Готовность № 1 (октябрь 2007)
Журнал "Домовой", октябрь 2007 г.
Текст: Наталия Гинзбург
Перед родителями, решившими отправить ребёнка на учёбу в зарубежную школу, встаёт немало вопросов. Вопрос о том, как подготовить сына или дочь к успешной сдаче вступительных экзаменов - один из важнейших.
С ног на голову
Системы школьного образования в западных странах и России довольно сильно различаются. И этот факт, на первый взгляд касающийся только специалистов, приходится учитывать родителям, решившим отправить ребёнка учиться в зарубежную школу. К примеру, в Соединённом Королевстве дети идут в свою первую школу (Pre-preparatory, подготовительная к подготовительной») в гораздо более раннем, чем в России, возрасте - часто с 3-4 лет. С 5 лет образование становится обязательным. Пятилетние первоклассники изучают английский и математику (это обязательные предметы), а также историю, географию, музыку, искусство, технологию. Возраст с 7 до 11 лет (в некоторых школах - до 13 лет) охватывает следующая ступень английской образовательной системы - Primary, начальная (другое название - Preparatory School). С 7 лет к перечню дисциплин добавляется новый предмет - «наука»: дети начинают изучать физику, химию, биологию. Конечно, уроки «науки» у маленьких студентов совсем непохожи, скажем, на уроки химии в 8 классе российской школы (напомним, что именно в 8 классе, в возрасте 13-14 лет, российские школьники начинают изучать этот предмет). Британские школьники изучают химию - во всяком случае, поначалу - практически без формул. К углублённому изучению теории, к уравнениям химических реакций они перейдут позже. Зато юные студенты видят, да и сами проводят, огромное количество опытов, умеют с помощью индикаторов определять, что за вещество получилось в результате опыта, а главное, отлично знают, где это вещество применяется - в быту, промышленности, сельском хозяйстве. Стремление дать ученикам максимум практических знаний - это важная особенность британского образования. В 8 лет к ранее изучаемым дисциплинам добавляются информационные технологии, дизайн – всего 12 обязательных предметов.
С 13 до 16 лет (для мужских и большинства совместных школ) или с 11 до 16 лет (для женских и некоторых совместных) - Seсоndary School - средняя школа. В 14 лет число изучаемых предметов сокращается: студент выбирает не менее 5 и, как правило, не более 9 дисциплин и в течение двух лет целенаправленно готовится к экзаменам на сертификат о среднем образовании - General Certificate of Secondary Education, GCSE. Экзамены оцениваются отметками от «А» (высший бал) до «G» - низший бал, дающий, тем не менее, право на получение сертификата. В 16 лет обязательное образование заканчивается: с дипломом GCSE можно, к примеру, устроиться на работу или поступить в профессиональный колледж. Тот, кто сдаст экзамены с хорошим результатом (т. е. получит оценку не хуже «С» по пяти предметам) и решит поступать в университет, должен будет провести в школе ещё два года - на программе предуниверситетской подготовки A-level. Студенты выпускных классов изучают те 4-5 дисциплин, в которых будут специализироваться в университете: 3 дисциплины углублённо, в течение двух лет, и ещё одну-две - в течение года. По результатам экзаменов A-level и происходит зачисление в университет.
Если сравнить российскую и британскую системы образования, то первая напоминает перевёрнутую пирамиду - число школьных предметов растёт от класса к классу; британская же пирамида, как и положено, стоит на основании: в младших классах, когда склонности детей ещё не определились, изучается широкий спектр дисциплин, старшеклассники могут ограничиться всего 4-5 предметами. Система «правильной пирамиды» даёт возможность детям очень рано определиться в своих интересах (ведь с основами всех школьных наук они ознакомились ещё в начальной школе), а школам - целенаправленно готовить каждого выпускника к учёбе в университете по интересующей его конкретной специальности, включать в школьную программу те разделы наук, которые в России изучаются уже в вузе. А это, в свою очередь, позволяет британцам уложить бакалаврский курс в 3 года (вместо 4-х в России). Но на первых порах система создаёт дополнительные проблемы нашим детям, поступающим учиться в школы Великобритании: из-за разницы программ сдать вступительные тесты совсем не просто.
