A-level-2020: британские школы добиваются пересмотра оценок (август 2020)
Текст публикации подготовлен на основе материалов The Telegraph (A-level results: Colleges report more than half of grades being marked down, Almost 40 per cent of A-level results downgraded as Government under pressure to U-turn) и BBC.
Автор: Елена Коптелова
В этом году по известным причинам во многих странах были отменены или перенесены выпускные экзамены в средних школах. Великобритания не стала исключением, приняв решение выставлять оценки не за фактически сданные экзамены, а на основании предположения о том, как они могли бы быть сданы. Неудивительно, что в день объявления результатов – сначала в Шотландии 4 августа, а затем в остальной части Королевства 13 августа – разгорелось немало споров и посыпались требования срочно пересмотреть текущую схему определения финального балла. Только по официальным данным, около 40% результатов A-level в Англии и более 124 тыс. оценок за курс средней школы в Шотландии были занижены.
Кто и как принимал решение
Способ калькуляции итоговой оценки по всей Великобритании был практически идентичным. Школам было предложено самостоятельно проставить баллы по каждому предмету – на основании предыдущих экзаменов, успеваемости за последние годы, контрольных работ, общей подготовки ученика и т.д. Одновременно с этим учителя должны были ранжировать учеников в соответствии с их академическими успехами. Эти данные отправлялись в независимую экзаменационную комиссию, которая и принимала решение. Во внимание принимались как мнение школы, так и результаты школьников за прошлые годы.
По утверждению официального регулятора экзаменов в Англии Ofqual (Office of Qualifications and Examinations Regulation), цель была только одна - выдать максимально справедливые и объективные результаты, которые бы имели ту же ценность, что и экзаменационные оценки других лет.
Что получилось в итоге
Однако далеко не все полученные результаты совпали с ожиданиями – как самих учеников, так и их учителей. Так, почти 40% финальных оценок A-level в Англии, выставленных экзаменационными комиссиями, оказались ниже предложенных учителями. Большая часть – 35,6% - была занижена на один балл, 3,3% - на два балла и 0,2% - на целых три балла. В Шотландии более 124 тыс. оценок не совпали с мнением учителей – также не в пользу учеников. И лишь в Уэльсе, где по-прежнему учитывают результаты промежуточных экзаменов AS-level за предпоследний год обучения, всё было более предсказуемо. По правилам этой части Королевства, итоговая оценка не должна быть ниже промежуточной.
Первыми возмутились учебные заведения Шотландии – там результаты за курс обязательной (National 5) и полной средней школы (Higher/Advanced Higher) объявляются 4 августа. Давление на местный департамент образования было настолько сильным, что он отменил «несправедливые» оценки экзаменационного совета и признал те, что выставляли сами учителя. Школы и колледжи Англии, после объявления результатов 13 августа, тоже не стали молчать, обратившись в правительство с требованием о немедленном пересмотре принятой схемы оценивания учеников. Как заявил директор Ассоциации колледжей (AoC) Девид Хью, многие учебные заведения, демонстрировавшие на протяжении лет стабильные и предсказуемые результаты, в этом году получили самый низкий средний балл, чем когда-либо. По мнению Ассоциации предуниверситетских колледжей The Sixth Form Colleges Association, предложенный алгоритм, базирующийся на статистических данных, полностью провалился, и правительство должно, как и в Шотландии, вернуть оценки, выставленные учителями. С этим мнением согласен и Джеф Бартон, глава Ассоциации директоров школ и колледжей (Association of School and College Leaders), который считает, что занижение результатов может иметь пагубные последствия для выпускников.
Некоторые критики, в частности представители Лейбористской партии и Национального студенческого совета, усмотрели в занижении оценок социальную дискриминацию, утверждая, что в первую очередь пострадали дети из рабочих и малообеспеченных семей.
Апелляция и тройная защита: что ответило правительство
Несмотря на все призывы и аргументы, министр образования Великобритании Гэвин Уильямсон отказался следовать примеру шотландцев и пересматривать объявленные результаты A-level. Он извинился за несовершенство нынешней системы оценки, но не без основания заметил, что при всём желании вряд ли удастся найти такую, которая бы устроила всех. Всегда будут те, кто считает, что их недооценили. А если бы за финальный результат приняли прогнозы учителей, оценки бы взлетели, а сам диплом A-level обесценился, уверен министр. «Нам нужна по-настоящему надёжная система, поэтому мы остановились на варианте тройной защиты», - добавил он.
