Научиться размышлять, анализировать и другие секреты успешной учёбы (ноябрь 2022)
Интервью с Валерией Глущенко провела и записала журналист Елена Коптелова.
С осени 2022 года Валерия Глущенко учится в Университетском колледже Лондона (UCL) по междисциплинарной бакалаврской программе Medical Innovation and Enterprise (медицинские инновации и предпринимательство). Стать студенткой топ-университета Великобритании ей помог годичный подготовительный курс Foundation на базе UCL, который она прошла по окончании российской школы.
- Почему возникла идея переехать в Англию и продолжить образование именно там?
- Это долгая история, в течение которой планы неоднократно менялись. Ещё в пятом классе я вместе с ребятами из своей школы с помощью «Альбиона» поехала в летний лагерь в Великобританию. Мне очень понравилась страна, но я ещё не очень хорошо знала язык и учиться там дальше не планировала. Тем не менее моих впечатлений от поездки хватило, чтобы папа загорелся желанием отправить меня на учёбу за границу. В восьмом классе он начал склонять меня к переезду в Англию, но тогда папина идея мне не очень понравилась, и я отказалась.
В десятом классе, когда начались разговоры про ЕГЭ и поступление в вуз, я стала изучать, куда пойти учиться, но не могла найти ничего подходящего: все программы были с уклоном или в бизнес, или в науку. А я искала комбинированный вариант и решила посмотреть, что предлагается в этом смысле за границей.
Такой вариант нашёлся в Англии – в лондонском университете UCL предлагались две подобные программы, одна из которых – медицина с предпринимательством. Половина модулей посвящена медицинским инновациям, а другая половина тому, как внедрять эти инновации в бизнес. Это именно то, что я хотела.
Пришлось просить прощения у родителей за свою глупость и срочно решать вопрос, каким образом попасть на эту программу. Мы вновь обратились в «Альбион», и нам посоветовали сначала закончить школу в России, а после неё поступить на подготовительный курс Foundation в UCL. Мы так и сделали.
- Что из себя представлял этот курс?
- У Foundation в UCL есть два направления – естественные науки и инженерия (Science & Engineering – UPCSE) и гуманитарные науки (Humanities – UPCH). У каждого из этих направлений свой набор предметов и дополнительная специализация. Я выбрала естественнонаучный поток, моими профильными предметами были химия и биология, поскольку дальше я шла на медицину.
По сути, мы изучали то же самое (и даже по тем же учебникам), что и английские школьники в выпускных классах, выбравшие ту же специализацию. Разница только в том, что у нас был более интенсивный курс (один год вместо двух) плюс упор на академический английский для иностранцев – этому были посвящены отдельные модули.
- Окончание программы Foundation при UCL давало какие-то преимущества при поступлении в этот университет?
- Официально это не заявлялось, но наши анкеты рассматривались в первую очередь. То есть преимущества у выпускников данной программы действительно есть. Если оценки за курс Foundation хорошие, это означает гарантированное зачисление.
Однако стоит иметь в виду, что после Foundation в UCL можно поступать и в другие университеты. Ещё в самом начале курса, в ноябре, нам рассказывали, как выбрать университет, как зарегистрироваться в UCAS, как правильно заполнить заявление. На уроках английского отдельные часы посвящались написанию мотивационного письма, преподаватели проверяли и корректировали наши черновики. Давались рекомендации и после того, как университеты прислали предложения о приёме.
- Вы упомянули, что это довольно интенсивный предуниверситетский курс, который обычно проходят за два года. Сложно было учиться, имея в багаже российскую школу?
- Если хорошо учиться по профильным предметам дома, то особых сложностей не возникает. Так, в российской школе у меня был специализированный класс по химии и физике, и ту же химию мне совсем не пришлось учить – я просто переводила то, что уже знала, с русского на английский. А вот с биологией не повезло – её пришлось осваивать практически с нуля.
Другое дело, что обучение в Британии построено совершенно иначе, чем у нас. В России тебе дают задание и требуют короткого и чёткого ответа на вопрос, ты точно знаешь, чего от тебя хотят. Здесь же много длинных вопросов, ответы на которые совершенно не очевидны. Они требуют размышления и понимания сути. Если в этом разобраться, то всё получится, если нет, постоянно будут снижать балл за формально верный ответ.
Сначала было сложно понять, что не так. Возникает и раздражение, и отторжение. Думаешь, что к тебе придираются, оценивают субъективно. Но как только я осознала, чего от меня хотят учителя, поймала, так сказать, эту волну, начала анализировать, мыслить, как они, мои оценки сразу выросли с 60% (это наша четвёрка) до 75% (это уже почти пять с плюсом).
- Сколько времени прошло, прежде чем Вы начали себя чувствовать уверенно и с точки зрения языка, и с точки зрения обучения?
- С языком особых проблем не было – я с десятого класса занималась с англоязычным репетитором по рекомендации «Альбиона». Для программы Foundation требования к языку ниже, чем при поступлении в университет. Могу сказать, что мои однокурсники из Китая знали язык хуже. А к новой системе обучения я смогла привыкнуть к первым каникулам, то есть к концу декабря. Тогда я наконец почувствовала, что справлюсь. Где-то 3 месяца ушло на адаптацию.
