Хорошее образование позволяет человеку раскрыть свои способности (октябрь 2022)
Интервью провела и записала журналист Елена Коптелова
Даниил Лиляков уехал на учёбу в Англию в 14 лет – родители посчитали, что британское образование даёт больше возможностей. Отучившись пять лет в двух школах и получив диплом IB (International Baccalaureate), Даниил поступил в Шеффилдский университет, где сейчас изучает гражданское строительство (Civil Engineering). В беседе с нами Даниил рассказал, какими были эти несколько лет за границей и чем действительно зарубежное образование отличается от российского.
- С чего началась ваша история обучения за рубежом?
- С летнего лагеря в Англии. Он работал на базе частной школы-пансиона, что давало возможность получить первое представление о британском образовании. В программу входили занятия английским, математикой, спортом, много внеклассных мероприятий и экскурсий.
В летнюю школу я ездил два года подряд, после чего родители решили, что можно попробовать обучение в школе-пансионе Британии на постоянной основе. Это был своего рода эксперимент: что из этого получится, выдержу ли я. Первые три месяца были нервными и сложными, а потом полегчало: я почувствовал себя уютно, подружился с одноклассниками, влился в среду. Думаю, помогло то, что я уже довольно долго учил английский и неплохо его знал.
Моя заграничная учёба началась в международной школе Sherborne International, там я провёл два года с 14 до 15 лет (9-10 класс английской системы – Прим. автора). Это школа для иностранцев, что было плюсом для меня: все в одинаковой ситуации, такие же приезжие, как и ты.
Потом с помощью "Альбиона" я перевёлся в другую школу – Kent College, там получил сертификат об общем среднем образовании GCSE, а для старших классов выбрал программу Международного Бакалавриата IB. Это более сложный курс по сравнению с A-level: у него больше опций и больше предметов разных направлений.
- Но тем не менее, насколько я знаю, диплома IB не хватило для поступления на желаемый курс в университет?
- Да, но это связано исключительно с тем, что к концу учёбы в школе я сменил свои предпочтения. Сначала я хотел заниматься менеджментом, и в моей программе старших классов упор был сделан именно на это, специализацией была экономика. Но к моменту подачи документов в университет я понял, что мне больше интересны инженерные науки, в частности, гражданское строительство. А для поступления на этот курс требовалась высшая математика, у меня же на IB была стандартная.
Из-за этого мне пришлось поступать на программу, включающую дополнительную базовую подготовку, Integrated Foundation, по ключевым предметам моей специальности. Она длится на год дольше, чем обычный бакалаврский курс Civil Engineering, но в целом ничем от него не отличается.
- Вы сказали, что когда приехали в Sherborne International, первые месяцы были сложными и нервными. Что доставляло особые неудобства?
- Прежде всего было непривычно находиться в школе-пансионе и жить в общежитии, где свой этикет, своя униформа, своя манера общения. Сложность заключалась в адаптации к новой атмосфере, культуре, людям. В такой обстановке ты сразу же становишься взрослее и ответственнее.
Первый месяц я ходил практически один, мне было трудно первым начинать разговор – и это тоже не доставляло большой радости. Постепенно знакомства и дружеские отношения стали возникать во время групповых заданий на уроках и на спортивных занятиях.
- Кроме особой атмосферы пансиона, чем ещё британская школа отличается от российской?
- Самое главное отличие – отношение к ученику. Британская школа предполагает максимальный учёт индивидуальных особенностей и способностей каждого, а не стремление к единому стандарту, как в России. Я бы сказал, что одна из главных задач школы в Англии – это формирование сильной личности и уверенного в себе человека, способного самостоятельно мыслить и действовать. Этому способствуют и дополнительные кружки, и занятия музыкой и спортом, включённые в программу. Например, будучи капитаном футбольной команды, я приобрёл лидерские качества и навык принятия решения.
Учитель в английской школе – это не ментор, а, скорее, твой партнёр и друг, к которому всегда можно обратиться за помощью. Это особенно проявляется в старших классах. И что важно, хотя в классе много человек, ты всё равно получаешь персональное внимание.
В Англии обучение построено на сознательности и ответственности учеников: требований и строгости гораздо меньше, чем в России. Главное – стимулировать ребёнка к учёбе, а не заставлять.
- Подтвердилось ли на практике мнение ваших родителей о качестве британского образования? Можете ли вы сказать, что получаете образование высокого уровня?
