Где немыслима насмешка (февраль 2006)
Ася Штейн
Журнал "Домовой", №2 2006 г.
«Атмосферой пансиона Лаказ была общая дружба. Жизнь здесь, несмотря на строгость морали, была так весела и уютна, что мы, вступившие сюда не без враждебности, оказались бессильны не полюбить окружавших нас людей ...» - так вспоминает об учёбе в Лозаннском пансионе Анастасия Цветаева, сестра и главный биограф великой русской поэтессы Марины Цветаевой. Уже тогда, в самом начале XX века, существовали уникальные традиции, возведшие швейцарскую систему образования в ранг элитарной.
В последние годы обучение в Швейцарии становится все более модным и популярным среди российской элиты. В начале 90-х швейцарским образованием заинтересовались «новые русские», стремившиеся заполучить для своих чад всё самое элитное и дорогое. Культурный шок у терпимых и толерантных швейцарцев был столь велик, что учебные заведения, заботясь о своей репутации, стали гораздо строже подходить к отбору учеников. Теперь круг клиентов из России иной: это дети преуспевающих бизнесменов, крупных дипломатов, чиновников, научной и творческой элиты, словом людей, давно и успешно вписавшихся в европейскую систему ценностей.
Собственно, швейцарские частные школы-пансионы и ориентированы именно на таких детей. Здесь всегда учитывался социальный статус учеников, в них воспитывалось умение правильно распорядиться своим капиталом. Поэтому обучение в Швейцарии можно в первую очередь порекомендовать тем семьям, где капитал уже заработан и требуются надёжные руки наследника, в которые со временем можно будет передать его со спокойной душой.
СЕКРЕТ ЭЛИТАРНОСТИ
Главные принципы Швейцарии - это нейтралитет во внешней политике, толерантность в межличностных и межнациональных отношениях. Ведь на территории, по площади едва ли превосходящей Московскую область, проживают представители четырёх непохожих друг на друга культур: немецкой, французской, итальянской и ретороманской.
Космополитизм и многоязычие Швейцарии не могли не повлиять и на систему образования. В каждой школе изучают два-три языка: один - «рабочий» язык школы, еще один-два - из тех, на которых говорят граждане страны. Предполагается, что к окончанию учёбы ребёнок если и не овладеет ими в совершенстве, то будет в состоянии достаточно свободно общаться. Ну а в идеале для успешной карьеры и комфортной жизни следует знать все четыре государственных языка, да ещё и английский. Так что один из главных плюсов обучения в Швейцарии - это возможность качественно изучить сразу несколько иностранных языков.
Если в большинстве европейских стран образование становится всё более узкопрофессиональным и специализация начинается всё раньше, швейцарские педагоги по-прежнему настаивают на необходимости всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Поэтому занятиям музыкой, изобразительным и прикладным искусством уделяется не меньше внимания, чем математике, естествознанию и иностранным языкам: в любой школе есть театр, художественные мастерские, оркестр или хотя бы хор. В программу входит посещение музеев, театров, других достопримечательностей. На каникулах устраиваются широкомасштабные экскурсии в другие европейские страны. Ну и, конечно же, огромное место в жизни швейцарской школы занимает спорт - от горных лыж до водного туризма. Словом, здесь достаточно качественной пищи не только для ума, но и для души и тела.
В отличие от Великобритании, где едва ли не девяносто процентов учеников частных школ-пансионов составляют местные дети, в Швейцарии школы-пансионы исторически ориентированы прежде всего именно на иностранцев, которых в нейтральной Швейцарии всегда было великое множество.
С одной стороны, это чаще всего волнует родителей: не замедлится ли прогресс в изучении языка, если ребёнок окажется в «разбавленной» среде, не состоящей исключительно из носителей изучаемого языка? Надо признать, что опасность преувеличена: в швейцарских школах давно отработана методика, позволяющая этого избежать. Количество детей одной национальности в школе обычно строго ограничено, и их, например, стараются не селить в одной комнате в пансионе.
