Как стать докторантом Оксфорда минуя магистратуру (октябрь 2022)
Личный опыт студентки из России Ксении Васильевой
Студентка «Альбиона», Ксения Васильева, в непростом пандемийном 2020 году закончила с отличием одну из самых высокорейтинговых частных школ Англии и поступила в лондонский Империал-колледж, входящий в тройку лучших университетов Великобритании и десятку топ-вузов мира. По итогам двух лет обучения её приняли на трёхмесячную летнюю стажировку в исследовательскую лабораторию Оксфордского университета, где тестируются новые вакцины. Заметим, что студентов-бакалавров, к тому же иностранцев, да ещё и в Оксфорде, на такие стажировки берут в исключительных случаях.
О том, как ей удалось попасть в Оксфорд и получить не менее заманчивое предложение на перспективу, Ксения рассказала в интервью нашему корреспонденту Елене Коптеловой.
- Насколько мне известно, британские университеты крайне редко организуют стажировку для своих студентов, если только она не включена в учебную программу. Обычно студенты сами находят место для летней практики. Как это было в вашем случае?
- Да, это была полностью моя инициатива. Я изучила все текущие исследования по своей специальности, выбрала научную группу с наиболее интересной для себя тематикой, она оказалась из Оксфордского университета, и написала возглавляющему её профессору. Мы созвонились, я рассказала о себе и своих успехах, а он, соответственно, о лаборатории и текущих исследованиях. Сказал, что обычно стажёров-бакалавров они не берут, но всё равно предложил официально отправить заявку и пакет документов. Всё это происходило в марте, а в мае меня пригласили на интервью в Оксфорд и ещё через какое-то время сообщили, что берут на трёхмесячную практику.
- Их так впечатлили ваши успехи?
- Я думаю, решающую роль сыграло то обстоятельство, что у меня уже был опыт исследовательской работы и публикации по специальности. Я дважды проходила стажировки в Институте генетики РАН, которые мне организовал «Альбион», причём первый раз – ещё до поступления в Империал-колледж. Кроме того, я взяла несколько практических мини-курсов от разных компаний. Важно было и то, что я успешно учусь в Империал-колледже, занимаясь молекулярной биологией.
- Что входило в ваши обязанности стажёра?
- Я участвовала в исследовании новых вариантов вакцин, которые в скором времени должны пройти клинические испытания. Первый месяц был вводно-ознакомительным: я больше наблюдала и помогала другим исследователям, а со второго начала работать самостоятельно, как полноценный участник проекта. В нашей исследовательской группе я была единственной практиканткой, и, естественно, это была бесплатная стажировка, главные ценности которой – опыт, передовые знания и полезные контакты. Мы работали в лаборатории, нередко задерживаясь до позднего вечера – некоторые эксперименты нельзя прервать, нужно ждать их окончания.
Мне очень понравилось, что раз в месяц у нас в лаборатории проходили встречи-семинары с участием учёных из разных исследовательских групп, на которых обсуждались полученные результаты и давались советы, что ещё можно сделать для их улучшения. Очень важно услышать оценку и получить помощь со стороны коллег, иначе в процессе каждодневной рутины какие-то нюансы ускользают.
По завершении этапа исследования была подготовлена научная статья, в которой фигурирует в числе прочих и моё имя.
- Вы сейчас учитесь на третьем курсе бакалавриата в Империал-колледже, так получилось, что первые два года совпали с трагическими событиям, сначала – с пандемией, потом – с военным конфликтом на Украине. Как это сказалось на учёбе и жизни?
- Первый курс почти полностью прошёл дистанционно, только на втором у нас начались очные лекции. И хотя я считала, что онлайн-формат никак не сказался на качестве обучения, всё-таки, вернувшись в офлайн, стало понятно, насколько это лучше. Наконец-то вокруг появились однокурсники, мы по-настоящему познакомились и стали жить нормальной студенческой жизнью. Только в этот момент я ощутила себя студенткой и осознала свою причастность к университету.
На втором курсе в Англию вернулись мои друзья, которых я не видела год, и мы много времени проводили вместе, общались, строили планы. Но потом случилось 24 февраля, и жизнь снова поменялась.
Нет, отношение к русским не изменилось. Наоборот, все русские студенты, как и украинцы, получили от университета письма поддержки и заверения, что политические события никак не отразятся на нашей учёбе. Я всё так же продолжаю дружить с украинскими студентами. В свой адрес я слышала только слова сочувствия и желание подбодрить.