- Думаю, да. Я считаю хорошим образованием то, которое позволяет человеку проявить себя, раскрыть способности, приобрести навыки и качества, полезные для взрослой жизни. Именно так и было у меня в Англии. Это стало понятно в старших классах, когда появился выбор предметов и можно было следовать тому, что тебе лично нравится. Если тебе не понравился предмет, его можно поменять в первый месяц первого триместра. Что, кстати, я и сделал с высшей математикой – заменил ее на стандартную, решил не тратить нервы на то, что не пошло.
По программе IB у меня было три предмета обычного уровня – математика, английский и испанский – и три продвинутого уровня – физика, экономика и бизнес. Плюс теория знаний (по сути, начала философии) и EE (Extended Essay, развёрнутые эссе).
- Вы упомянули, что IB – более сложный курс, чем A-level. Как строилось обучение, насколько вы были загружены, как оценивались знания и прогресс учеников?
- На предметы продвинутого уровня (higher level) выделялось в 1,5-2 раза больше учебных часов и уроков, чем на обычные (standard level). По общей совокупности домашних заданий создавалось ощущение, что работы всегда много. После двух уроков по 45 минут был получасовой перерыв, потом ещё два урока и ланч. После обеда – или продолжение уроков до 16:20, или спорт.
Система оценок используется буквенная (от A до G) и цифровая (от 1 до 9, где девять высший балл). В IB выставляются только баллы по той же шкале. Из моего опыта, оценивание всегда справедливо и объективно, баллы получаешь в зависимости от твоих усилий и стараний. Конечно, и в английской школе, как в любой другой, у каждого учителя есть свои любимчики, но это не влияет на отметки.
- По каким критериям вы выбирали место для дальнейшей учёбы? Помогала ли школа с выбором и подготовкой в университет?
- Прежде всего я смотрел на качество курса, рейтинг университета по конкретной специальности, соотношение преподавателей и студентов, рейтинг интересующей программы по сравнению с другими универами. Также мне было важно, где находится университет. Мне не очень хотелось учиться в шумном мегаполисе, но и в глуши тоже. Sheffield идеально подходил по всем критериям: красивый зеленый город близ Манчестера, где много молодежи, до Лондона всего 2 часа. У университета хороший рейтинг по всем аспектам, в том числе по выбранному курсу (Beng Civil Engineering).
Я также включил в перечень желаемых университетов UCL, University of Nottingham, University of Southampton, University of Glasgow – их я выбирал по тем же основным критериям. Но предпочтение все равно отдавал Шеффилду.
Что касается подготовки к поступлению, никаких специальных занятий в школе не было. Но нам помогали правильно заполнять онлайн-анкеты для подачи в университет, а также грамотно составлять мотивационное письмо (personal statement) – лично я ходил к учителям английского за советами и помощью.
- Ваши первые впечатления от студенческой жизни и учёбы в университете. Что пришлось менять в своих привычках после школы?
- Если откровенно, я испытал смешанные чувства. С одной стороны, было много радостных моментов, с другой – порой возникали грусть и депрессия. Все зависело и от окружения, и от того, как ты проводишь время. Университет – это такой большой мир, где легко потеряться, если ты не собран, не умеешь планировать и разумно распоряжаться своим временем. Здесь всё зависит от тебя, но я почему-то понял это только через пару месяцев пребывания в университете. Если ты не будешь выходить из зоны комфорта, знакомиться с новым людьми, заниматься чем-то интересным и полезным в свободное время, то может быть очень тяжело.
Не сразу, но мне удалось и завести интересную компанию, и подружиться с профессорами, и выстроить баланс между учёбой и отдыхом.
- Поменялось ли что-то в вашей жизни и учёбе после 24 февраля? Как война и санкции сказались на вас лично? Возникли ли какие-то трудности и проблемы?
- После 24 февраля был шок, беспокойство, что будет дальше, но кроме того, что пришлось открывать счета в других банках, ничего не произошло. Лично мне не доводилось встречать какой-либо дискриминации. Более того, могу сказать, что эта тема была в центре внимания недолго, потом все снова переключились на свои текущие дела.
- Известны ли вам случаи, когда российские студенты отказывались от учёбы за границей из-за происходящего?
- Да, был случай с моим другом. Когда началась эскалация ближе к середине весны, его семья решила, что не потянет обучение за рубежом, и вернула его назад. Правда, он продолжил учиться в британском университете дистанционно плюс параллельно поступил в ВШЭ. Я с ним недавно списывался, и он мне сказал, что хотел бы вернуться в Англию, чтобы полноценно доучиться до конца.