С другой стороны, именно в разноплеменном и разноязыком коллективе ребёнку проще адаптироваться, особенно на первых порах. А преподаватели мягко, но последовательно помогают новичкам найти, в буквальном смысле этого слова, общий язык. «Я ужасно боялась ехать учиться в Швейцарию, - рассказывает Лиза, - думала, что буду белой вороной, что ничего не пойму. Но оказалось, что почти все новенькие - иностранцы, все боятся и все не блестяще говорят по-французски. В первые дни мы с трудом понимали друг друга, но это никого не смущало, все хохотали, объяснялись жестами, рисовали картинки. А когда начались занятия, то буквально через две недели все уже худо-бедно начали общаться».
Ещё одно важное отличие швейцарских школ заключается в том, что здесь воспитывают интернационалистов и космополитов, умеющих понимать и уважать людей, иных и непохожих в любых отношениях, в то время как британская школа ставит своей задачей превратить каждого попавшего сюда ребёнка в идеального британца.
Если в британских школах, даже самых дорогих, зачастую царит дух аскетизма, который возведён здесь в педагогический принцип, швейцарские школы куда более комфортны. Притом комфорт этот самого высшего качества. Дети живут в комфортабельных домиках-шале, где всё, от занавесок до столовых приборов, весьма достойного качества, еда не просто вкусна и разнообразна, но может даже подбираться с учётом медицинских и религиозных требований ученика (в ряде школ возможно диетическое, кошерное, постное, вегетарианское меню).
Не менее важен комфорт психологический. В швейцарских школах каждому ребёнку стремятся уделить персональное внимание, найти к нему индивидуальный подход, с уважением относятся к его личности. Особенно тёплые, доверительные отношения между учениками и учителями - во французской и итальянской частях Швейцарии. В немецкой же части страны дистанция между учителем и учеником держится куда более строго . Немецкая школа вообще более консервативна, практически повсеместно обязательна форма, необходимо соблюдать светские манеры, жёстче режим, меньше свободы на уроках.
В целом же дисциплина в швейцарских школах достаточно мягкая, ребёнка не будут насильно принуждать заниматься тем, что ему не нравится, а постараются раскрыть его способности в той области, которая ему наиболее интересна. Каждому ученику разрабатывают индивидуальную программу, исходя из его склонностей и предпочтений. Конечно, возможны курьёзы, когда выбор чада оказывается диаметрально противоположным ожиданиям родителей, зато питомцы швейцарских пансионов могут похвастаться отменным психическим здоровьем: депрессии, нервные срывы здесь практически не встречаются. «Мы планировали, что сын будет углублённо изучать математику и экономику, - рассказывают родители одного из выпускников, - но спустя некоторое время выяснилось, что большую часть времени, проведённого в пансионе, он потратил на игру на флейте и занятия живописью. Вначале мы были просто вне себя. Но, когда услышали, как он играет, увидели его работы, то поняли, насколько правильно он сделал свой выбор. Сейчас он учится живописи во Франции, играет в университетском оркестре».
И всё же есть несколько запретов, которые неумолимо соблюдаются во всех школах Швейцарии и за нарушение которых карают со всей возможной суровостью. В первую очередь, это, конечно, употребление алкоголя и наркотиков, а на втором месте - любые попытки унизить или оскорбить других детей. Любая дискриминация, «дедовщина», насмешки в швейцарской школе немыслимы.