Но, тем не менее, тема конфликта на Украине обсуждается и вызывает в том числе и ссоры среди наших соотечественников. К тому же, в рамках санкций мой университет, как и другие западные учреждения, прекратил сотрудничество с российскими партнёрами, в частности с вузами и научными центрами.
Думаю, в ближайшей перспективе количество российских студентов в британских университетах будет сокращаться. Но также я уверена, что это не навсегда.
- Всё же, как мне кажется, невозможно оставаться в стороне от происходящего, даже находясь за границей. Текущие события, так или иначе, затрагивают каждого, разве нет?
- Да, вы правы, никуда не деться от состояния неопределённости, хрупкости и непредсказуемости завтрашнего дня. Да и более приземлённых материй не избежать. Был период, когда я почти месяц сидела без денег – из-за блокировки российских карт. Хорошо, что мне помогли подружки, если бы не они, не знаю, как бы всё повернулось.
Но, повторюсь, негатива по отношению к себе я не встретила – никто не перекладывает вину на тебя только потому, что у тебя российский паспорт. Например, я подавалась на практику уже после 24 февраля. Первое, что сказал профессор на интервью, это чтобы я не переживала, предвзятого отношения ко мне не будет, все прекрасно понимают ситуацию.
- Этот год у вас последний, бакалаврская программа заканчивается. Чем вы собираетесь заниматься дальше?
- Во время оксфордской стажировки я узнала, что могу подать документы на PhD (докторантура – Прим.автора) сразу после бакалавриата. Мой профессор сказал, что с моим лабораторным опытом и научными публикациями меня возьмут на эту программу минуя магистратуру. К тому же, он даст рекомендации. Так что я собираюсь продолжить начатые во время практики исследования, этот проект мне очень интересен.
И что немаловажно, благодаря предложенной возможности я сэкономлю год и сразу начну получать хорошую стипендию, фактически зарплату (докторанты британских университетов, участвующие в исследованиях и проектах, оплачиваются по трудовому контракту – Прим. автора).
Так или иначе, я бы хотела заниматься наукой и связать своё будущее с фармацевтикой. Но загадывать далеко вперёд пока не буду, да это и невозможно в нынешних условиях.
- Школа в Англии научила меня быть независимой от окружения (февраль 2024)
- Ольга Курилова: «Хорошее образование за рубежом позволяет реализовать свой потенциал» (ноябрь 2023)
- Как за год подготовиться и поступить в топ-университет Британии (ноябрь 2022)
- Научиться размышлять, анализировать и другие секреты успешной учёбы (ноябрь 2022)
- Хорошее образование позволяет человеку раскрыть свои способности (октябрь 2022)
- Школа в Англии отучила меня оглядываться на других (октябрь 2022)
- Как стать докторантом Оксфорда минуя магистратуру (октябрь 2022)
- Как не потерять мотивацию за полтора года обучения онлайн (ноябрь 2021)
- Диплом имеет значение (октябрь 2021)
- Хорошее образование и умение подать себя. Что даёт учёба за рубежом? (октябрь 2021)
- Америка vs Англия: где образование лучше, или Почему я уехал в США (июнь 2021)
- Благодаря студенческим сообществам я смог найти себя (июнь 2021)
- Университет даёт возможности, а как ими распорядиться, зависит от студента (июнь 2021)
- Свобода самовыражения: как учат архитекторов в Англии (май 2021)
- Поступить в Империал-колледж почти так же непросто, как в Оксбридж (апрель 2021)
- Учёба в Кембридже в эпоху пандемии: опыт русского студента (март 2021)
- Оксфорд: лучший университет мира глазами студента из России (февраль 2021)
- Как московская школьница получила диплом Университета Уорика (июль 2019)
- Уроки, которые убивают страх и заставляют повзрослеть (июль 2019)
- Александр Оганесьян: "Университет структурирует жизнь и задаёт направление" (июль 2019)
- Катя Хватова: «Epsom College привил мне любовь к учёбе и чтению» (июнь 2019)
- Невыдуманные истории успеха - интервью студентов "Альбиона" (апрель 2014)
- Я люблю учиться, и не ради отметок... (июнь 2007)
- Oxbridge Person (февраль 2006)
- Компьютерщик сдаёт искусство (сентябрь 2003)
- От академизма к концептуализму (сентябрь 2003)
- LSE – это 80% (май 2000)
- Личный опыт, как стать студенткой LSE (май 2000)