Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Oxbridge Person (февраль 2006)

Наталия Гинзбург. Публикация подготовлена компанией "Альбион" эксклюзивно для журнала "Домовой".

Тысячи школьников России, как и Алиса, мечтают поступить в Оксфорд или в Кембридж. Возможно, ответы Алисы на вопросы «Домового» помогут им выстроить собственный путь к мечте.

Алиса Кравченко, ученица выпускного класса британской частной школы для девочек Malvern Girls’ College практически уже стала студенткой Оксфорда. В декабре прошлого года она получила официальное письмо, подтвеждающее, что при условии, что сдаст три выпускных экзамена с высшим баллом – «А», она будет зачислена в колледж Менсфилд этого знаменитого университета и с осени 2006 года будет изучать здесь общее и европейское право.

«Домовой»: Алиса, Оксфорд – это осознанный выбор?

А. К.: Сколько себя помню, я всегда твёрдо знала, что хочу учиться только в Оксфорде – и нигде больше. Хотя в детстве, конечно, знала об этом университете не так уж много. Сейчас я могу обосновать свой выбор. Оксфорд – лучший университет в Европе, входит в пятёрку лучших в мире, здесь работают звёзды мировой науки. Причём, в отличие от прочих университетов, студенты Оксфорда могут не только слушать лекции знаменитых учёных, но и общаться с ними непосредственно, дважды в неделю обсуждая свои курсовые работы. Тьюторская система обучения в Оксфорде делает каждого выпускника «штучным продуктом».

«Домовой»: Эксперты утверждают, что у иностранцев на подготовку к поступлению в топовый британский университет уходит не меньше 4 лет. То есть надо поступать в британскую частную школу по крайней мере в 13 лет, а лучше – ещё раньше. Тогда хватит времени и на то, чтобы выучить английский, как родной, и на то, чтобы адаптироваться к британской школьной программе и методам обучения. В каком возрасте ты поступила в британскую школу?

А. К.: В английскую школу я приехала в 15 лет, закончив за год 10-й и 11-й классы российской школы и получив аттестат зрелости со всеми пятёрками.

Но подготовка к учёбе началась намного раньше: с пяти лет меня серьёзно учили английскому, потом к нему добавился и немецкий. С 11 лет каждый год в каникулы – летние и зимние - ездила в Англию и Германию на языковые курсы. Последний раз – в Германию, занималась один-на-один с преподавателем 40 часов в неделю. Конечно, отдыхом это не назовёшь, зато потом в школе с немецким проблем не было, и в первый же год в декабре я сдала выпускной экзамен с высшей оценкой – «А». Общая академическая подготовка у меня была неплохой, в Москве я училась сначала в известной математической 57-ой школе, потом в не менее известной гимназии №1239 (бывшая 20-я школа).

«Домовой»: Как вы с родителями выбирали школу в Великобритании?

А. К.: Мне, да и родителям, было всё равно: будет ли это школа для девочек или школа совместного обучения. Главное, чтобы это была школа из верхних строчек рейтинга, с высоким процентом выпускников, поступающих в Оксфорд и Кембридж, и чтобы там было хорошо поставлено преподавание математики, экономики, бизнеса – я поначалу планировала поступать на факультет экономики. Условия жизни, возможности для занятий спортом, музыкой принимались во внимание, но во вторую очередь.

В результате мы остановились на двух женских школах: Cheltenham Ladies’ и Malvern Girls’. В Cheltenham Ladies’ мне предложили приехать через год: они принимают на A-level строго с 16 лет, а мне было только 15. А в Malvern Girls’ College меня приняли сразу.

«Домовой»: Какие предметы ты выбрала?

А. К.: Надо было запланировать минимум 3 двухгодичных курса и 2 годичных. Я выбрала 4 двухгодичных: математику, высшую математику, историю и экономику, и немецкий в качестве годичного курса. Летом на экзаменах по истории получила «В», а по всем остальным предметам – «А». Я была уверена, что условие Оксфорда – три «А» на выпускных экзаменах – я выполню.

«Домовой»: Математика, высшая математика, экономика – не совсем обычный набор предметов для человека, поступающего на факультет права. Что было случайным – выбор дисциплин на A-level или выбор будущей специальности?

А. К.: Я ведь действительно сначала планировала профессионально заниматься экономикой, бизнесом. Но меня интересовали также философия, социальные науки и высшая из социальных наук, право. Прошлым летом я ездила в Йельский университет на 5-недельную школу для старших школьников по политической философии и макроэкономике. Лекции по политической философии оказались необыкновенно интересными, и я поняла, что хочу заниматься проблемами европейского права.

А выбранные предметы вполне годятся и для факультетов права, и для экономических факультетов: считается, что если у человека хорошо с математикой, то у него мозги на месте и он в принципе способен к обучению.