ПЕРЕД ВЫБОРОМ
Пожалуй, ни в одной стране мира нет такой гибкости в вопросах образования, как в Швейцарии. Единой общепринятой программы нет: каждый кантон сам решает, чему и как учить детей. Обычно в каждой школе представлено несколько вариантов обучения: по швейцарской федеральной программе, по британской или американской, а также по немецкой, французской или итальянской. В результате выпускник сдаёт экзамены по стандартам соответствующей программы и получает диплом необходимого образца. Поэтому, выбирая программу, стоит заранее думать, где ребёнок будет продолжать образование за рубежом. К обучению в швейцарских университетах лучше всего готовит, естественно, федеральная программа Matura. Если ребёнок планирует продолжать обучение во Франции, лучше остановиться на французской Baccalaureat, если в Германии - то на немецкой Abitur, ну, а если в будущем планируется Оксфорд или Йель, стоит сделать выбор, соответственно, в пользу британской или американской национальной программы, и так далее. Кроме того, многие школы работают по универсальной предуниверситетской программе International Baccalaureate, которая была разработана 40 лет назад здесь же, в Швейцарии, и теперь признана во всём мире самой эффективной и сбалансированной. Хотя, в то же время, и самой сложной: по всему миру не больше 70% выпускников успешно сдают экзамены и получают диплом.
Итак, вы решили отправить своё сокровище в Швейцарию. Выбор сделан, остаётся только... поступить. Для зачисления вам потребуется отправить в выбранную школу характеристику с места учёбы и справку об успеваемости, оплатить регистрационный взнос. Затем необходимо сдать вступительные экзамены. Некоторые школы приглашают приехать для этого в страну, в других случаях возможно сдавать экзамены прямо в России, например, в образовательной компании «Альбион».
Главные требования - к экзамену по иностранному языку. Если малышей могут взять и без знания языка, то, чем старше ребёнок, тем более серьёзные требования к нему предъявляются, и вам могут отказать лишь на том основании, что ребёнок недостаточно хорошо владеет английским или французским.
ЛЕТНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ В АЛЬПАХ
Лучший способ довести знание языка до необходимого уровня - отправить ребёнка в международный летний лагерь. Такие лагеря открывает во время каникулы большинство швейцарских школ-пансионов.
Запредельная красота альпийских пейзажей, захватывающая культурная и спортивная программа, высочайший уровень комфорта, - в таких условиях ребёнок выучивает язык без особого напряжения, буквально играючи.
Тем не менее, стоит, конечно, понимать, что за две-три недели даже очень интенсивных занятий сделать можно не так-то много. По мнению экспертов, три недели в летнем лагере при 15-20 уроках языка в неделю (как, например, в Aiglon College, Le Rosey или Ecole La Garenne) дают примерно тот же эффект, что и полгода занятий по российской школьной программе, но во многих лагерях количество уроков языка может быть и существенно меньше: от 3-5 часов в неделю.
В некоторых лагерях занятия языком носят и вовсе факультативный характер (Camp Montana). В Village Camps есть Языковой лагерь, где занятия интенсивны - по 15 часов языка в неделю, и Суперлагерь, где языком занимаются более углубленно (английский для академических целей).
В ряде лагерей предусмотрены занятия по общеобразовательным предметам (College du Leman, Le Rosey, Leysin American School). Их можно порекомендовать в первую очередь тем детям, которые в следующем учебном году будут учиться в швейцарском пансионе. Летний курс поможет им овладеть учебной терминологией и понять разницу между российской и швейцарской системами обучения. Если же ребёнок будет продолжать учёбу в России, это лишнее.
В любом летнем лагере количество часов, отведённых на занятия спортом, будет никак не меньшим, а то и большим, чем количество уроков языка. Но, если разобраться, это не так и плохо: ведь на корте, в седле или во время сплава по бурной горной речке иностранные слова запоминаются намного быстрее и легче, чем в аудитории. А главное, снимается языковой барьер, пропадает страх сделать ошибку: ведь, к примеру, на рафте не так и важно, правильно ли ты употребил время французского глагола: гораздо важнее вовремя предупредить товарища о приближающейся стремнине, подхватить брошенный канат.