- Подготовительная программа проходила в самом университете? Можно сказать, что Вы сразу окунулись в студенческую жизнь?
- Лабораторные по химии и биологии проходили на соответствующих факультетах университета. Остальные занятия – в здании CLIE (Centre for Languages & International Education – центр подготовки иностранных студентов при UCL). Я ещё застала отголоски пандемии: часть уроков шла онлайн, часть – в кампусе.
Но сам факт, что мы сразу попали в университетскую среду и могли пользоваться всеми возможностями университета, я считаю большим плюсом данной программы. Мы получали те же рассылки, что и студенты основных курсов, – об экскурсиях, походах в музей, участии в клубах по интересам и студенческих сообществах. В парочку из них я записалась. Так что к моменту начала учёбы на первом курсе я уже знала университет и студенческую жизнь изнутри.
- А где Вы жили?
- Мне повезло: университет выделил комнату в общежитии. У UCL есть как собственные общежития, так и партнёрские, принадлежащие компаниям, которые предоставляют жильё студентам. Мне досталась комната с удобствами в новом здании.
- Ваша программа стартовала осенью 2021 года, в феврале 2022-го случились известные события. Как они повлияли на Вашу учёбу? Многих интересует, каково там сейчас нашим студентам?
- Когда началась военная операция, мы как раз готовились к сдаче экзаменов. В этот момент у меня было занятие с тьютором, мы вместе сидели и плакали. Первые дни было страшно, казалось, что все мои планы под угрозой. Но примерно через два месяца всё успокоилось – появилась возможность переводить деньги за учёбу, стало меньше разговоров на эту тему. Разве что только таксисты продолжали обсуждать политику.
Университет с самого начала предлагал помощь, советовал, как себя вести, не допускал дискриминации и агрессии. Лично я не заметила, чтобы отношение ко мне изменилось, потому что я из России. Не было и никакого давления, в том числе со стороны официальных структур. Если кто-то в русско-украинском кругу и хотел устроить конфликт, это быстро пресекалось.
- Вы уже задумывались о том, чем хотите заниматься дальше?
- Пока я только на первом курсе, а вся программа длится 4 года (объединенный курс бакалавриат+магистратура – Прим. автора). Но уже сейчас довольно чётко понимаю, к чему стремиться. Мне было бы интересно работать в компании, которая разрабатывает медицинское оборудование, продвигая и продавая её продукцию учреждениям, больницам и т.д.
В будущем, возможно, открою свой бизнес в той же сфере: буду посредником между производственными компаниями и больницами, защищая права последних и помогая им выбирать лучшее оборудование.
Во время каникул постараюсь найти стажировку, возможно за рубежом, – университет делает такие программы.
- Вы хотите остаться в Англии?
- Этот вопрос пока открытый. Если получится, по окончании учёбы поработаю в Англии. Благо, двухлетняя виза выпускника позволяет задержаться в стране для поиска работы и трудоустройства. Но меня также интересуют и другие страны, где развита сфера медицинского оборудования и препаратов.
- Школа в Англии научила меня быть независимой от окружения (февраль 2024)
- Ольга Курилова: «Хорошее образование за рубежом позволяет реализовать свой потенциал» (ноябрь 2023)
- Как за год подготовиться и поступить в топ-университет Британии (ноябрь 2022)
- Научиться размышлять, анализировать и другие секреты успешной учёбы (ноябрь 2022)
- Хорошее образование позволяет человеку раскрыть свои способности (октябрь 2022)
- Школа в Англии отучила меня оглядываться на других (октябрь 2022)
- Как стать докторантом Оксфорда минуя магистратуру (октябрь 2022)
- Как не потерять мотивацию за полтора года обучения онлайн (ноябрь 2021)
- Диплом имеет значение (октябрь 2021)
- Хорошее образование и умение подать себя. Что даёт учёба за рубежом? (октябрь 2021)
- Америка vs Англия: где образование лучше, или Почему я уехал в США (июнь 2021)
- Благодаря студенческим сообществам я смог найти себя (июнь 2021)
- Университет даёт возможности, а как ими распорядиться, зависит от студента (июнь 2021)
- Свобода самовыражения: как учат архитекторов в Англии (май 2021)
- Поступить в Империал-колледж почти так же непросто, как в Оксбридж (апрель 2021)
- Учёба в Кембридже в эпоху пандемии: опыт русского студента (март 2021)
- Оксфорд: лучший университет мира глазами студента из России (февраль 2021)
- Как московская школьница получила диплом Университета Уорика (июль 2019)
- Уроки, которые убивают страх и заставляют повзрослеть (июль 2019)
- Александр Оганесьян: "Университет структурирует жизнь и задаёт направление" (июль 2019)
- Катя Хватова: «Epsom College привил мне любовь к учёбе и чтению» (июнь 2019)
- Невыдуманные истории успеха - интервью студентов "Альбиона" (апрель 2014)
- Я люблю учиться, и не ради отметок... (июнь 2007)
- Oxbridge Person (февраль 2006)
- Компьютерщик сдаёт искусство (сентябрь 2003)
- От академизма к концептуализму (сентябрь 2003)
- LSE – это 80% (май 2000)
- Личный опыт, как стать студенткой LSE (май 2000)