Верная дорога (октябрь 2010)
Журнал "Домовой" (приложение), октябрь 2010
Текст: Анастасия Мишагина
Не секрет: обучение в Англии, Шотландии (и в целом в Великобритании) рассматривается многими семьями как важнейший компонент в образовании наследников. Британские ЧАСТНЫЕ школы-пансионы давно перестали быть заоблачной мечтой для российских школьников и их родителей – ТЫСЯЧИ детей из нашей страны вот уже почти двадцать лет отправляются получать престижное АНГЛИЙСКОЕ образование. За это время обнаружено множество подводных камней, допущено немало ошибок, а российскими образовательными КОНСУЛЬТАНТАМИ разработаны чёткие алгоритмы поступления. Остаётся только следовать им – и дорога к Кембриджу или Оксфорду окажется не такой уж ТЕРНИСТОЙ.
Настоящее приложение, подготовленное журналом «Домовой» вместе с образовательной компанией «Альбион», призвано помочь тем родителям, которые только приступают к устройству ребёнка на учёбу в Великобританию. Мы предлагаем Вам ряд экспертных мнений и комментарии к ним, предоставленные шестью учениками разных британских частных школ-пансионов.
ПОДГОТОВКА
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Чтобы подобрать наилучшую школу для будущего обучения Вашего отпрыска в Великобритании, документы лучше подавать сразу в несколько учебных заведений, которые изучат заявки и сообщат, готовы ли они рассмотреть кандидатуру Вашего сына или Вашей дочери. С этого момента ребёнок должен, не теряя времени, активно готовиться к вступительным экзаменам. В большинстве английских частных школ их проводят в октябре или ноябре, за десять-одиннадцать месяцев до начала обучения. У тех претендентов, кому не повезло на осенних экзаменах, есть ещё один шанс: на весенней сессии, в феврале-марте, школы добирают учеников на то небольшое количество вакантных мест, которое осталось после первого тура вступительных экзаменов. Из всего вышесказанного понятно, что подготовку следует начинать за один-два года до предполагаемого начала обучения.
ПРАКТИКА
Евгения Малина, 18 лет, окончила школу для девочек Malvern St.James, продолжает образование в University College, London (UCL):
«Когда я поступала в старшую школу, английский я знала достаточно хорошо – до этого год жила в США. А остальные предметы сдала без особой подготовки: в России я училась в очень сильной школе».
Антон Малахов, 16 лет, после Dulwich College продолжает образование в Winchester College:
«На курс предуниверситетской подготовки я поступил, уже учась в Великобритании, документы подал примерно за год. Заполнил анкету и составил список из четырёх предметов, которые хотел бы изучать в течение двух лет… Написал эссе примерно из шестисот слов, в котором рассказал о своих жизненных приоритетах и о том, почему выбрал именно Winchester College. А выбрал я его потому, что там готовят не по стандартной британской программе A-level (двухгодичный курс подготовки к университету. – Прим. ред.), а по программе Cambridge Pre-U. Если говорить об отличиях, то Cambridge Pre-U является более сложной и поэтому более предпочтительной для университетов программой, а экзамены, в отличие от A-level, сдаются одним большим сетом в конце второго года. Ещё мне понравилось, что Winchester College хранит старинные традиции, здесь даже есть собственный вид спорта – винчестерский футбол. Меня отобрали, и я отправился сдавать экзамены. Приехал на три дня и с девяти утра до девяти вечера сдавал письменные экзамены, проходил собеседования… Это было очень сложно».
ИДЕАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Считается, что ребёнку-иностранцу правильнее поступать в британскую школу-пансион в тот момент, когда его сверстники в Англии переходят с одной ступени образования на другую, – а именно в одиннадцать, тринадцать или шестнадцать лет. В тринадцать лет британские школьники сдают экзамены младшей школы (сертификат Common Entrance) и поступают в старшую школу. В шестнадцать лет подросток должен выдержать выпускные испытания и получить сертификат о среднем образовании – General Certificate of Secondary Education (GCSE). Те школьники, кто получил высокие баллы на экзаменах GCSE, имеют право учиться дальше на двухгодичном курсе предуниверситетской подготовки – A-level, Pre-U или International Baccalaureate.