У некоторых лагерей есть своя спортивная специфика. Так, в Beau Soleil International School есть три туристических лагеря: «Лагерь приключений», «Горный» и «Озерный», условия жизни в которых приближены к скаутским: ребята живут в палатках, учатся разводить костры, готовить пищу. Здесь понравится романтикам и любителям приключений. В Village Camps есть специальный теннисный лагерь, причем вы можете выбрать как исключительно теннис, так и группу, где уроки тенниса сочетаются с языковыми занятиями. В Camp Montana и Le Rosey в основную программу входит и верховая езда. Особый аттракцион - летнее катание на горных лыжах - предлагают школы Beau Soleil, Les Elfes и Camp Montana, которые вывозят учеников на высокогорные ледники Les Diablerets, Zermat и Saas-Fee соответственно.
Встречаются и необычные предложения. Так, в Village Camps для старших ребят (16-18 лет) предлагают программу «Лидерство», цель которой - развить у детей навыки управления коллективом, научить их принимать правильные решения, справляться с конфликтными ситуациями. В Leysin American School есть программа «Международный театр» (сценическое искусство, навыки импровизации, а также фортепиано и вокал). Программу театрального мастерства предлагает также Le Rosey. Во многих лагерях есть и занятия изобразительным искусством (College du Leman, Leysin American School, Le Rosey).
Словом, выбор практически безграничен. Для ребёнка любого возраста можно подобрать программу, максимально отвечающую его возрасту, талантам, предпочтениям. И независимо от того, станет ли международный лагерь первой ступенькой на пути к вершинам альпийских знаний или просто захватывающим летним приключением, можете быть уверены: здесь ваш ребёнок будет счастлив и получит не только всё, что возможно получить за деньги, но и то, чего не купишь и за баснословные богатства.
- Итоги экзаменов A-level и GCSE за 2024 год (август 2024)
- Король Великобритании становится попечителем Ассоциации выпускников школы Гордонстоун (май 2024)
- Пять частных школ Австралии за год тратят на модернизацию столько же, сколько три тысячи государственных школ (май 2024)
- Результаты экзаменов А-level в Англии за 2022 год в инфографике (август 2022)
- На три месяца в Шотландию: пробный триместр в Gordonstoun School (декабрь 2021)
- Образование в условиях ковида. Опыт зарубежных школ и университетов (ноябрь 2021)
- Caterham School: «Ковид научил верить в себя больше, чем прежде» (октябрь 2021)
- Brighton College: «Будущее за интерактивным обучением» (октябрь 2021)
- QE: «Школы научились принимать неординарные решения в сложных ситуациях» (октябрь 2021)
- Sevenoaks School: «Школы открылись, но беспокойство осталось» (октябрь 2021)
- Оценки с натяжкой: бонусная уступка ученикам британских школ на экзаменах-2022 (октябрь 2021)
- Зарубежные школы в эпоху пандемии: как поступать, куда поступить (март 2021)
- «Выдающиеся» британские школы лишены привилегии (ноябрь 2020)
- Итоги учебного года 2020 в Великобритании: рейтингов не будет, оценки оспорены (август 2020)
- A-level-2020: британские школы добиваются пересмотра оценок (август 2020)
- Как уменьшить сегодняшние риски при обучении за рубежом? (сентябрь 2019)
- Обучение в Британии: как попасть в школу-пансион на пробный триместр (август 2019)
- Лорд Бейкер: 10 ошибок в нашей образовательной системе (ноябрь 2018)
- Влиятельный тори Лорд Бейкер критикует A-levels (ноябрь 2018)
- От школьных будней в Gordonstoun до бала Trinity May (ноябрь 2018)
- Письмо директора школы Rugby к родителям учеников (август 2018)
- Частные школы отговаривают учеников от университетов (август 2017)
- Высшая оценка на экзаменах GCSE будет ставиться реже (август 2017)
- Зачем ученику сильной школы допобразование? (август 2017)
- Выбрать школу – как собрать пазл (январь 2017)
