GCSE (10 класс в английской системе), когда уже начинается подготовка к экзаменам за среднюю школу и нет времени на раскачку, немногие школы откликнулись. Тем не менее в конце учебного года я сдал вступительные экзамены в те несколько школ, что предложили мне место, и стал решать, на каком учебном заведении остановиться.
Мы выбрали Ashford School, поскольку она занимала высокие места в рейтинге и, кроме того, очень понравилась сама по себе, когда мы туда приехали на день открытых дверей.
2. Что потребовалось для поступления? Что было самым сложным? Достаточно ли было подготовки, полученной в российской школе, или пришлось заниматься дополнительно?
Айнетдинова Алия:
Так как я поступала на A-level сразу после девятого класса, и мне предстояло сдавать экзамены по предметам, которых или не было в российской школе (например, экономика) или существовали пробелы в учебной программе (математика), то я понимала, что одного знания языка, мне будет недостатчоно. Поэтому подготовка по предметам, причём на английском языке была просто необходима. (Комментарий: поступление выпускника 9-го класса российской школы на двухлетнюю программу предуниверситетской подготовки, каковой является А-level, да еще и в топовую школу, удаётся очень немногим, большинство идёт по пути трёх- или четырёхлетнего обучения после нашего 9-го класса). Времени на серьёзную подготовку не было, и мне приходилось дополнительно заниматься после школы. Например, я училась писать эссе (их пишут по всем предметам). Это очень важная часть английского образования, способ оценки знаний, а у нас этому, как правило, не учат.
Что касается процедуры поступления, то психологически сложным могу назвать собеседование. Письменные экзамены в какой-то степени проще: вы сидите и пишете, никто вас не отвлекает. А тут вам приходится преодолевать психологический барьер и быстро отвечать, дискутировать с незнакомым человеком (директором школы) на не родном языке.
Промская Юлия:
Я сдала экзамены на A-level, но родители решили, что мне будет лучше сначала пройти годичный подготовительный курс IGCSE, чтобы было проще адаптироваться и получить более высокий балл на выпускных экзаменах A-level. На курс IGCSE меня в мой колледж взяли сразу, без дополнительных экзаменов. А летом, перед началом обучения, я ещё и занималась английским в зарубежном учебном центре. Это помогло мне затем в обычном общении, мне было проще говорить и с учителями, и с одноклассниками.
Проблематичными были сами экзамены, а собеседование проходило в Москве и не представляло для меня никаких сложностей.
Оганесьян Александр:
Для поступления надо было отправить в выбранные школы пакет документов – рассказ о себе, выписку с оценками из московской школы, характеристики. Школы прислали вступительные экзамены, я их все написал, хотя, если честно, к некоторым предметам был не очень готов. Мне предложили приехать посмотреть сами школы, побеседовать с директором и уже окончательно определиться. После визита в школы мы с мамой стали решать, где мне будет лучше с точки зрения подготовки в университет.
Перед поездкой я занимался с преподавателями по физике, химии, биологии и английскому языку в компании «Альбион». Мне надо было подтянуть терминологию по предметам, разговорный язык у меня был уже достаточно хороший. К чему я не был готов, так это к написанию эссе по литературе, поэтому сначала я получал не самые высокие баллы. Этот навык пришлось потом дополнительно оттачивать на занятиях. Кстати, я и сейчас в период каникул, когда приезжаю в Москву, продолжаю заниматься с преподавателями «Альбиона», это помогает мне лучше подготовиться к будущим экзаменам.
(Комментарий: после 9-го класса Александр поступил на четырёхлетнюю программу предуниверситетской подготовки, что позволило ему получить серьёзную фундаментальную подготовку и стать призёром британских математических олимпиад).
Олег Фальков:
Первым делом надо было написать о себе что-то вроде мотивационного письма – чем вы можете быть интересны школе, что вы ей можете дать, почему вас стоит принять, каких успехов собираетесь добиться. Потом пройти тест по английскому (прослушивание и выбор правильного ответа из четырех возможных), по математике и по естественным наукам (science - физика, биология и химия). Экзамены длились до четырёх с лишним часов (было много разных вопросов), достаточно напряженно, но не могу сказать, что было сложно. Моей российской подготовки оказалось вполне достаточно.