С другой стороны, если возраст Вашего ребёнка не совпадает с вышеуказанными, ждать не стоит, – например, можно поступить в английскую школу с потерей года. Есть и другой вариант – определить наследника в менее рейтинговую школу, где он в течение года подтянет английский и изучит незнакомые для него разделы других дисциплин. Это будет более продуктивно, чем, если бы Ваш ребёнок готовился к поступлению в топовую британскую школу в России с репетиторами.
ПРАКТИКА
Александр Савенко, 18 лет, окончил Repton School, продолжает образование в Aston University:
«В России я учился до середины шестого класса, а где-то в апреле начал учёбу в Англии. Так решили родители, – они хотели, чтобы я попробовал начать обучение за рубежом в летнем, третьем триместре учебного года и, если все пойдёт хорошо, провёл в Англии и следующий учебный год, завершающий курс младшей британской школы».
Софья Щукина, 13 лет, учится в Oundle School:
«В Москве я училась в Британской международной школе (преподавание ведётся на английском языке по британской программе. – Прим. ред.). В Англию уехала в двенадцать лет. Те экзамены, что мы сдавали в конце учебного года, оказались не такими уж и сложными: если хорошо подготовиться и всё повторить, то и результаты будут хорошими».
ТОНКОСТИ ВЫБОРА
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Если вступительные экзамены пройдены успешно, британская школа высылает будущему ученику письмо с предложением места и просит родителей подтвердить заинтересованность в дальнейшем обучении ребёнка переводом депозита на школьный счет. Размер такого депозита может варьироваться от 1000 фунтов стерлингов до суммы, равной стоимости одного триместра. Для младших школ, где учатся дети до тринадцати лет, цена обучения составит около 7000 фунтов за триместр, а для старших – около 10 000. После того, как деньги будут получены, школа вышлет документы, необходимые для получения визы.
Если же вступительные экзамены успешно сданы сразу в несколько школ-пансионов, не спешите принимать окончательное решение заочно, руководствуясь рейтингами. Гораздо правильнее поехать вместе с ребёнком в Великобританию, посмотреть школы и, основываясь на личных впечатлениях, выбрать ту, к которой лежит душа у будущего ученика
ПРАКТИКА
Александр Савенко, 18 лет, окончил Repton School, продолжает образование в Aston University:
«Перед тем, как поступить на учёбу в Англию, я поехал туда со своей семьёй. Тогда же нам представили моего будущего опекуна, и вместе мы посмотрели три школы. Я выбрал Repton School, потому что очень понравилась атмосфера – заходишь и чувствуешь, что всё тут твоё».
Ольга Денисламова, 18 лет, окончила школу Charterhouse, продолжает образование в University of Edinburgh:
«Я поступила сразу в четыре английские школы, предпочесть какую-то одну мне было очень сложно. Окончательный выбор я делала между двумя лучшими – Cheltenham Ladies' и Сharterhouse. Я предпочла Сharterhouse, потому что она смешанная, то есть мальчики там учатся вместе с девочками. Я подумала, что после одиннадцати лет обучения в обычной русской школе я вряд ли смогу адаптироваться в школе только для девочек. И сейчас совершенно не жалею об этом решении».
ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Если Ваш ребёнок поступает в Британии в старшую школу, при подготовке к вступительным экзаменам обратите внимание на физику, химию и биологию. В российской учебной программе эти предметы (кроме биологии) начинают изучать в двенадцать-тринадцать лет, а в английской – в девять, в рамках предмета Science (естествознание), включающего в себя базовые знания по всем трём дисциплинам. На вступительных экзаменах ребёнку, скорее всего, придётся сдавать тест и по этим наукам тоже. Но бояться нечего – вы можете найти образцы вступительных заданий, обратившись за помощью к образовательным консультантам, например в компанию «Альбион». Вооружённый тестами, квалифицированный российский репетитор подготовит вашего ребёнка к британским экзаменам. Впрочем, в частных школах Великобритании знают об этом несоответствии учебных программ и могут не принимать во внимание результаты экзамена Science. В любом случае ребёнку во время учебы в Англии придётся пройти весь курс химии, физики и биологии в объёме британской школы. Эти предметы включены в список экзаменов на сертификат о среднем образовании – General Certificate of Secondary Education (GCSE).
ПРАКТИКА
Софья Щукина, 13 лет, учится в Oundle School:
«В России я училась по британской программе; у нас был один предмет, относящийся к этим дисциплинам, – Science. Сейчас в Англии я изучаю их раздельно – мне кажется, так интереснее. В конце года по всем предметам были экзамены, но не очень страшные».
Александр Савенко, 18 лет, окончил Repton School, продолжает образование в Aston University:
«Учебные программы в России и в Англии очень разные. В Англии в первый год моего обучения (мне было одиннадцать лет) мы изучали физику, химию и биологию; а в России до отъезда за границу я изучал только биологию, а двух остальных предметов у меня и не должно было быть класса до восьмого».
МАТЕМАТИКА
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Сегодняшняя английская программа по математике превосходит российскую. Отчасти это обусловлено продолжительностью обучения в британской школе (тринадцать лет против одиннадцати в России), отчасти – разнообразием английской программы: в ней больше разделов, чем в российской. Так, например, в отечественной школе не изучают начала теории вероятности и математической статистики, а во вступительных тестах в британскую старшую школу такие задачи обязательно будут. Перед экзаменами ребёнку надо восполнить пробелы по тем разделам, которым в российской школе не уделяют внимание. Сделать это можно с обычным российским репетитором. А чтобы он лучше понимал, каковы требования по математике при поступлении в британские школы, воспользуйтесь тестовыми заданиями за прошлые годы. Их вы опять же сможете найти в «Альбионе». Кстати, тесты по математике состоят из нескольких десятков заданий и составлены таким образом, чтобы сложность задач и примеров постепенно нарастала, а на их выполнение ученикам даётся от 45 минут до полутора часов.
ПРАКТИКА
Олег Рощупкин, 16 лет, учился в Bromsgrove School, продолжает образование в школе Hurtwood House:
«На курсе GCSE (двухлетняя программа для школьников от четырнадцати до шестнадцати лет. – Прим. ред.) математика не такая сложная, как в российских школах, хотя объём материала больше. Так получилось, что, когда я приехал учиться в Англию после российской школы, я в совершенстве знал алгебру, а геометрию – наоборот. Забавно было на вступительных экзаменах: сделал задания с первого тестового листа и подумал, что англичане глупенькие какие-то, а потом перевернул страницу и увидел задания по совершенно незнакомым мне разделам математики».
Александр Савенко, 18 лет, окончил Repton School, продолжает образование в Aston University:
«Ребята из России во время обучения в Великобритании обычно не испытывают проблем с математикой, а вот у меня было наоборот, хотя я очень любил этот предмет. Каждый день перед выпускными экзаменами A-level приходилось по три часа заниматься с другом. В конце концов, сдал всё на «отлично».
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Иностранным ученикам, не достигшим шестнадцати лет, в британских школах-пансионах в первый год обучения английский язык преподают как иностранный. Обычно этот предмет не добавляют к общей программе, а ставят вместо одной из дисциплин, которые изучают британские школьники. В шестнадцать лет, когда начинается курс предуниверситетской подготовки, подростки, претендующие на место в британской школе, должны знать английский на очень высоком уровне, – ведь это язык, на котором ведётся всё преподавание. Ни один курс, готовящий учеников к поступлению в британские университеты, не включает в себя английский как иностранный.
