Любовь к спорту со школьной скамьи (октябрь 2007)
Журнал "Британский стиль", октябрь 2007
Роль спорта в британских школах-пансионах чрезвычайно высока, недаром из их стен вышли такие легендарные спортсмены, как капитаны мужской и женской сборных Англии по крикету Насер Хусейн и Клэр Коннор, игрок «Манчестер Юнайтед» Квентин Форчун, член футбольной сборной Фрэнк Лампард, чемпион по гребле Мэтью Пинсент, регбист Джонни Уилкинсон и многие другие. Нельзя переоценить роль спорта и в деле воспитания элиты британского общества: спортивными успехами прославили свои школы и легенда нации Уинстон Черчилль, и молодые наследные принцы Уильям и Гарри.
В Великобритании есть мужские школы, история которых насчитывает 500 лет - они были созданы при монастырях ещё в средние века. Монахи учили мальчиков риторике, теологии, арифметике, грамматике, поэзии - а ещё организовывали для них спортивные игры. Игры, с одной стороны, были насущной необходимостью, чтобы дать выход юношеской энергии, а с другой - отличным способом готовить питомцев к службе Британской короне в качестве военных и чиновников.
В то время самой популярной игрой была игра в мяч - в неё играли и мальчишки, и всё мужское население страны. Огромные толпы людей гоняли мяч по городским улицам и просёлочным дорогам - без строгих правил, пинали ногами, бросали руками - лишь бы загнать на сторону противника. Как правило, подобного рода соревнования заканчивались жуткими потасовками, что давало повод запрещать эти игры в городах: указы против футбола (с переменным успехом) издавал и Эдуард II, и Ричард II, и Эдуард III. А вот школьников эти указы не касались, они продолжали играть в мяч, более того, игра совершенствовалась, разрабатывались правила, устраивались соревнования между школами. Ещё в 1519 году Уильям Хорман, директор Итонского и Винчестерского колледжей, упоминает игру, напоминающую нынешние футбол и регби. Беда в том, что правила игры в каждой школе были свои (где-то можно было брать мяч руками, где-то нельзя, где-то пасовать руками можно, но только назад, в сторону собственных ворот, и т. д.), разными были размеры полей и число игроков. Но именно в школах игра из варварского развлечения уличной толпы превратилась в спорт, способствующий не только физическому, но и моральному воспитанию благородных юношей, их подготовке к военной службе.
Обучая одновременно навыкам лидерства и игры в команде, спорт используется как важный инструмент подготовки школьников к жизненной борьбе. Поэтому неудивительно, что даже такой с виду неспортивный человек, как сэр Уинстон Черчилль, прошедший обучение в престижной школе Харроу, был прекрасным игроком в конное поло и не раз говорил, что этот вид спорта - «пропуск в высшее общество». В непринужденной обстановке матчей по поло великий политик, общаясь с влиятельными людьми, играючи решал важнейшие вопросы.
Россия тоже может гордиться богатой спортивной историей, но, увы, именно в области физической культуры и спорта британская система образования на многие мили опережает советско-российскую. Если сравнить инфраструктуру самой оснащённой российской школы и любой из 500 лидирующих школ-пансионов Британии, любые комментарии покажутся излишними. К примеру, в распоряжении воспитанников Далвич-колледжа, о котором British Style уже рассказывал своим читателям, 60 акров игровых полей (футбол, регби, крикет), теннисные корты, легкоатлетическая дорожка, укомплектованный на современном уровне спортивный зал и фитнес-студии, 25-метровый закрытый бассейн с уникальной системой очистки воды, лодочная станция. В Британии физкультура в школе - это широкий выбор спортивных игр и дисциплин. Спортивный результат здесь не самоцель, главное - мотивация и полноценное развитие каждого ученика.
Для всех учеников британских школ занятия спортом строго обязательны с 5 до 16 лет. Начиная с 11-13 лет, школьники сами решают, каким видом спорта они будут заниматься в текущем триместре. Учителя обычно советуют подросткам попробовать себя в самых разных спортивных дисциплинах.