Глеб Яшков:
Для меня самым сложным был английский язык. Я учился в математической школе, и английскому у нас уделялось мало внимания. Поэтому пришлось достаточно интенсивно заниматься с преподавателем, чтобы и разговорную речь подтянуть, и грамматику выстроить, но главное – освоить терминологию по наукам (химии, биологии, физике). Знания самих предметов было достаточно: я считаю, что программа российских школ более интенсивная и продвинутая в каких-то областях, поэтому, приезжая в Великобританию, зачастую повторяешь пройденное у нас.
3. Когда приехали в школу, пришлось ли столкнуться с необходимостью преодоления разрыва в учебных программах российской и британской школы?
Айнетдинова Алия:
Первое время и в первую очередь очень сильно выбивало из колеи то, что всё на английском. Учителей на уроках я понимала, а вот одноклассников с их сленгом и акцентом – нет. И были неловкие ситуации, когда с тобой хотят познакомиться, поговорить, а ты не понимаешь. Надо отдать должное одноклассникам-англичанам, они очень общительные и лояльные по отношению к иностранцам. Уже через несколько дней привыкаешь, и барьер исчезает.
В классе для меня самым сложным было преподавание истории, точнее необходимость писать длинные эссе по каждой изученной теме. Вам дают факты, а вы анализируете и строите теорию. Вам не навязывают свои взгляды, у вас развивают способность мыслить и выражать свою точку зрения, то, что называется у них “критическое мышление”. Если вы смогли аргументировать свое мнение, даже если оно не совпадает с общепринятым, вам засчитывают работу. Это мне очень понравилось. Знания приобретаются в процессе обсуждения и анализа.
Был определённый разрыв в математике, так как в английской школе геометрию начинают изучать в более раннем возрасте, однако алгебра показалась слабее, чем в Москве. (Комментарий: значительную часть пробелов по математике, в том числе начала теории вероятностей и математической статистики, Алие пришлось устранять с помощью репетиторов до начала обучения в Великобритании).
Промская Юлия:
Не было никаких проблем с математикой, в геометрии некоторые темы были новыми. На уроках физики много экспериментов, что помогает лучше понять предмет, - не по книжке, а на практике. На мой взгляд, учиться в британской школе нагляднее и интереснее, чем в российской. (Комментарий: Юля получает блестящие отзывы от преподавателей, ей прочат высшие баллы – А/А* – на экзаменах.)
Оганесьян Александр:
У меня была достаточно хорошая подготовка и по английскому, и по предметам, поэтому я быстро влился в учебный процесс, и особого “разрыва” не почувствовал. Сначала у меня были, конечно, не самые высокие оценки, но через некоторое время благодаря моим стараниям и дополнительным занятиям после уроков (так называемым clinics), результаты улучшились. При необходимости, в школе можно организовать индивидуальные занятия – learning support – для отстающих и неуспевающих, а также специальные занятия по английскому языку для иностранцев.
В российской школе иначе преподаётся физика, в Англии больше практики и опытов, а у нас больше теории. С практической точки зрения науки там сильнее, это касается и физики, и химии.
Олег Фальков:
Мне было тяжело с химией. У нас она преподаётся по-другому, пришлось навёрстывать и привыкать, все первые каникулы я посвятил занятиям химией. В целом, переход с российской на английскую программу не слишком сложен, и мне кажется, что наша учебная программа во многом опережает английскую. Но в последних двух классах A-level предметы преподаются на уровне наших вузов, готовя школьника к будущей учёбе в университете, у нас этого нет.
Хотя у меня и был, как мне казалось, неплохой английский – я занимался с преподавателем, ездил в Англию на курсы, - все равно, по-настоящему барьер разрушился где-то через месяц-полтора, когда я уже стал и всех понимать, и сам говорить как местные.
Глеб Яшков:
Я не заметил никакого разрыва, я попал на свой уровень, и на уроках не испытывал никакого дискомфорта по поводу того, что я чего-то не знаю, что-то не проходил. Очень помогало и то, что много лабораторных работ, практических занятий, то есть все наглядно и понятно.
Единственный предмет, который вызвал у меня недоумение, это технологии и дизайн, аналог нашего труда. В моей российской школе мы уже благополучно забыли про этом предмет, и я оказался не готов к обилию незнакомой терминологии.
Некоторую сложность вызвала и история, но только потому что она в основном сфокусирована на Великобритании – в незнакомых мне подробностях и деталях.
4. Если сравнить расписание в российской и британской школах и процесс обучения в целом, какие присутствуют отличия? Какие из этих отличий наиболее существенны с точки зрения подготовки к университету?