ПРАКТИКА
Олег Рощупкин, 16 лет, учился в Bromsgrove School, продолжает образование в школе Hurtwood House:
«Я сдал вступительные тесты хорошо, и мне предложили выучить английский как иностранный за один год, занимаясь один раз в неделю по субботам. При этом у меня было на один предмет больше в общей программе. Я попробовал – было тяжеловато, поэтому через месяц я отказался и взял обычный курс: у меня были занятия по английскому три раза в неделю вместо истории, как и у других иностранных студентов».
Александр Савенко, 18 лет, окончил Repton School, продолжает образование в Aston University:
«Английским как иностранным я занимался с учителем дополнительно в течение четырёх лет. Правда, заключительные два года это была исключительно грамматика, с которой у меня оставались кое-какие проблемы. А что касается разговорной речи, то через год-полтора занятий я заговорил по-английски совершенно свободно. Последние три года у меня даже акцента нет, меня сложно отличить от обычного английского парня».
Антон Малахов, 16 лет, после Dulwich College продолжает образование в Winchester College:
«Английским языком я занимался по общей программе вместе с местными ребятами; кроме того, в течение года у меня был факультатив "Английский как иностранный". Но на сертификат о полном среднем образовании все сдают "родной" английский».
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Для многих родителей неожиданной проблемой становится организация уроков по русскому языку. Чем раньше ребёнок начнёт учиться в Англии, тем хуже он будет писать по-русски, ведь в британской школе-пансионе с ним не будут заниматься русским языком и литературой. Те мамы и папы, кого такая перспектива не устраивает, организуют дополнительные занятия на каникулах в России, либо ищут педагогов в самой Англии. Имейте в виду, привычных для нас репетиторов там найти крайне сложно. Между тем хорошие знания русского языка могут пригодиться и при поступлении в университет: заканчивая курс предуниверситетской подготовки, в некоторых случаях школьник может добавить к списку обязательных предметов ещё и экзамен по русскому языку. Эта маленькая хитрость позволяет улучшить общий бал, ведь в случае с русскими детьми нередко экзаменуемый знает предмет лучше экзаменаторов.
ПРАКТИКА
Олег Рощупкин, 16 лет, учился в Bromsgrove School, продолжает образование в школе Hurtwood House:
«Дома друзья в шутку делали мне замечания, что я уже гастарбайтером стал – не могу как следует говорить по-русски. Прилетая в Россию на каникулы, я ходил в школу заниматься русским и литературой. А в Англии и в первые дни после возвращения в Россию я думаю на английском».
Александр Савенко, 18 лет, окончил Repton School, продолжает образование в Aston University:
«Письменный русский я, если честно, забыл. Два года назад сдавал его в качестве выпускного экзамена в рамках курса A-level и за день до экзамена сидел с тетрадкой, пытаясь вспомнить написание букв. Но сдал всё на 93 %, это высокий результат».
МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ШКОЛОЙ И БРИТАНСКИМ УНИВЕРСИТЕТОМ
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
В Великобритании программа школьного обучения рассчитана на тринадцать лет: дети переступают порог первого класса в пять лет, а веселятся на выпускном в восемнадцать. В России же дети проводят в школьных классах одиннадцать лет. Если Вы решите направить ребёнка на обучение в Англию уже после того, как он получил в России аттестат зрелости, имейте в виду: для поступления в британские вузы этого документа недостаточно. Подростку придётся продолжить школьное образование и пройти двухгодичный курс предуниверситетской подготовки. Самая распространённая форма – A-level – включает в себя не менее четырёх дисциплин и по глубине изучения эквивалентна двум первым курсам наших вузов. Три предмета преподаются в течение двух лет, а ещё один – в течение одного года. По каждой из дисциплин в течение двух лет ученик сдаёт несколько экзаменов, общее количество которых может достигнуть двух-трёх десятков.