Правильный возраст
Массовые наборы в британские частные школы-интернаты происходят в те моменты, когда дети переходят с одной ступени на другую, то есть в 7 лет (основной набор в начальную школу), в 11 или в 13 лет (когда поступают в среднюю) и в 16 лет, когда начинается программа A-level. В принципе, вполне можно найти школы, в которых в данный момент есть свободное место и для ребёнка другого возраста. Наталья Щукина, эксперт по системе британского образования, считает, что россиянину лучше всего начать учёбу в британской частной школе в 11 лет. «11 лет - это идеальный возраст: 3 года на то, чтобы адаптироваться в новых условиях, в 14 лет правильно выбрать предметы для изучения. Целых 5 лет - для подготовки к экзаменам GCSE». По словам Натальи Щукиной, 12-13 - это тоже вполне приемлемо. «А вот 14 лет - это более сложный возраст. Подростку приходится «сходу» выбирать предметы и сразу начинать готовиться к экзаменам, а это трудно: ведь учиться надо на иностранном языке. Ещё сложнее тем, кому исполнилось 15 лет: курс GCSE - двухлетний (с 14 до 16 лет) , так что 15-летние чаще всего поступают в школу с потерей года. Те же сильные ученики, которым удавалось доказать своё право учиться вместе с ровесниками, оказывались в трудной ситуации - на подготовку к экзаменам у них было всего 9 месяцев, тогда как у их одноклассников - 22. А вот 17-летние теряют год при всех обстоятельствах: курс A-level (с 16 до 18) - принципиально неразрывный.
От теории к практике
Мнение специалистов, конечно, стоит учесть. Но всё же разумно отправить ребёнка в зарубежную школу тогда, когда он психологически к этому готов (достаточно самостоятелен, жаждет новых впечатлений, умеет ставить перед собой цель и добиваться её и т. п.). А тут бывает по-разному: есть дети, которые в 7 лет готовые к переменам в жизни, они прекрасно адаптируются к новым условиям (в британских школах есть семилетние россияне, а в швейцарских школах живут и учатся и шестилетние, и даже пятилетние школьники-иностранцы), а есть 16-летние подростки, с трудом переносящие разлуку с домом, родителями, друзьями. Нужно учитывать ещё несколько обстоятельств. Чем младше ребёнок, тем ниже требования, которые предъявляют к нему школы при приёме, проще вступительные тесты, короче время адаптации к новой программе. Но зато и тем выше вероятность того, что ребёнок утратит «русский компонент». Нет, умение говорить и читать по-русски он, конечно, сохранит, а вот грамотно писать - вряд ли; и вряд ли будет знать русскую историю, литературу. А вот со старшеклассниками такого не происходит: многие из них, учась в зарубежной школе, умудряются параллельно учиться в российской школе - сдают экзамены экстерном. Зато старшеклассники, привыкшие к российской вольнице, с трудом привыкают к дисциплине западных школ-интернатов. Да и сдать вступительные экзамены им сложнее.
Где и какие именно вступительные тесты придётся сдавать, зависит и от школы, и от возраста ребёнка. Большинство британских школ разрешают иностранным школьникам экзаменоваться на родине: в уполномоченном образовательном агентстве, в Британском Совете, реже - в той школе, где учится ребёнок. Топ-школы (т.е. школы из самых верхних строчек рейтинга) обычно проводят целую серию тестов и настаивают, чтобы школьник сдавал экзамены в стенах британской школы, во всяком случае, на последнем этапе. Те же условия обычно ставят и швейцарские школы. Младших (до 11 лет) школьников часто экзаменуют только по английскому языку (либо по французскому или немецкому, если речь идёт о соответствующей секции швейцарской школы) и математике. Знание языка - абсолютная необходимость. Математика же во всём мире служит своеобразной «линейкой интеллекта»: считается, что человек с математическими способностями в принципе способен к обучению. Именно результат экзамена по математике для конкурсных школ, особенно для тех, что входят в первую сотню национальных рейтингов, является определяющим при решении вопроса "принять-не принять". Правда, во многих других школах вступительные экзамены в принципе проводятся отнюдь не для того, чтобы по конкурсу отобрать самых способных и подготовленных детей. Младшеклассника могут принять в школу в любом случае, вне зависимости от результатов тестов. Экзамены нужны, чтобы определить, в какой класс разумнее принять ученика - соответствующий его возрасту или классом ниже, нужны ли ему дополнительные языковые уроки или даже индивидуальная программа (в этом случае на первых порах ученик изучает только язык, остальные школьные уроки добавляются постепенно, по мере освоения языка).