- Школы в Великобритании: чуть выше среднего? (декабрь 2016)
- Как не ошибиться с выбором школы? (сентябрь 2016)
- Британские выпускники–2016 в зеркале статистики (август 2016)
- Школа выбора (август 2016)
- Можно ли ориентироваться на рейтинг школ? (май 2016)
- Как выбрать подходящую школу для своего ребёнка (ноябрь 2015)
- Новые британские частные школы: как стать лучшими (ноябрь 2015)
- Эволюция британских школ-пансионов (октябрь 2015)
- Как топовые частные школы тратят свои деньги? (июль 2015)
- Новые особенности образования за рубежом (сентябрь 2015)
- Обучение в России vs обучение за рубежом: мнения компетентных экспертов (2014-2022)
- Результаты GCSE вызовут шок у школ, пытающихся манипулировать рейтингом (август 2014)
- Насколько важны оценки GCSE при поступлении в университет? (август 2014)
- Ответы заместителя директора британской школы-пансиона Caterham (июнь 2014)
- Интервью директора по маркетингу школы-пансиона Oundle School (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College ИТАР-ТАСС (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College (май 2014)
- Malvern St James - как стать лучшими (апрель 2014)
- Учат жить! (сентябрь 2013)
- Перепроверка, пересдача или просто поразмыслить? (август 2013)
- Используй шанс: найди курс и университет, которые тебе подходят (август 2013)
- Студенты выбирают всё более сложные предметы в погоне за местом в университете (август 2013)
- Три “B” - провал экзаменов “A-level”? & Дислексия - не помеха для Кембриджа (август 2013)
- Британские выпускники в зеркале статистики (август 2013)
- Экзаменационная реформа (апрель 2013)
- GCSE позади. Что дальше? (август 2011)
- Языковые барьеры и начало конца инфляции оценок (август 2011)
- Английская премьер-лига (апрель 2011)
- Классика образования (март 2011)
- Верная дорога (октябрь 2010)
- Лучшие частные школы мира: Швейцария (октябрь 2009)
- Путешествие по школам с правым рулём (2009)
- Рейтинги британских школ: прошлое, настоящее, будущее (январь 2009)
- Европейское образование (2008)
- Эссе о воспитании (май 2008)
- Любовь к спорту со школьной скамьи (октябрь 2007)
- Готовность № 1 (октябрь 2007)
- На взлётной полосе (май 2007)
- Краткий обзор британских и швейцарских школ-пансионов (октябрь 2006)
- Британский дух как кредо (март 2006)
- Где немыслима насмешка (февраль 2006)
- Школа, которая гордится своими выпускниками (декабрь 2005)
- К решению учиться за рубежом надо подходить с большой ответственностью (ноябрь 2005)
- Среднее образование в Великобритании: особенности и преимущества (октябрь 2005)
- Рынок зарубежных образовательных услуг: динамика развития и перспективы (октябрь 2005)
- Среднее заграничное (сентябрь 2005)
- Кузница джентльменов и леди (сентябрь 2005)
- GCSE теряет способность выявлять таланты (сентябрь 2005)
- Британский Cтиль (май 2005)
- It’s more than you think (март 2005)
- Лучшие школы (февраль-март 2005)
- Правильный выбор школы - главная составляющая успеха (2005)
- Путёвка в другую жизнь (сентябрь 2004)
- Британия без сантиментов (март 2004)
- Парта в духе Альп (февраль 2004)
- За вид на Альпы придётся доплатить (январь 2004)
- Ступень. Степень (октябрь 2003)
- Краткий путеводитель по школам и колледжам Британии (июнь-октябрь 2003)
- Как найти в Великобритании самую лучшую школу (май 2002)
- Объявлен джентльменский набор (2001-2002)
- Альтернатива с вековыми устоями (октябрь 2000)
- О девочках мы как-то не думали (май 2000)
- Как не стать дилетантом (апрель 2000)
- День красного носа (1999)
- Чисто английское образование (октябрь 1998)
- Инвестиции в будущее (март 1998)
- Учёба в Англии (1997-2000)
- Англия – райские яблоки просвещения (1996)
- За крепостными стенами. Зимний Оксфорд (1995)
- Инкубаторы британской элиты (1994)
- Учёба в Англии. Почём фунт лиха