Ещё на этапе поступления на курс предуниверситетской подготовки необходимо определиться, какую специальность в британском университете будет получать Ваш ребёнок. Поэтому английские школы кроме вступительных экзаменов по английскому и математике нередко добавляют два экзамена по профильным предметам. Если родители хотят, чтобы их ребёнок поступил на экономический факультет университета, они должны понимать: собираясь поступать в британскую школу на курс предуниверситетской подготовки, ребёнок должен готовиться к экзамену по экономике. Предполагается, что если ты хочешь изучать какую-то конкретную отрасль знаний, хотя бы минимальная эрудиция в этой области у тебя должна быть. Иногда школы идут навстречу и позволяют иностранцам сдавать вместо профильных дисциплин вступительные экзамены по смежным предметам, – в случае с экономическим факультетом таким предметом может стать география. Но на этом поблажки заканчиваются: как только школьник зачислен в британскую школу-пансион, с него начинают требовать столько же, сколько с английских одноклассников. Придётся немало времени провести в библиотеках, чтобы догнать сверстников.
ПРАКТИКА
Александр Савенко, 18 лет, окончил Repton School, продолжает образование в Aston University:
«Поступая на курс A-level, я, конечно, думал, что мои сверстники в России уже становятся студентами, а я всё ещё школьник. Но я помнил, что в университете буду учиться лишь три года и закончу быстрее их».
Ольга Денисламова, 18, окончила Charterhouse School, продолжает образование в University of Edinburgh:
«В течение двух предуниверситетских лет в Великобритании я изучала только четыре предмета: математику, высшую математику, французский и историю. Могу сказать, что по математике я узнала мало нового (правда, до этого в России я училась в экономической гимназии при Финансовой академии). Зато в Англии очень поощряется самостоятельное обучение. Вы не можете получить хорошие оценки, если не делаете ничего за рамками программы».
ДРУГИМ ПУТЁМ
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Для российских выпускников есть и другая дорога в британские университеты – международные колледжи. Эти учебные заведения готовят иностранцев к поступлению в вузы Великобритании. Сдать вступительные экзамены в международные колледжи гораздо проще, чем в частные школы-пансионы: и языковая подготовка требуется не столь серьёзная, и сдавать дополнительные предметы, помимо английского и математики, не потребуется. Обучение российских выпускников в британских международных колледжах длится один-два года, и если у российского школьника есть желание и способности, но он не успел подготовиться к экзаменам, то международные колледжи могут стать для него надёжной ступенькой к высшему образованию в Великобритании.
ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Со многими проблемами, о которых шла речь выше, вы не столкнетесь, если Ваш ребёнок вообще не пойдёт в российскую школу, а переступит порог первого класса уже в Великобритании. Впрочем, у этой ситуации есть свои риски, которые не стоит игнорировать. Родители должны понимать, что первый год целиком уйдёт на изучение языка, и ребёнок не сможет полноценно осваивать предлагаемую общеобразовательную программу. Вероятно, такой младшеклассник останется на второй год; для родителей и для самого ребёнка это не должно быть неожиданностью: такое развитие событий - скорее правило, подтверждённое многолетним опытом, чем исключение.
И конечно, ни одна серьёзная дневная школа не примет в свои ряды иностранца-младшеклассника, не владеющего языком на необходимом уровне, ведь эти школы не могут преподавать английский как иностранный. Но выход из ситуации есть. Лучше всего в первый год определить ребёнка в британскую школу-пансион, где изучают английский как иностранный, и где ученикам младших классов позволено ночевать дома (это очень удобно, если мама сопровождает сына или дочь). Да, скорее всего, такое образовательное учреждение будет находиться не в Лондоне, зато ребёнок освоит язык, не будет страдать из-за разлуки с родителями и на следующий год сможет спокойно учиться в Лондоне в дневной школе. Кстати, родителям таких маленьких (до одиннадцати лет) учеников британских школ дают длительную английскую визу.
