Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Британский Cтиль (май 2005)

Журнал "Британский Cтиль", №5 2005 г.

Уважаемый читатель,

«Британский Стиль» открывает новую рубрику, посвящённую образованию в Великобритании. На сегодняшний день колледжи и университеты туманного Альбиона считаются самыми престижными в Европе. Репутация британского образования не случайно столь высока: эта страна подарила миру огромное количество нобелевских лауреатов. Благодаря нашей рубрике Вы сможете побывать в самых почитаемых школах Англии и Шотландии, познакомиться с их традициями и побеседовать с их выпускниками. Вместе с ведущей рубрики Юлией Менго Вы отправитесь в увлекательное путешествие по старинным замкам, где и сегодня школьники и студенты внимают голосам уважаемых педагогов. «Британский Стиль» поможет Вам разобраться в тонких нюансах системы образования в Великобритании. На примере лучших школ и университетов Соединённого Королевства Вы сможете убедиться в том, что британский стиль в образовании означает верность вековым традициям, уверенный взгляд в будущее и приверженность высочайшим стандартам качества.

Александр Борисович Мишин, менеджер проектов Британского Совета в области образования:

«В Европе существует две достаточно четко оформившиеся к концу прошлого столетия системы образования: это англо-саксонская система и немецкая, а точнее, австрийская. Именно с последней генетически связано российское образование. Особенностей и отличий у этих двух признанных систем достаточно много. Так, британское образование всегда делало серьёзный акцент на самостоятельную работу студентов, на способность к самообучению и умение добывать знания без помощи преподавателя. Я думаю, что хорошая репутация британского образования в частности объясняется тем, что система побуждения человека к самостоятельному поиску знаний и их обработке в ней очень здорово продумана и является, пожалуй, одним из основных элементов.

Если говорить о нашей системе, то очевидная сильная сторона российского образования - это его фундаментальность. Я считаю большим положительным завоеванием то, что в России человека подготавливают к более широкому мышлению. С другой стороны, если всерьёз задуматься о рынке рабочей силы, то становится очевидным, что образование обязано быть несколько более прагматичным. И если сравнивать две системы, российскую и британскую, то нужно сказать, что британцы в гораздо большей степени нацелены на потребности и структуру рабочего рынка. Так, например, они считают, что невозможно научить человека однажды на всю жизнь, ведь по ходу профессиональной деятельности у него возникают вопросы, на которые он не всегда в состоянии сам ответить. Поэтому в Великобритании серьёзный удельный вес имеет дополнительное профессиональное образование.

С другой стороны, лекционные курсы в российских вузах гораздо объемнее, а их количество значительно больше, чем в британских учебных заведениях. Но что касается контроля качества, то британцы здесь мировые лидеры. То, что обозначается термином quality assurance, у них налажено, как ни у кого: это и привлечение внешних экзаменаторов, и двойная, а то и тройная проверка. Кроме того, возможность студентов влиять на процесс образования, обязательная обратная связь тоже является важным элементом системы управления контролем качества.

На мой взгляд, было бы большим преувеличением говорить, что одна система лучше другой: они просто разные, у них разные ориентиры. И у обеих систем есть свои преимущества и, очевидно, с точки зрения друг друга, есть свои недостатки. Потому что плюсы и минусы познаются только в сравнении».

Наталья Юрьевна Щукина, директор образовательной компании «Альбион»:

«Воспитание и образование ребёнка начинается с самого раннего возраста, поэтому очень важно разбираться в том, какие возможности в этой сфере предлагает родителям современный мир. Ещё в дореволюционные времена в России дети из дворянских семей отправлялись учиться за рубеж или получали домашнее образование у преподавателей-иностранцев. Вспомним гувернантку молодой героини из повести А.С. Пушкина: барышню-крестьянку воспитывала именно англичанка - мисс Жаксон. Но после 1917 года о традициях европейского образования на долгое время забыли. Однако в начале 90-х годов состоятельные семьи стали вновь отправлять детей учиться за рубеж, но в то время такая учёба считалась, скорее, элементом престижа. Сегодня родители подходят к этому шагу более взвешенно. Они обращают больше внимания на то, с чем их ребёнку придётся столкнуться. Сейчас в их распоряжении гораздо больше информации, касающейся образовательных программ, чем было 10-15 лет назад. Родители рассматривают массу вариантов и выбирают именно тот, который наиболее предпочтителен для их ребёнка. Немаловажным фактором при выборе школы или университета является его рейтинг. Существуют общие рейтинги как частных школ, так и университетов, которые публикуются в популярных газетах - "The Times", "The Daily Telegraph" и других. Традиционно первое-второе места в университетских рейтингах делят между собой Кембриджский и Оксфордский университеты Третье место может занимать другой достойный вуз, например, Лондонская школа экономики. Всего в школьные рейтинги обычно включается 500 лучших частных школ (из более чем 2500). А в университетских рейтингах фигурируют все университеты, число которых более ста. При выборе университета следует ознакомиться не только с общим рейтингом, но и с рейтингами университетов по специальностям, а также выяснить эффективность работы департамента по трудоустройству выпускников.

Однако стоит сказать, что между российским и британским образованием больше отличий, чем сходства. И хотя в Великобритании, так же как в России, государственные дневные школы составляют большинство, на берегах туманного Альбиона достаточно много - около 7% - частных школ (в том числе школ-пансионов). По происхождению это те учебные заведения, где воспитывалась элита Британской империи. Здесь берут начало многовековые традиции строгого британского воспитания. Занятия в таких пансионах длятся примерно с 9 утра до 6-7 вечера, включая не только классические школьные предметы, но и спортивные секции, художественные и театральные студии, прогулки и игры на свежем воздухе. Подобная система обучения в пансионе позволяет грамотно спланировать детское время. Тогда как в нашей стране подобные учебные заведения являются, скорее, исключением, и родителям, желающим заниматься полноценным развитием ребёнка, приходится тратить немало часов на разъезды для того, чтобы посещать с ним различные языковые курсы, художественные и танцевальные школы или спортивные секции.

Переход к высшему образованию в Великобритании тоже осуществляется иначе. Уже в 16 лет в продолжение программы средней школы детям предлагается двухгодичный национальный курс предуниверситетской подготовки, так называемый A-level. Таким образом, юные британцы значительно раньше, чем наши ребята, должны задуматься о будущем и выбрать свой университет, а значит, и свою будущую профессию.

Но так или иначе, давать ли ребёнку российское образование или зарубежное, решают именно родители. И это решение зависит от многих факторов: от жизненных обстоятельств, от моральной готовности семьи и, конечно, ребёнка. Поэтому к данному решению нужно подходить с большой ответственностью».

Другие публикации раздела