«Домовой»: Как поступают в Оксфорд и Кембридж? В другие британские университеты? Есть ли различия?

А. К.: Формально различий почти нет, а реально - много. В начале учебного года ученики выпускных классов школы подают заявку в единый национальный центр – UCAS. В неё входит список университетов, где абитуриент хотел бы учиться, эссе, рекомендации преподавателей и, главное - отметки, которые планируется получить на выпускных экзаменах. Дальше у большинства учеников наступает относительно спокойная жизнь: учёба, подготовка к экзаменам. Другое дело – абитуриенты топ-университетов. Кембридж и Оксфорд получают в сотни раз больше заявок, чем готовы принять, и у большинства поступающих – высшие баллы A-level. Поэтому поступающим в топовые университеты приходится сразу после подачи заявки сдавать специальные дополнительные экзамены, вступительные экзамены, проходить целую серию интервью – конкретно всё зависит от университета и специальности. В моём случае надо было уже в конце октября сдавать специальный тест для тех, кто поступает на факультеты права, он называется Law National Admission Test, и ждать приглашения в Оксфорд на интервью.

«Домовой»: Что было труднее – тест или интервью?

А. К.: Труднее всего было ждать приглашения на интервью. Вероятность того, что пригласят именно меня, была совсем маленькой. Тест состоял из нескольких вопросов, и надо было выбрать из пяти ответов правильный, а потом за 30 минут написать эссе. Трудность состояла в том, что ответы были очень похожи, и правильными казались не один, а два, три или даже все пять ответов. Я готовилась к этому экзамену сама, по учебнику, в котором были пробные варианты тестов. Так на пробных тестах у меня было то почти 100% правильных ответов, то всего 30%.

«Домовой»: А что это такое – вступительные интервью в Оксфорде?

А. К.: Всё проходило в первых числах декабря и продолжалось 4 дня. Мы жили в студенческом общежитии, нам показали университет, дали возможность пообщаться со студентами, преподавателями. Правда, не все этой возможностью пользовались, некоторые ребята целыми днями сидели нал учебниками, готовились. Кстати, никого из таких зубрил не приняли. Мне показалось, что на интервью – их было 3, с разными преподавателями, было не так важно продемонстрировать глубокие знания предмета, абсолютно правильно решить поставленную задачу. Важнее было показать стремление обсудить вопрос с разных сторон, быструю реакцию. Во время интервью было не страшно: в какой-то момент, увлёкшись задачей, я просто забыла, что сейчас решается моя судьба. Хотя причины для волнений были: из 16 человек, вместе со мной поступавших на специальность «право», приняли только четверых (хотя мест было 6), а из 32 человек, претендовавших на 10 мест блока «политика, философия, экономика», взяли лишь 6.

«Домовой»: Как в Малверне отнеслись к твоей идее поступать в Оксфордский университет?

А. К.: С энтузиазмом. За меня все болели: и девочки, и учителя. В ожидании интервью я не выдержала напряжения и свалилась с температурой. Директор школы, Филиппа Легат уговаривала меня не нервничать и верить в лучшее: «Ты – истинная Oxbridge Person, рано или поздно ты обязательно будешь учиться в Оксфорде».

«Домовой»: А что такое, по-твоему, Oxbridge Person?

А. К.: Думаю, это человек с хорошими, быстрыми мозгами, у которого интерес к науке превалирует над интересом к карьере, способный взглянуть на проблему с разных точек зрения, уважающий чужое мнение. Ну, и, наверное, Oxbridge Person не только корпит над учебниками, но и занимается спортом, искусством, участвует в общественной жизни.

«Домовой»: А у тебя хватает времени и сил соответствовать планке?

А. К.: Да. Я играю в теннис и в хоккей на траве, занимаюсь музыкой (только что сдала экзамен по фортепьяно), рисунком, живописью и дизайном, изучаю предпринимательство и компьютерные науки, пишу статьи в школьную газету (последняя была посвящена правам женщин) и являюсь членом школьного совета. И так было и в России. С раннего детства день был заполнен до предела: английский, немецкий, музыка, балет, теннис, горные лыжи… Мне нравилась такая жизнь, я жалела соседских детей, беззаботно и безнадзорно болтавшихся в нашем дворе. А они жалели меня.

«Домовой»: Как я понимаю, дворовой дружбы не получилось. А здесь, в школе, у тебя есть друзья?

А. К.: Да, у меня очень хорошие подруги, англичанки. Подружиться было непросто, помог дневник. Я каждый вечер записывала все события дня, анализировала, когда и в чём я допустила ошибку… В конце концов отношения наладились.

Другие публикации раздела