Александр Савенко, 18 лет, окончил Repton School, продолжает образование в Aston University:
Сейчас в России охотно берут на работу тех, кто родился здесь, но учился в Англии. Такие люди могут использовать полученные за рубежом знания с поправкой на российские особенности ведения бизнеса».
Евгения Малина, 18 лет, окончила школу Malvern St James, продолжает образование в University College, London (UCL):
В Великобритании в классе очень мало учеников, и каждому из них уделяют много внимания. Если в России ты не сделала "домашку", это может остаться незамеченным, а вот в Англии спрашивают каждый день. Но зато оценки могут выставляться лишь в конце недели. Поэтому очень важным моментом становится твоя собственная мотивация: если ты хочешь хорошо учиться, то будешь тщательно выполнять задания и делать дополнительную работу. Такого, чтобы учителя или родители заставляли, не было никогда. И при этом я приходила в школу в восемь утра и уходила в десять вечера»
Олег Рощупкин , 16 лет, учился в Bromsgrove School, продолжает образование в школе Hurtwood House:
Первое время замечаешь некоторый снобизм со стороны англичан. Поначалу ты понимаешь не всё, что они говорят, а они, зная это, отпускают в твой адрес дурацкие шуточки – как дети малые. Но это только в самом начале, пока не узнают тебя поближе»
Ольга Денисламова, 18 лет, окончила Charterhouse School, продолжает образование в University of Edinburgh:
Самое большое отличие британских школ от российских – доступность предметов. В моей школе я могла обучаться игре на любом музыкальном инструменте – ирландской арфе, тамтаме, волынке… На чём угодно! Если подходящего педагога не было, его приглашали со стороны. Но нужно самому проявлять инициативу и использовать малейшую возможность, которую даёт школа. Я вот, к сожалению, не стала главой школы, Head girl, а могла бы…»
Софья Щукина отучилась в Англии всего год, но её мама уже знает, что расставание и все переживания были не напрасны.
- Не страшно было отправлять дочь учиться так далеко? Она же была еще совсем ребёнком.
«Соне было двенадцать лет, когда она уехала. Но так сложилось, что она с трёх лет училась в Москве, в международной школе, где программа идёт согласно британскому учебному плану, на английском языке. И когда она стала постарше, стало понятно, что школа не может предложить достаточную нагрузку и количество предметов. И встал вопрос: либо её переводить в русскую школу, либо ехать поступать в школу-пансион в Англию. Софья сдала тесты в частную школу в Москве, но школа нам не очень понравилось; съездили в Великобританию, посмотрели и остались очень довольны. Поэтому мы решили, что хоть и страшно, но мы должны попробовать».
- Вы к ней часто туда ездили?
«Часто! Но давайте сделаем поправку на то, что ребёнку двенадцать лет, и прошедший год был её первым в Англии. Думаю, в будущем летать буду реже. А так я была у неё каждые две с половиной – три недели. И это не потому, что я сумасшедшая мама, а потому, что всегда происходят какие-то события, в которых участвует моя дочь, – или это какое-то мероприятие в общежитии, на которое приглашены родители, или это встреча с учителями (наше родительское собрание), или это шекспировский день, и ставится шекспировская пьеса, и моя дочь на сцене. Мне это интересно! Плюс пока это был первый год, я не хотела, чтобы она летала в Англию одна» .
- По итогам первого года Вы не жалеете о своём решении?
«Однозначно нет! Пусть это тяжело и для ребёнка там, и для нас здесь. Она у нас девочка домашняя, но мы в полном восторге от учёбы. Ей там нравится, и ей это интересно» .
- А как Ваша дочь поддерживает знания русского языка?
