Школа в Англии научила меня быть независимой от окружения (февраль 2024)
В 2021 году в возрасте 14 лет София уехала учиться в Англию. Она поступила в 10-й класс частной школы-пансиона Charterhouse на программу GCSE. Через два года, успешно сдав одноимённые экзамены за курс британской средней школы, София поменяла учебное заведение и сейчас готовится в университет по двухгодичной программе A-level в Bromsgrove School. Чем британское образование отличается от российского, насколько тяжело было привыкнуть к самостоятельной жизни в школе-пансионе, как сложились отношения с одноклассниками, что в планах на будущее – обо всём этом и многом другом София рассказала в беседе с нашим корреспондентом Еленой Коптеловой.
- Как Вы оказались в школе в Англии, чьё это было решение – ваше или родителей?
- Мои старшие сёстры учились в английской частной школе Bromsgrove School, мы с родителями не раз ездили к ним, так что и о британском образовании, и об этом учебном заведении я знала не понаслышке. И, глядя на сестёр, мне тоже хотелось учиться в Англии, более того именно в этой школе. Родители планировали отправить меня сначала на летнюю каникулярную программу, это должно было случиться в 2020 году, но помешал коронавирус. На следующий год я уже поехала сразу в школу.
- В ту же, где учились Ваши сёстры и которую Вы хорошо знали?
- Нет, хотя изначально хотела попасть именно туда. Мы обратились в компанию «Альбион», которая ранее как раз и помогла устроить старших сестёр в Bromsgrove, и нам подобрали шесть наиболее подходящих школ в Англии. После подготовки и сдачи вступительных экзаменов в «Альбионе» я получила предложение места от четырёх школ. По совокупности факторов мы остановились на Charterhouse School. Это одна из старейших и самых престижных частных школ Англии. Кроме того, она мне показалась очень красивой. К сожалению, увидеть её мы могли только на картинке – из-за ковида съездить туда было нельзя.
Charterhouse долгое время с момента своего основания в 17 веке была школой для мальчиков. В тот год, когда я поступала, они только начали брать девочек в среднюю школу. Меня приняли в 10-й класс, на этом этапе в английских школах начинается подготовка к первым серьезным экзаменам – на сертификат о среднем образовании GCSE. То есть у меня не было времени на раскачку, пришлось сразу включаться в учебный процесс наравне с английскими сверстниками.
- Насколько мне известно, поступить в элитарную школу-пансион типа Charterhouse иностранцу не так-то просто. Вы проходили вступительный отбор?
- Да, во все предложенные «Альбионом» школы, не только в Charterhouse, надо было пройти тестирование – одни требовали UKiset, другие экзаменовали по английскому и математике, третьи добавляли к этим предметам ещё и естественные науки, например химию, которую в российских школах в этом возрасте еще толком не проходят. Успешно пройти отбор в школы уровня Charterhouse без специальной подготовки, я считаю, невозможно. Я занималась с англоязычными репетиторами «Альбиона» около двух лет, причём по программе британской школы. А сами экзамены сдавала где-то за год с небольшим до начала учёбы в школе.
Если брать весь процесс целиком – выбор школы, подача заявки, подготовка к вступительному тестированию, организация и проведение экзаменов, весь сопутствующий документооборот, я очень плохо себе представляю, как можно с ним справиться без помощи профессионального агентства.
- Вы упомянули, что благодаря рассказам сестёр и поездкам к ним, уже неплохо представляли себе, что такое английская школа. Помогло ли Вам это быстрее адаптироваться на новом месте? Или в реальности не всё так гладко, как кажется издалека?
- На первых порах было нелегко, в основном из-за того, что я оказалась одна, без родителей, в другой стране и на долгое время. Непривычно было и то, что в школе ты находишься 24 часа в сутки – и учишься, и живёшь там. Кроме того, в моём классе не было других девочек-иностранок, и мне пришлось сразу как-то вписываться в местный коллектив.
Понимать одноклассников и учителей тоже было непросто, хотя до этого я и занималась английским с носителем языка. Могу сказать, что прошёл практически целый год, прежде чем я почувствовала себя комфортно. В международных школах-пансионах, где много иностранцев, наверное, это происходит быстрее.
Да и с учёбой поначалу не всё складывалось: я не могла сконцентрироваться, многого не знала и не понимала. Хотя, скажем, с естественными науками и математикой благодаря предварительной подготовке особых проблем не возникало. Отличалась только терминология, но её объясняют в начале урока.
- Что было самым сложным в учёбе?