Перечисление видов спорта, которыми можно заниматься в британской школе-интернате, потрясает воображение: регби, футбол, хоккей на траве, крикет, атлетика, баскетбол, бадминтон, большой и настольный теннис, фехтование, гольф, плавание, гребля, водное поло, парусный спорт, сквош, волейбол, спортивная стрельба, гимнастика, верховая езда, конное поло, спортивная стрельба, стрельба из лука, восточные единоборства, йога, скалолазание... Как потрясает и спортивное оснащение школ: спортивные центры, игровые площадки, поля для гольфа, бассейны, конюшни...
Профессиональную спортивную карьеру выбирают немногие выпускники школ-пансионов, но все без исключения получают максимум возможностей вырасти физически и морально крепкими людьми, верными своему спортивному увлечению всю оставшуюся жизнь. Воспитанники пансионов могут как пройти отбор в одну из команд (разного уровня мастерства), так и заниматься спортом индивидуально. Самые популярные командные виды спорта - регби и футбол среди мальчиков, нэтбол (игра, разработанная создателем баскетбола специально для женщин, - прим. ред.) среди девочек, а хоккей на траве пользуется повышенным вниманием обоих полов. Спортивная программа каждой школы индивидуальна, как правило, занятия физкультурой длятся полтора часа и проходят в дневное время 2-3 раза в неделю, а в выходные команды соревнуются со сборными других школ. Кроме того, у ребят есть время для индивидуальных занятий ("Activity" slots).
Занятия спортом считаются знаком качества элитных учебных заведений Соединённого Королевства. К примеру, в Cheltenham Ladies’ College воспитанницам предлагается на выбор около 40 различных видов спорта; кроме того, они могут соревноваться в составе одной из более, чем 80 команд.
В чём же особенности подхода Челтенхэмского колледжа, одного из ведущих в стране, к спортивному воспитанию? На вопросы нашего корреспондента ответила Эдвина Картер, заведующая учебными программами CLC по спорту.
British Style: Госпожа Картер, какими Вам запомнились уроки физкультуры в Ваши собственные школьные годы? Чем отличается Челтенхэм?
Эдвина Картер: Я посещала сравнительно небольшую, особенно по сравнению с Челтенхэмом, школу для девочек - нас там было всего двести. И хотя спорту там уделялось большое внимание, такого широкого выбора видов спорта и такого большого числа команд, как в CLC, у нас не было. Однако я помню, какими энтузиастами были наши учителя физкультуры - они ездили вместе с нами по всей стране, чтобы поддержать команды на матчах и соревнованиях. В Челтенхэме учителя вылеплены из того же теста.
B.S.: Какой из многочисленных видов спорта, предлагаемых на выбор в Челтенхэме, считается «визитной карточкой» колледжа?
Э.К.: Сложно выбрать какой-нибудь один, ведь их так много! Зимой главные виды спорта - лакросс (изобретённая американскими индейцами командная игра с мячом и клюшками - прим. ред.), хоккей и нэтбол, а летом - теннис и лёгкая атлетика. До 15 лет девочки могут испытать себя во всех видах спорта, а затем специализируются в одном из зимних, дополняя его чем-нибудь более спокойным и расслабляющим, как, например, аэробика, плавание, бадминтон.
B.S.: В чем особенность подхода CLC к преподаванию физической культуры?
Э.К.: Наша цель заключается в том, чтобы к моменту окончания колледжа наши подопечные получили богатый спортивный опыт и выбрали свой любимый вид спорта на всю оставшуюся жизнь. Кроме того, они получают и важные жизненные уроки честной игры, лидерства, целеустремлённости и преданности делу.
B.S.: Считаете ли Вы, что программы физкультуры в школах с раздельных обучением юношей и девушек более сбалансированы и эффективны по сравнению со «смешанными» учебными заведениями?
Э.К.: Это зависит от конкретной школы. К тому же и в смешанных школах большая часть спортивных уроков проводятся для раздельных групп юношей и девушек. Это гораздо более эффективный подход, причём не только с позиций безопасности, но и с точки зрения мотивации учениц, их отношения к себе и спорту.