«Прежде, чем уехать в Англию, в свои двенадцать лет она уже была готова писать ЕГЭ по русскому языку. У нас всю жизнь был репетитор по русскому. В Англию возим книги чемоданами: там хоть что-то и есть в библиотеке, но этого мало. Более того, когда она приезжает на каникулы, она ещё и занимается русской историей».
- А после уроков Соня чем занимается в Англии?
«Дело в том, что Соня в России занималась очень многим – и музыкой, и теннисом, и плаванием. Но для того, чтобы всё это она могла охватить, приходилось серьёзно планировать время. Вся жизнь была подчинена её ритму и спешке в разные места. А там всё есть на территории школы в пяти минутах ходьбы. Хочешь, вот тебе бассейн, вот тебе немецкий, вот французский. Ты увлекаешься модой? Хочешь делать гоночную машину? Пожалуйста!»
- А есть ещё плюсы, кроме качества образования?
«У нас ребёнок к двенадцати годам видел жизнь только из окна автомобиля. В школу, в бассейн, к подружке в гости – на машине. Когда бы я разрешила ребёнку одной ходить по Москве – неизвестно. И эта проблема была не в Софье, а во мне как маме. А там Соня в этом плане быстро стала самостоятельной: научилась переходить дорогу, научилась рассчитывать свои финансы, планировать свой день, выбирать друзей».
- Итоги экзаменов A-level и GCSE за 2024 год (август 2024)
- Король Великобритании становится попечителем Ассоциации выпускников школы Гордонстоун (май 2024)
- Пять частных школ Австралии за год тратят на модернизацию столько же, сколько три тысячи государственных школ (май 2024)
- Результаты экзаменов А-level в Англии за 2022 год в инфографике (август 2022)
- На три месяца в Шотландию: пробный триместр в Gordonstoun School (декабрь 2021)
- Образование в условиях ковида. Опыт зарубежных школ и университетов (ноябрь 2021)
- Caterham School: «Ковид научил верить в себя больше, чем прежде» (октябрь 2021)
- Brighton College: «Будущее за интерактивным обучением» (октябрь 2021)
- QE: «Школы научились принимать неординарные решения в сложных ситуациях» (октябрь 2021)
- Sevenoaks School: «Школы открылись, но беспокойство осталось» (октябрь 2021)
- Оценки с натяжкой: бонусная уступка ученикам британских школ на экзаменах-2022 (октябрь 2021)
- Зарубежные школы в эпоху пандемии: как поступать, куда поступить (март 2021)
- «Выдающиеся» британские школы лишены привилегии (ноябрь 2020)
- Итоги учебного года 2020 в Великобритании: рейтингов не будет, оценки оспорены (август 2020)
- A-level-2020: британские школы добиваются пересмотра оценок (август 2020)
- Как уменьшить сегодняшние риски при обучении за рубежом? (сентябрь 2019)
- Обучение в Британии: как попасть в школу-пансион на пробный триместр (август 2019)
- Лорд Бейкер: 10 ошибок в нашей образовательной системе (ноябрь 2018)
- Влиятельный тори Лорд Бейкер критикует A-levels (ноябрь 2018)
- От школьных будней в Gordonstoun до бала Trinity May (ноябрь 2018)
- Письмо директора школы Rugby к родителям учеников (август 2018)
- Частные школы отговаривают учеников от университетов (август 2017)
- Высшая оценка на экзаменах GCSE будет ставиться реже (август 2017)
- Зачем ученику сильной школы допобразование? (август 2017)
- Выбрать школу – как собрать пазл (январь 2017)
- Школы в Великобритании: чуть выше среднего? (декабрь 2016)
- Как не ошибиться с выбором школы? (сентябрь 2016)
- Британские выпускники–2016 в зеркале статистики (август 2016)
- Школа выбора (август 2016)
- Можно ли ориентироваться на рейтинг школ? (май 2016)