Глеб Яшков
Само расписание от российского отличается не сильно, разве что большой перерыв на обед. Отличия начинаются в старших классах на программе A-level, когда в расписании появляются свободные уроки для самостоятельной подготовки. Кроме того, уроки объединяются в пары. И их значительно меньше, поскольку вы выбирает 4 профильных предмета. Учимся, как правило, с девяти до четырех.
Что отличается кардинально, так это процесс обучения. Нет зубрежки, урок проходит в диалоге с учителем, и это помогает лучше понять материал. В английской школе нет такой дистанции между учителем и учеником, учитель вам друг, и это здорово. Естественные науки преподаются в более прикладном виде, например, на химии нам объясняют, как используется тот или иной химикат, и это знание можно применить в повседневной жизни, «расшифровав» в магазине состав определенного товара.
5. Как в английской школе готовят к выпускным экзаменам, существует ли "натаскивание" по предметам? Какие существенные различия можно отметить по сравнению с российской школой?
Глеб Яшков
Я планирую поступать на медицинский факультет, поэтому я выбрал химию, биологию, физику и математику. И уже присматриваюсь к университетам и к тому, что каждый из них требует для поступления. В моем случае процесс поступления отличается от стандартного, и при подготовке мне приходится это учитывать: помимо хороших оценок за выпускные экзамены A-level, требуется пройти вступительное собеседование, а в лучших университетах, например Кембридже, еще и вступительный экзамен. Желательна также практика в больнице или каком-то медицинском учреждении. Ко всему прочему, количество мест для иностранцев на медицинских факультетах ограничено – не более 15% от общего числа. Так что мне надо будет очень постараться, чтобы поступить в топ-университет на эту специальность.
Подготовка к экзаменам в старших классах так или иначе идет с первого дня учебы. Сначала учителя стараются как можно более доступно и понятно объяснить предмет, а потом, где-то с середины года, начинается проработка сложных тем, пробная сдача экзаменов прошлых лет, знакомство со спецификой экзаменов. Например, для меня было необычным, что экзамены оцениваются по проверочным листам, куда вписаны ответы. Если ваш ответ правильный, но написан другими словами или не по той схеме, то его могут не засчитать или снизить балл. То есть важно не просто подготовиться по предмету, но еще и изучить схему ответов на вопросы и использовать определенную терминологию.
Но все в комплексе – занятия на уроках и после них, самостоятельная работа, изучение проверочных листов – срабатывает, и при должном старании не так уж и трудно набрать 100% баллов на экзамене.
6. Как именно школа помогает подготовиться и поступить в университет (профориентация, лекции университетской профессуры, выбор университетов, подготовка рассылки документов)?
Глеб Яшков
К нам регулярно приезжают представители университетов и устраивают презентации. Но гораздо важнее, что сами учителя, закончившие тот или иной университет, в том числе Кембридж и Оксфорд, могут о них рассказать такие подробности, которые не узнаешь ни на сайтах, ни во время презентаций. С любым учителем всегда можно договориться об индивидуальной встрече.
К тому же, у нас проходят лекции по выбору профессии и университета, нас информируют о подготовке документов и системе зачисления, но еще и рассказывают о разных нюансах, например, что ценит тот или иной университет, за что, поступая в него, можно получить дополнительные очки (скажем, за игру на определенном музыкальном инструменте или успехи в определенном виде спорта). Плюс нам делают информационную рассылку, в которой могут быть, к примеру, последние рейтинги с объяснением, почему тот или иной университет занял такое-то место, чем он славится, какие специальности в нем преподаются лучше других, какие знаменитые профессора работают и т.д.
7. Каковы условия проживания? Что делаете в свободное время, если оно есть?
Глеб Яшков
Ученики программы GCSE проживают по три человека в комнате, по одному живут только старшеклассники. То, что я жил не один, мне очень помогло: я преодолел барьер и начал общаться, хотя сначала выдавить из себя английские фразы было нелегко. Я до сих пор дружу со своими соседями-китайцами, хотя уже почти год живу в другой комнате вдвоем с казахом. В нашей школе такая традиция, что пансионеров раз в триместр переселяют из комнаты в комнату, чтобы все перезнакомились между собой. Комнаты разные по комфорту и вместимости, излишеств нет, но все необходимое присутствует.