- График. Я не ожидала, что буду так сильно загружена. Домашних заданий меньше, чем в российской школе, и не надо с ними сидеть до полуночи. Но это компенсируется обилием всяких дополнительных занятий, клубов, собраний, которые нельзя пропустить. От физкультуры почти невозможно получить освобождение, даже если заболел, тебе просто уменьшат нагрузку. Я привыкла сама планировать свой день, а тут была вынуждена следовать распорядку дня и строгим правилам жизни в пансионе.
- Расскажите об этом подробнее.
- Поначалу всё необычно. Например, что нельзя выходить с территории школы, в город отпускают только в воскресенье на несколько часов. Или что многие учителя живут в школе, а помимо них, есть ещё воспитатели-управляющие пансионом (housemaster/housemistress). Но это как раз хорошо, что они рядом: если что-то случилось или тебе плохо, всегда можно к ним зайти.
Мой опыт наверное не очень показательный: я попала в консервативную английскую школу, где на этом этапе обучения было мало иностранных учеников-пансионеров. И никакой особой помощи с интеграцией не было. Я жила одна в отдельной комнате, у меня не было соседок, общаться порой было не с кем. Бывало, что я чувствовала себя одиноко и это негативно сказывалось на учёбе.
Возможно, в другой школе я бы добилась больших успехов. У меня перед глазами был пример моих сестёр, которых окружали очень мотивированные и целеустремлённые одноклассники-иностранцы. Эта среда побуждала много работать, добиваться как можно лучшего результата, ценить полученное образование. Но и мой опыт меня многому научил, в первую очередь, не зависеть от общества и окружения, справляться с трудностями и двигаться по собственной траектории.
- Получается, что с одноклассниками-англичанами было трудно найти общий язык?
- В школе много говорилось о том, что надо быть толерантным к людям других культур и национальностей. Но сами англичане, как мне показалось, не очень принимают чужих, хотят, чтобы другие были похожи на них. И тут очень важно, как ты себя поведёшь. Я считаю, что если ты приехал в страну и хочешь интегрироваться, то это тебе надо что-то поменять в своём характере и манере общения. Сделать шаг навстречу, быть открытым. Не бояться проявить инициативу, относиться ко всему проще. И окажется, что англичане очень общительные.
- Вы уже упомянули несколько отличительных особенностей британской частной школы-пансиона. А в чём ещё разница с российской школой?
- Я бы сказала, что это две абсолютно разные системы образования: британская работает по-другому, она направлена на социализацию. В России все годы учишься в одном классном коллективе, в Англии на каждом уроке у тебя новый класс. И ты каждый раз вынужден взаимодействовать с новыми людьми.
На этапе GCSE (14-16 лет, 10-11 класс – Прим. автора) уровень нагрузки щадящий. Домашней работы не слишком много – разрешено задавать ровно столько, чтобы ученик смог уложиться в выделенные на её выполнение полтора часа.
Совершенно иной подход и к обучению. В основе не зубрёжка, а работа с информацией, понимание общей концепции. Проанализировать источники, выстроить логическую цепочку и сделать выводы – всё это, безусловно, сложнее, чем заучить изложенный в учебнике материал. Но именно за это ты и получаешь оценку, и именно это и есть суть английского образования.
На уроке ученики вовлечены в диалог с учителем или работу в группах, «считать ворон» или заниматься чем-то своим просто не получится: всё время приходится концентрироваться на задании, быть готовым к неожиданным вопросам.
Ещё одно отличие в том, что обязательную школьную программу можно дополнять предметами по выбору, а сами обязательные предметы, например математика и естественные науки, доступны в упрощённой или усложненной версии. Всё нацелено на то, чтобы ученик экспериментальным путём, пробуя разные курсы, понял, что ему нравится и что ему нужно.
Так, я считала себя гуманитарием, взяла в числе дополнительных предметов два курса по истории (древнего мира и современную). Оказалось, что это одна из самых сложных дисциплин для иностранцев, она требует безупречного английского и умения (и желания!) писать развёрнутые, аргументированные эссе. Поняла, что это не моё, что мне больше нравятся программирование, экономика, бизнес и математика.
- Когда и как Вас начали готовить к экзаменам GCSE, как Вы оцениваете их уровень сложности?
- Всё зависит от предмета. По каким-то, например по географии, можно подготовиться быстро. Другие требовали больше времени и усилий. Мне довольно сложными показались английский, история, биология и программирование. Основная подготовка начинается в последний год перед экзаменами, в 11 классе. Она заключается в выполнении заданий из экзаменов прошлых лет и тренировки на «пробниках». Я бы сказала, чем больше «пробников» ты сделаешь, тем лучше. В январе устраиваются пробные экзамены, претесты (mock exams) – это хороший индикатор уровня готовности к реальным экзаменам.