B.S.: Что бы Вы, как учитель, хотели изменить в системе преподавания физкультуры?
Э.К.: Во многих школах следует ещё больше внимания уделять физическому воспитанию. Правда, к Челтенхэму это не относится: здесь в расписании есть дополнительные часы, посвящённые спорту и командным играм, студентки могут тренироваться в дневное время и по вечерам. Таким образом, они могут полностью раскрыть свой потенциал.
В ...Что ж, не боясь показаться заядлой англофилкой, я почти что сожалею о своих школьных годах, подпорченных физкультурой, и искренне завидую молодым россиянам, чей спортивный и человеческий потенциал в полной мере проявится на зелёных игровых полях и в прекрасно оборудованных спортзалах лучших школ Британии.
Старая игра
Одна из старейших игр, в которую играли средневековые школьники - Five, «пятёрка». Две команды по пять человек выстраиваются с двух сторон от прочерченной на земле линии. Противники упираются друг в друга лбами и пытаются сдвинуть с места. Выигрывает команда, членам которой удаётся впятером перейти черту. Five дожила до наших дней практически без изменений
След в истории
Есть в Соединённом Королевстве школы, чьи имена особенно тесно связаны со спортом. Среди них - школа Регби, давшая название одной из популярнейших игр. Днём рождения игры регби (её точное название - регби-футбол) считается 7 апреля 1823 года, когда 16-летний ученик школы Регби Уильям Вэбб, спасая свою команду от поражения, схватил мяч руками и устремился с ним к «городку» противника. За нарушение правил Вэбб был удалён с поля, зато остался в истории как основоположник новой игры. Окончательный вид футбола и регби разделились только через полвека после этого события, но обе игры и по сей день остаются самыми популярными в мужских школах.
Немного позже, в середине XIX родилась другая чрезвычайно популярная в мире игра - сквош. Придумали её воспитанники знаменитой школы Харроу. Случилось это так. Ребята ожидали своей очереди сразиться в real-tennis (в него играли жёсткими плетёными мячами на закрытом корте), и от скуки тренировались во дворе со сломанными, смятыми мячами. Игра оказалась интересной (смятые мячи давали больше возможностей, чем жёсткие целые мячи) и доступной (кортом могли служить любые огороженные с трёх сторон площадки, которых в школе было предостаточно).
Крикет, национальный английский вид спорта, обязан своим первым упоминанием Королевской начальной школе Гилфорда: в 1597 году 59-летний Джон Деррик доказывал в суде, что спорный участок земли принадлежит школе, поскольку 50 лет назад он и его одноклассники играли там в kreckett. Похожая на крикет игра упоминается ещё в хрониках короля Эдуарда1 - в неё любили играть жители графства Кент. В крикет играют мячом и клюшкой. Мяч надо подтолкнуть клюшкой так, чтобы он прошёл точно по центру маленьких ворот, что не так просто, как кажется на первый взгляд. В «Алисе в стране чудес» Королева использовала в качестве клюшки фламинго - и правда, клюшка для крикета очень напоминает эту птицу. Возможно, название игры произошло от слова «cric» - так называлась изогнутая пастушья палка, которой запирались ворота, ведущие к пастбищам. Эта палка на первых порах и использовалась в качестве клюшки.
Настоящие леди
Если точная дата введения физического воспитания и спорта в программу мужских школ теряется в глубине веков, то для женских школ она известна совершенно точно - 1885 год. Именно в этом году сестры Дороти, Пенелопа и Миллисент Лоуренс открыли школу Roedean - учебное заведение для девочек нового типа. Сёстры поставили перед собой высокую цель - создать условия для того, чтобы их воспитанницы развивались гармонично - интеллектуально, нравственно и физически, чтобы они стали леди нового типа: независимыми, способными самостоятельно заработать себе на жизнь.