У нас два выходных дня, и я стараюсь хотя бы один из них полностью посвятить отдыху. Свободного времени не так много, все-таки мы уже готовимся к выпускным экзаменам, но все равно его больше, чем в России, поскольку меньше домашней работы. В целом, каждый день с шести до девяти вечера я более-менее свободен. Хожу на фехтование и занимаюсь в шахматном клубе, где, кроме шахмат, собираем кубик Рубика.
8. Как вы считаете, правильный ли выбор вы сделали, поступив в британскую школу?
Айнетдинова Алия:
Я считаю, что сделала правильный выбор, я очень счастлива. Возвращаясь домой и приходя в свою московскую школу, я понимаю, что она никогда бы мне не дала того, что я получила в Англии: самостоятельность, умение организовывать свое время, кругозор, интерес к учёбе.
Промская Юлия:
Решение было очень правильное. Первое время я переживала, поскольку это, всё-таки, был выбор родителей. Сначала я даже не хотела ехать, но теперь понимаю, что если бы я не воспользовалась этой возможностью, многое бы потеряла. Могу спокойно учиться, у меня появился интерес к учёбе вообще и к отдельным предметам в частности, в российской школе, возможно, я бы потратила своё время не столь результативно.
Оганесьян Александр:
Я не представляю, что бы я делал, если бы остался учиться в России. Не представляю, куда бы я поступал, как бы строил карьеру. В Англии будущее видится яснее. Считаю, что мой выбор абсолютно оправдан: британское образование выше котируется в мире, и здесь ты действительно учишься и хочешь учиться, а не мучаешься, и не покупаешь себе оценки.
Фальков Олег:
Обучение в английской школе открывает двери в лучшие университеты мира. Если есть такая возможность, хватайтесь обеим руками. Главное – не бояться сделать этот шаг, это правильное решение для вашего будущего.
Глеб Яшков:
Я рад, что оказался в Англии, что познакомился с совершенно разными людьми из разных стран, что заговорил на английском как на родном – этого бы точно не произошло в России. Я не боюсь общаться и заводить новые контакты, мой взгляд на мир поменялся, я стал более открытым и лояльным, это тоже заслуга английской школы.
Тем, кто собирается учиться за рубежом, я бы посоветовал больше заниматься английским, смотреть фильмы на языке. И главное, если есть такая возможность, не отказывайтесь от нее – перед вами откроется целый новый мир.
- Школа в Англии научила меня быть независимой от окружения (февраль 2024)
- Ольга Курилова: «Хорошее образование за рубежом позволяет реализовать свой потенциал» (ноябрь 2023)
- Как за год подготовиться и поступить в топ-университет Британии (ноябрь 2022)
- Научиться размышлять, анализировать и другие секреты успешной учёбы (ноябрь 2022)
- Хорошее образование позволяет человеку раскрыть свои способности (октябрь 2022)
- Школа в Англии отучила меня оглядываться на других (октябрь 2022)
- Как стать докторантом Оксфорда минуя магистратуру (октябрь 2022)
- Как не потерять мотивацию за полтора года обучения онлайн (ноябрь 2021)
- Диплом имеет значение (октябрь 2021)
- Хорошее образование и умение подать себя. Что даёт учёба за рубежом? (октябрь 2021)
- Америка vs Англия: где образование лучше, или Почему я уехал в США (июнь 2021)
- Благодаря студенческим сообществам я смог найти себя (июнь 2021)
- Университет даёт возможности, а как ими распорядиться, зависит от студента (июнь 2021)
- Свобода самовыражения: как учат архитекторов в Англии (май 2021)
- Поступить в Империал-колледж почти так же непросто, как в Оксбридж (апрель 2021)
- Учёба в Кембридже в эпоху пандемии: опыт русского студента (март 2021)
- Оксфорд: лучший университет мира глазами студента из России (февраль 2021)
- Как московская школьница получила диплом Университета Уорика (июль 2019)
- Уроки, которые убивают страх и заставляют повзрослеть (июль 2019)
- Александр Оганесьян: "Университет структурирует жизнь и задаёт направление" (июль 2019)
- Катя Хватова: «Epsom College привил мне любовь к учёбе и чтению» (июнь 2019)
- Невыдуманные истории успеха - интервью студентов "Альбиона" (апрель 2014)
- Я люблю учиться, и не ради отметок... (июнь 2007)
- Oxbridge Person (февраль 2006)
- Компьютерщик сдаёт искусство (сентябрь 2003)
- От академизма к концептуализму (сентябрь 2003)
- LSE – это 80% (май 2000)
- Личный опыт, как стать студенткой LSE (май 2000)