Я сдавала математику, английский язык, литературу, биологию, физику, химию, древнюю историю, современную историю, программирование и русский язык. По естественным наукам можно было сдавать каждый предмет отдельно, как это делала я, а можно было выбрать общий экзамен Science. Обычное количество предметов для экзаменов GCSE – 10. Можно взять больше, но гораздо важнее получить хорошие оценки и набрать высокий средний балл – он может сыграть свою роль при поступлении в университет: например, если приёмной комиссии надо будет выбрать из нескольких кандидатов, имеющих одинаковый балл A-level.
- Что в Вашем случае помогло подготовиться и успешно сдать экзамены GCSE?
- Помогла компания «Альбион», которая подобрала отличных репетиторов по программированию и английскому языку. В моей школе, к сожалению, не было дополнительных занятий по английскому для иностранных учеников, а мне требовалась помощь. Мне было сложно выражать мысли в письменной форме, я не очень понимала, как писать эссе, мне не хватало академических навыков, да и грамматики тоже. Во всём этом мне помогли репетиторы «Альбиона»: в результате я вытянула язык на семёрку (с четвёрки, которую я получила на пробном экзамене), а литературу - на шестёрку (по 9-балльной шкале – Прим. Альбиона).
Что касается программирования, то это был новый предмет, и мне просто не хватало практики. В целом, помогли и советы друзей из старших классов – как работать с экзаменами прошлых лет, как делать заметки, как выбирать типичные вопросы и «идеальные» ответы и т.д.
Каждый экзамен состоит из двух частей, например, по английскому языку это письменная курсовая и устный тест. В течение одного дня может быть до 4 экзаменов, но обычно их не больше двух. Один и тот же предмет сдаётся в одно и то же время по всей Великобритании. После такого напряжённого дня обычно делают перерыв на два-три дня.
- Несмотря на все трудности, Вы справились и закончили программу GCSE с хорошим результатом. Но после этого перешли в другую школу, где теперь и готовитесь к выпуску. Что Вы планируете делать дальше?
- Да, я решила два последних года провести всё-таки в Bromsgrove School, где учились мои сёстры и куда я хотела попасть изначально. Как я уже говорила, это более интернациональная школа с сильными и мотивированными учениками из разных стран.
Что я буду делать после школы в Англии, пока не решено. Международные события усложнили выезд за границу, но бросать свою учёбу я не хочу. Мне хотелось бы поступить в серьёзный зарубежный университет по бизнес-специальности. Получится ли это, пока не знаю, но я буду к этому стремиться и делать всё, что от меня зависит. Главное – не бояться и верить в себя.
- Школа в Англии научила меня быть независимой от окружения (февраль 2024)
- Ольга Курилова: «Хорошее образование за рубежом позволяет реализовать свой потенциал» (ноябрь 2023)
- Как за год подготовиться и поступить в топ-университет Британии (ноябрь 2022)
- Научиться размышлять, анализировать и другие секреты успешной учёбы (ноябрь 2022)
- Хорошее образование позволяет человеку раскрыть свои способности (октябрь 2022)
- Школа в Англии отучила меня оглядываться на других (октябрь 2022)
- Как стать докторантом Оксфорда минуя магистратуру (октябрь 2022)
- Как не потерять мотивацию за полтора года обучения онлайн (ноябрь 2021)
- Диплом имеет значение (октябрь 2021)
- Хорошее образование и умение подать себя. Что даёт учёба за рубежом? (октябрь 2021)
- Америка vs Англия: где образование лучше, или Почему я уехал в США (июнь 2021)
- Благодаря студенческим сообществам я смог найти себя (июнь 2021)
- Университет даёт возможности, а как ими распорядиться, зависит от студента (июнь 2021)
- Свобода самовыражения: как учат архитекторов в Англии (май 2021)
- Поступить в Империал-колледж почти так же непросто, как в Оксбридж (апрель 2021)
- Учёба в Кембридже в эпоху пандемии: опыт русского студента (март 2021)
- Оксфорд: лучший университет мира глазами студента из России (февраль 2021)
- Как московская школьница получила диплом Университета Уорика (июль 2019)
- Уроки, которые убивают страх и заставляют повзрослеть (июль 2019)
- Александр Оганесьян: "Университет структурирует жизнь и задаёт направление" (июль 2019)
- Катя Хватова: «Epsom College привил мне любовь к учёбе и чтению» (июнь 2019)
- Невыдуманные истории успеха - интервью студентов "Альбиона" (апрель 2014)
- Я люблю учиться, и не ради отметок... (июнь 2007)
- Oxbridge Person (февраль 2006)
- Компьютерщик сдаёт искусство (сентябрь 2003)
- От академизма к концептуализму (сентябрь 2003)
- LSE – это 80% (май 2000)
- Личный опыт, как стать студенткой LSE (май 2000)