В Роудин впервые в программу воспитания девочек были включены ежедневные физические упражнения на свежем воздухе, для чего - и тоже впервые - были придуманы женские спортивные костюмы. И хотя правоклерикальные газеты клеймили школу как очаг разврата, она вошла в моду у британского общества. Школа Roedean и в наше время считается одной из лучших школ для девочек - как по академическим показателям, так и по спортивным достижениям. Здесь есть отлично оснащённый спортивный центр, корты для тенниса и сквоша, бассейн, спортивные площадки и поля для гольфа.
Великие и знаменитые
Уинстон Леонард Спенсер Черчилль, герцог Мальборо - выпускник школы Харроу. Запомнившийся большинству современников как человек, мягко говоря, с не слишком спортивной фигурой, он в школе упорно и последовательно готовил себя к военной карьере: был членом стрелкового кружка, занимался фехтованием и верховой ездой, а затем и конным поло. Он ещё в школьные годы прославил свою alma mater, выиграв 8 апреля 1892 года турнир по фехтованию среди школьников Великобритании.
Второй после своего отца принца Чарльза наследник британской короны принц Уильям учился в Итоне. В младших классах увлекался регби, затем играл за школу в бейсбольной команде, был чемпионом школы по плаванию. Во время каникул катался на водных лыжах - в Ницце, на Майорке или в Гибралтаре, либо сплавлялся на байдарке по горным речкам Канады, осваивал подводное плавание. После окончания школы был включён в состав студенческой сборной Шотландии по водному поло. Недавно стал президентом Английской футбольной ассоциации.
Младший сын Чарльза, принц Гарри, по спортивным успехам в Итоне не уступал брату: играл сразу за три сборные команды школы - по регби, крикету и водному поло.
- Итоги экзаменов A-level и GCSE за 2024 год (август 2024)
- Король Великобритании становится попечителем Ассоциации выпускников школы Гордонстоун (май 2024)
- Пять частных школ Австралии за год тратят на модернизацию столько же, сколько три тысячи государственных школ (май 2024)
- Результаты экзаменов А-level в Англии за 2022 год в инфографике (август 2022)
- На три месяца в Шотландию: пробный триместр в Gordonstoun School (декабрь 2021)
- Образование в условиях ковида. Опыт зарубежных школ и университетов (ноябрь 2021)
- Caterham School: «Ковид научил верить в себя больше, чем прежде» (октябрь 2021)
- Brighton College: «Будущее за интерактивным обучением» (октябрь 2021)
- QE: «Школы научились принимать неординарные решения в сложных ситуациях» (октябрь 2021)
- Sevenoaks School: «Школы открылись, но беспокойство осталось» (октябрь 2021)
- Оценки с натяжкой: бонусная уступка ученикам британских школ на экзаменах-2022 (октябрь 2021)
- Зарубежные школы в эпоху пандемии: как поступать, куда поступить (март 2021)
- «Выдающиеся» британские школы лишены привилегии (ноябрь 2020)
- Итоги учебного года 2020 в Великобритании: рейтингов не будет, оценки оспорены (август 2020)
- A-level-2020: британские школы добиваются пересмотра оценок (август 2020)
- Как уменьшить сегодняшние риски при обучении за рубежом? (сентябрь 2019)
- Обучение в Британии: как попасть в школу-пансион на пробный триместр (август 2019)
- Лорд Бейкер: 10 ошибок в нашей образовательной системе (ноябрь 2018)
- Влиятельный тори Лорд Бейкер критикует A-levels (ноябрь 2018)
- От школьных будней в Gordonstoun до бала Trinity May (ноябрь 2018)
- Письмо директора школы Rugby к родителям учеников (август 2018)
- Частные школы отговаривают учеников от университетов (август 2017)
- Высшая оценка на экзаменах GCSE будет ставиться реже (август 2017)
- Зачем ученику сильной школы допобразование? (август 2017)
- Выбрать школу – как собрать пазл (январь 2017)
- Школы в Великобритании: чуть выше среднего? (декабрь 2016)