На деле это означает, что ученик, недовольный полученной оценкой, может через свою школу подать апелляцию, сославшись на результаты пробного экзамена (если такой сдавался ранее) или записавшись на специальный письменный тест, который планируется провести осенью. В итоге он может сам выбрать наилучший результат из трёх возможных (оценка экзаменационной комиссии, пробный экзамен или осенний тест) в качестве финального и именно с ним обращаться в университет. Более подробную информацию о процессе апелляции министр обещал направить в школы и колледжи в ближайшее время. Решение по апелляции будет принимать Ofqual. И если оно окажется положительным, есть шанс успеть к осеннему дополнительному набору в университеты (clearings), который в этом году продлится до 20 октября. А, соответственно, и попасть в желаемый университет, куда ранее, возможно, не хватало баллов.
Не всё так плохо: отличников стало больше
Возвращаясь к результатам A-level, справедливо заметить, что этот год не только принёс недовольство и споры из-за оценок, но и стал рекордным по количеству высших баллов A/A* - 27.6%, причём 9% учеников получили все A*. Это лучший показатель почти за 20 лет, с 2001 года (что совпадает с рекордными результатами выпускников "Альбиона" в этом году - Прим. автора). Самый большой прирост отличных оценок отмечен в частных школах – 4,7% по сравнению с прошлым годом.
Наиболее преуспели те, кто выбрал иностранные языки и высшую математику в качестве предметов A-level. Две трети (66,1%) изучавших современные языки (кроме французского, испанского и немецкого) получили A/A*. Чуть меньше этот процент (61,8%) у выбравших высшую математику. А вот по таким предметам, как английский язык (11.4%), медиа, кинематография и ТВ (13.8%) и бизнес (15.2%) получено наименьшее число топовых оценок.
Уже второй год подряд девочки обходят мальчиков в естественных науках: они и чаще их изучают (50.9% этом году), и лучше успевают. 33.7% девочек получили оценки А/А* по физике (против 29.8% мальчиков), 25.3% - по биологии (против 23.7% мальчиков). И только в химии юноши взяли реванш (32.1% и 28.9% соответственно).
Отличные результаты в этом году показали и российские выпускники британских частных школ – подопечные «Альбиона». Лучшие из них набрали исключительно высшие баллы A* и поступили в такие престижные университеты, как Оксфорд (специальность – химия), Кембридж (право), Империал-колледж (компьютерные науки, искусственный интеллект, биохимия), Лондонский королевский колледж (компьютерные науки), Лондонская школа экономики (политика и экономика) и др.
- Итоги экзаменов A-level и GCSE за 2024 год (август 2024)
- Король Великобритании становится попечителем Ассоциации выпускников школы Гордонстоун (май 2024)
- Пять частных школ Австралии за год тратят на модернизацию столько же, сколько три тысячи государственных школ (май 2024)
- Результаты экзаменов А-level в Англии за 2022 год в инфографике (август 2022)
- На три месяца в Шотландию: пробный триместр в Gordonstoun School (декабрь 2021)
- Образование в условиях ковида. Опыт зарубежных школ и университетов (ноябрь 2021)
- Caterham School: «Ковид научил верить в себя больше, чем прежде» (октябрь 2021)
- Brighton College: «Будущее за интерактивным обучением» (октябрь 2021)
- QE: «Школы научились принимать неординарные решения в сложных ситуациях» (октябрь 2021)
- Sevenoaks School: «Школы открылись, но беспокойство осталось» (октябрь 2021)
- Оценки с натяжкой: бонусная уступка ученикам британских школ на экзаменах-2022 (октябрь 2021)
- Зарубежные школы в эпоху пандемии: как поступать, куда поступить (март 2021)
- «Выдающиеся» британские школы лишены привилегии (ноябрь 2020)
- Итоги учебного года 2020 в Великобритании: рейтингов не будет, оценки оспорены (август 2020)
- A-level-2020: британские школы добиваются пересмотра оценок (август 2020)
- Как уменьшить сегодняшние риски при обучении за рубежом? (сентябрь 2019)
- Обучение в Британии: как попасть в школу-пансион на пробный триместр (август 2019)
- Лорд Бейкер: 10 ошибок в нашей образовательной системе (ноябрь 2018)
- Влиятельный тори Лорд Бейкер критикует A-levels (ноябрь 2018)