- Как выбрать подходящую школу для своего ребёнка (ноябрь 2015)
- Новые британские частные школы: как стать лучшими (ноябрь 2015)
- Эволюция британских школ-пансионов (октябрь 2015)
- Как топовые частные школы тратят свои деньги? (июль 2015)
- Новые особенности образования за рубежом (сентябрь 2015)
- Обучение в России vs обучение за рубежом: мнения компетентных экспертов (2014-2022)
- Результаты GCSE вызовут шок у школ, пытающихся манипулировать рейтингом (август 2014)
- Насколько важны оценки GCSE при поступлении в университет? (август 2014)
- Ответы заместителя директора британской школы-пансиона Caterham (июнь 2014)
- Интервью директора по маркетингу школы-пансиона Oundle School (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College ИТАР-ТАСС (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College (май 2014)
- Malvern St James - как стать лучшими (апрель 2014)
- Учат жить! (сентябрь 2013)
- Перепроверка, пересдача или просто поразмыслить? (август 2013)
- Используй шанс: найди курс и университет, которые тебе подходят (август 2013)
- Студенты выбирают всё более сложные предметы в погоне за местом в университете (август 2013)
- Три “B” - провал экзаменов “A-level”? & Дислексия - не помеха для Кембриджа (август 2013)
- Британские выпускники в зеркале статистики (август 2013)
- Экзаменационная реформа (апрель 2013)
- GCSE позади. Что дальше? (август 2011)
- Языковые барьеры и начало конца инфляции оценок (август 2011)
- Английская премьер-лига (апрель 2011)
- Классика образования (март 2011)
- Верная дорога (октябрь 2010)
- Лучшие частные школы мира: Швейцария (октябрь 2009)
- Путешествие по школам с правым рулём (2009)
- Рейтинги британских школ: прошлое, настоящее, будущее (январь 2009)
- Европейское образование (2008)
- Эссе о воспитании (май 2008)
- Любовь к спорту со школьной скамьи (октябрь 2007)
- Готовность № 1 (октябрь 2007)
- На взлётной полосе (май 2007)
- Краткий обзор британских и швейцарских школ-пансионов (октябрь 2006)
- Британский дух как кредо (март 2006)
- Где немыслима насмешка (февраль 2006)
- Школа, которая гордится своими выпускниками (декабрь 2005)
- К решению учиться за рубежом надо подходить с большой ответственностью (ноябрь 2005)
- Среднее образование в Великобритании: особенности и преимущества (октябрь 2005)
- Рынок зарубежных образовательных услуг: динамика развития и перспективы (октябрь 2005)
- Среднее заграничное (сентябрь 2005)
- Кузница джентльменов и леди (сентябрь 2005)
- GCSE теряет способность выявлять таланты (сентябрь 2005)
- Британский Cтиль (май 2005)
- It’s more than you think (март 2005)
- Лучшие школы (февраль-март 2005)
- Правильный выбор школы - главная составляющая успеха (2005)
- Путёвка в другую жизнь (сентябрь 2004)
- Британия без сантиментов (март 2004)
- Парта в духе Альп (февраль 2004)
- За вид на Альпы придётся доплатить (январь 2004)
- Ступень. Степень (октябрь 2003)
- Краткий путеводитель по школам и колледжам Британии (июнь-октябрь 2003)
- Как найти в Великобритании самую лучшую школу (май 2002)
- Объявлен джентльменский набор (2001-2002)
- Альтернатива с вековыми устоями (октябрь 2000)
- О девочках мы как-то не думали (май 2000)
- Как не стать дилетантом (апрель 2000)
- День красного носа (1999)
- Чисто английское образование (октябрь 1998)
- Инвестиции в будущее (март 1998)
- Учёба в Англии (1997-2000)
- Англия – райские яблоки просвещения (1996)
- За крепостными стенами. Зимний Оксфорд (1995)
- Инкубаторы британской элиты (1994)
- Учёба в Англии. Почём фунт лиха