- Как не ошибиться с выбором школы? (сентябрь 2016)
- Британские выпускники–2016 в зеркале статистики (август 2016)
- Школа выбора (август 2016)
- Можно ли ориентироваться на рейтинг школ? (май 2016)
- Как выбрать подходящую школу для своего ребёнка (ноябрь 2015)
- Новые британские частные школы: как стать лучшими (ноябрь 2015)
- Эволюция британских школ-пансионов (октябрь 2015)
- Как топовые частные школы тратят свои деньги? (июль 2015)
- Новые особенности образования за рубежом (сентябрь 2015)
- Обучение в России vs обучение за рубежом: мнения компетентных экспертов (2014-2022)
- Результаты GCSE вызовут шок у школ, пытающихся манипулировать рейтингом (август 2014)
- Насколько важны оценки GCSE при поступлении в университет? (август 2014)
- Ответы заместителя директора британской школы-пансиона Caterham (июнь 2014)
- Интервью директора по маркетингу школы-пансиона Oundle School (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College ИТАР-ТАСС (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College (май 2014)
- Malvern St James - как стать лучшими (апрель 2014)
- Учат жить! (сентябрь 2013)
- Перепроверка, пересдача или просто поразмыслить? (август 2013)
- Используй шанс: найди курс и университет, которые тебе подходят (август 2013)
- Студенты выбирают всё более сложные предметы в погоне за местом в университете (август 2013)
- Три “B” - провал экзаменов “A-level”? & Дислексия - не помеха для Кембриджа (август 2013)
- Британские выпускники в зеркале статистики (август 2013)
- Экзаменационная реформа (апрель 2013)
- GCSE позади. Что дальше? (август 2011)
- Языковые барьеры и начало конца инфляции оценок (август 2011)
- Английская премьер-лига (апрель 2011)
- Классика образования (март 2011)
- Верная дорога (октябрь 2010)
- Лучшие частные школы мира: Швейцария (октябрь 2009)
- Путешествие по школам с правым рулём (2009)
- Рейтинги британских школ: прошлое, настоящее, будущее (январь 2009)
- Европейское образование (2008)
- Эссе о воспитании (май 2008)
- Любовь к спорту со школьной скамьи (октябрь 2007)
- Готовность № 1 (октябрь 2007)
- На взлётной полосе (май 2007)
- Краткий обзор британских и швейцарских школ-пансионов (октябрь 2006)
- Британский дух как кредо (март 2006)
- Где немыслима насмешка (февраль 2006)
- Школа, которая гордится своими выпускниками (декабрь 2005)
- К решению учиться за рубежом надо подходить с большой ответственностью (ноябрь 2005)
- Среднее образование в Великобритании: особенности и преимущества (октябрь 2005)
- Рынок зарубежных образовательных услуг: динамика развития и перспективы (октябрь 2005)
- Среднее заграничное (сентябрь 2005)
- Кузница джентльменов и леди (сентябрь 2005)
- GCSE теряет способность выявлять таланты (сентябрь 2005)
- Британский Cтиль (май 2005)
- It’s more than you think (март 2005)
- Лучшие школы (февраль-март 2005)
- Правильный выбор школы - главная составляющая успеха (2005)
- Путёвка в другую жизнь (сентябрь 2004)
- Британия без сантиментов (март 2004)
- Парта в духе Альп (февраль 2004)
- За вид на Альпы придётся доплатить (январь 2004)
- Ступень. Степень (октябрь 2003)
- Краткий путеводитель по школам и колледжам Британии (июнь-октябрь 2003)
- Как найти в Великобритании самую лучшую школу (май 2002)
- Объявлен джентльменский набор (2001-2002)
- Альтернатива с вековыми устоями (октябрь 2000)
- О девочках мы как-то не думали (май 2000)
- Как не стать дилетантом (апрель 2000)
- День красного носа (1999)
- Чисто английское образование (октябрь 1998)
- Инвестиции в будущее (март 1998)
- Учёба в Англии (1997-2000)
- Англия – райские яблоки просвещения (1996)
- За крепостными стенами. Зимний Оксфорд (1995)
- Инкубаторы британской элиты (1994)
- Учёба в Англии. Почём фунт лиха