- От школьных будней в Gordonstoun до бала Trinity May (ноябрь 2018)
- Письмо директора школы Rugby к родителям учеников (август 2018)
- Частные школы отговаривают учеников от университетов (август 2017)
- Высшая оценка на экзаменах GCSE будет ставиться реже (август 2017)
- Зачем ученику сильной школы допобразование? (август 2017)
- Выбрать школу – как собрать пазл (январь 2017)
- Школы в Великобритании: чуть выше среднего? (декабрь 2016)
- Как не ошибиться с выбором школы? (сентябрь 2016)
- Британские выпускники–2016 в зеркале статистики (август 2016)
- Школа выбора (август 2016)
- Можно ли ориентироваться на рейтинг школ? (май 2016)
- Как выбрать подходящую школу для своего ребёнка (ноябрь 2015)
- Новые британские частные школы: как стать лучшими (ноябрь 2015)
- Эволюция британских школ-пансионов (октябрь 2015)
- Как топовые частные школы тратят свои деньги? (июль 2015)
- Новые особенности образования за рубежом (сентябрь 2015)
- Обучение в России vs обучение за рубежом: мнения компетентных экспертов (2014-2022)
- Результаты GCSE вызовут шок у школ, пытающихся манипулировать рейтингом (август 2014)
- Насколько важны оценки GCSE при поступлении в университет? (август 2014)
- Ответы заместителя директора британской школы-пансиона Caterham (июнь 2014)
- Интервью директора по маркетингу школы-пансиона Oundle School (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College ИТАР-ТАСС (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College (май 2014)
- Malvern St James - как стать лучшими (апрель 2014)
- Учат жить! (сентябрь 2013)
- Перепроверка, пересдача или просто поразмыслить? (август 2013)
- Используй шанс: найди курс и университет, которые тебе подходят (август 2013)
- Студенты выбирают всё более сложные предметы в погоне за местом в университете (август 2013)
- Три “B” - провал экзаменов “A-level”? & Дислексия - не помеха для Кембриджа (август 2013)
- Британские выпускники в зеркале статистики (август 2013)
- Экзаменационная реформа (апрель 2013)
- GCSE позади. Что дальше? (август 2011)
- Языковые барьеры и начало конца инфляции оценок (август 2011)
- Английская премьер-лига (апрель 2011)
- Классика образования (март 2011)
- Верная дорога (октябрь 2010)
- Лучшие частные школы мира: Швейцария (октябрь 2009)
- Путешествие по школам с правым рулём (2009)
- Рейтинги британских школ: прошлое, настоящее, будущее (январь 2009)
- Европейское образование (2008)
- Эссе о воспитании (май 2008)
- Любовь к спорту со школьной скамьи (октябрь 2007)
- Готовность № 1 (октябрь 2007)
- На взлётной полосе (май 2007)
- Краткий обзор британских и швейцарских школ-пансионов (октябрь 2006)
- Британский дух как кредо (март 2006)
- Где немыслима насмешка (февраль 2006)
- Школа, которая гордится своими выпускниками (декабрь 2005)
- К решению учиться за рубежом надо подходить с большой ответственностью (ноябрь 2005)
- Среднее образование в Великобритании: особенности и преимущества (октябрь 2005)
- Рынок зарубежных образовательных услуг: динамика развития и перспективы (октябрь 2005)
- Среднее заграничное (сентябрь 2005)
- Кузница джентльменов и леди (сентябрь 2005)
- GCSE теряет способность выявлять таланты (сентябрь 2005)
- Британский Cтиль (май 2005)
- It’s more than you think (март 2005)
- Лучшие школы (февраль-март 2005)
- Правильный выбор школы - главная составляющая успеха (2005)
- Путёвка в другую жизнь (сентябрь 2004)
- Британия без сантиментов (март 2004)
- Парта в духе Альп (февраль 2004)
- За вид на Альпы придётся доплатить (январь 2004)
- Ступень. Степень (октябрь 2003)
- Краткий путеводитель по школам и колледжам Британии (июнь-октябрь 2003)
- Как найти в Великобритании самую лучшую школу (май 2002)
- Объявлен джентльменский набор (2001-2002)
- Альтернатива с вековыми устоями (октябрь 2000)
- О девочках мы как-то не думали (май 2000)
- Как не стать дилетантом (апрель 2000)
- День красного носа (1999)
- Чисто английское образование (октябрь 1998)
- Инвестиции в будущее (март 1998)
- Учёба в Англии (1997-2000)
- Англия – райские яблоки просвещения (1996)
- За крепостными стенами. Зимний Оксфорд (1995)
- Инкубаторы британской элиты (1994)
- Учёба в Англии. Почём фунт лиха