- Вернёмся к учёбе: из чего состоит программа в первый год обучения, что требуется для успешного перехода с Foundation на основной курс? Есть ли отсев?
- Программа состоит из четырёх модулей: введение в инженерию, базовая математика, высшая математика и физика. Все эти предметы университетского уровня, то есть материал преподаётся совершенно иначе, чем в школе. По моему мнению, нагрузка в течение подготовительного курса не очень большая: только один день мы учились до пяти вечера, все остальные были более свободные.
Для успешного прохождения на основной курс требуется набрать не менее 40% за каждый модуль, а в сумме по всем модулям должно быть не менее 60%. При этом учитываются и домашние задания, и промежуточные тесты, и финальные экзамены за курс.
- Как вы в университете Шеффилда проводите свободное время?
- Свободное время провожу обычно в тренажёрном зале, занимаюсь также плаванием, бывает, выхожу поиграть с друзьями в футбол. В основном же я либо учусь, либо читаю, либо провожу целый выходной в книжном. В студенческие сообщества пока не вступал, но планирую это сделать.
- Ваши планы на будущее? Чем планируете заниматься после окончания университета? Можно ли сказать, что за столько лет в Англии вы уже чувствуете себя больше англичанином, чем русским, и свою дальнейшую жизнь видите там?
- На данный момент, мои планы - это успешно закончить бакалаврский курс, максимально извлечь всё самое полезное из учёбы в университете, получить практический опыт и улучшить портфолио за счёт профессиональных стажировок. По окончанию университета хотелось бы поработать в серьёзных компаниях или стартапах, виза выпускника-иностранца это позволяет. Ну а дальше, как наберусь опыта, займусь чем-то своим или присоединюсь к делу отца, выведу его бизнес на международный рынок.
Несмотря на долгое пребывание в Англии, англичанином я так и не стал, хотя и много у них позаимствовал в плане культуры, мировоззрения, языка. Тем не менее пока я рассчитываю остаться в Великобритании, а в дальнейшем попробовать себя и в других странах. Но учитывая последние события, сложно предугадать, что будет через несколько лет. Сейчас у меня такое видение, но оно может свернуть в любую сторону.
- Школа в Англии научила меня быть независимой от окружения (февраль 2024)
- Ольга Курилова: «Хорошее образование за рубежом позволяет реализовать свой потенциал» (ноябрь 2023)
- Как за год подготовиться и поступить в топ-университет Британии (ноябрь 2022)
- Научиться размышлять, анализировать и другие секреты успешной учёбы (ноябрь 2022)
- Хорошее образование позволяет человеку раскрыть свои способности (октябрь 2022)
- Школа в Англии отучила меня оглядываться на других (октябрь 2022)
- Как стать докторантом Оксфорда минуя магистратуру (октябрь 2022)
- Как не потерять мотивацию за полтора года обучения онлайн (ноябрь 2021)
- Диплом имеет значение (октябрь 2021)
- Хорошее образование и умение подать себя. Что даёт учёба за рубежом? (октябрь 2021)
- Америка vs Англия: где образование лучше, или Почему я уехал в США (июнь 2021)
- Благодаря студенческим сообществам я смог найти себя (июнь 2021)
- Университет даёт возможности, а как ими распорядиться, зависит от студента (июнь 2021)
- Свобода самовыражения: как учат архитекторов в Англии (май 2021)
- Поступить в Империал-колледж почти так же непросто, как в Оксбридж (апрель 2021)
- Учёба в Кембридже в эпоху пандемии: опыт русского студента (март 2021)
- Оксфорд: лучший университет мира глазами студента из России (февраль 2021)
- Как московская школьница получила диплом Университета Уорика (июль 2019)
- Уроки, которые убивают страх и заставляют повзрослеть (июль 2019)
- Александр Оганесьян: "Университет структурирует жизнь и задаёт направление" (июль 2019)
- Катя Хватова: «Epsom College привил мне любовь к учёбе и чтению» (июнь 2019)
- Невыдуманные истории успеха - интервью студентов "Альбиона" (апрель 2014)
- Я люблю учиться, и не ради отметок... (июнь 2007)
- Oxbridge Person (февраль 2006)
- Компьютерщик сдаёт искусство (сентябрь 2003)
- От академизма к концептуализму (сентябрь 2003)
- LSE – это 80% (май 2000)
- Личный опыт, как стать студенткой LSE (май 2000)