Языковой тест обычно состоит из двух частей. При выполнении первой части предлагается, к примеру, исправить ошибки в предложении, вставить пропущенные слова или переставить два слова в предложении таким образом, чтобы фраза обрела смысл. Предполагается, что ребёнок хорошо ориентируется в предлогах, в простых временах, умеет ставить вопросы, а главное - обладает хорошим словарным запасом. Вторая часть - это небольшое сочинение на заданную несложную тему (к примеру, «моя жизнь», «мои планы», «моя семья»). Более сложный вариант второй части задания предлагает прочитать отрывок текста, а затем ответить на ряд вопросов или написать небольшое эссе на одну из заданных тем (все они, естественно, так или иначе связаны с текстом), уложившись в 45-60 минут.
Задания экзамена по математике для этого возраста, в общем, не выходят за рамки программы российской школы. Проблемы могут возникнуть разве что у тех, кто в российской школе не успел поучиться: наши семилетние дети умеют хорошо складывать и вычитать, но плохо - делить и умножать, и совсем не умеют записывать математические действия - их этому не учили. А их британские сверстники, к примеру, всё это умеют - ведь учиться они поступают в пять лет!
Многие школы двумя обязательными тестами не ограничиваются и предлагают дополнительный - Reasoning test. Его задача - оценить логические способности ребёнка. Тест может быть либо вербальным (Verbal Reasoning), либо невербальным (Non-Verbal Reasoning). В первом случае предлагается, к примеру, выбрать из шести слов наиболее близкое по значению данному слову, восстановить прерванную числовую последовательность (а для этого надо сначала понять закон, по которому она образована). Этот тест требует, кроме логических способностей, и знания языка. Задания не слишком сложные, проблема в том, что их очень много - несколько десятков, а времени на выполнение - мало: от 30 минут до часа, в зависимости от сложности и объёма теста. Прелесть невербального теста в том, что он не требует хорошего знания языка. Нужно лишь понять, в чём суть задания. Как правило, требуется либо выбрать из 4-6 фигур ту, которая логически дополняет две данные фигуры, либо выбрать фигуру, которую логично поместить в данную композицию. Стандартный вариант - 50 заданий и 30 минут на их выполнение.
Более старших школьников (с 12, а в некоторых школах и с 11 лет), как правило, ждут ещё тесты по естественным наукам (Science) - физике, химии и биологии. Юным студентам предложат, к примеру, разобраться в электрической схеме (пояснить, какие лампочки в ней загорятся, а какие нет, и почему, начертить схему аппарата, с помощью которого, по их мнению, можно разделить воду и этиловый спирт, перечислить, какие половые гормоны вырабатывает женский, а какие - мужской организм, какие химические элементы (белки, жиры, углеводы, протеины и пр.) содержаться в каждом из изображённых на рисунке блюд и ответить ещё на 3-4 десятка подобных вопросов. Некоторые школы предлагают к тому же тест по иностранному языку (в британских школах обычно французскому): надо прочитать текст и ответить на вопросы к нему, в старших классах - написать эссе на заданную тему.
Свой среди чужих
Какой же из западных тестов для российских школьников оказывается наиболее трудным?
Языковой тест по английскому - проблема ожидаемая, ребёнок, как правило, задолго до поступления в зарубежную школу к ней готовится. А вот трудности с математикой часто оказываются и для старшеклассников, и для их родителей совершенно неожиданными. Когда-то, в советское время, наши школы действительно славились сильной математической подготовкой. Но то время ушло: сейчас даже ученики математических классов, случается, неблестяще пишут тесты, предложенные британскими школами. Причин несколько. Во-первых, снижение общего уровня преподавания математики, во-вторых, разница в школьных программах, которая к 7 классу российской школы становится заметной: к примеру, в Великобритании графические методы решения уравнений и систем уравнений проходят годом раньше, чем в России; в школьные программы всех европейских стран включены комбинаторика и основы теории вероятностей, а в российскую - нет, и даже совсем несложные задачки по этим разделам наши школьники решать не умеют. Причиной неудач может быть и то обстоятельство, что наши дети привыкли, что на контрольной по математике за 45 минут они должны решить 5-6 примеров средней сложности. Получив тест с полусотней более простых заданий, которые надо выполнить за час, они попросту теряются.
Но всё же в большинстве случаев с математикой наши дети справляются. Ситуация с тестами по физике, химии, биологии намного сложнее. Вот что рассказала 12-летняя ученица московской гимназии Галя Степанова: "К счастью, лондонская школа, в которую я поступала, согласилась, чтобы я экзаменовалась в Москве. Дома, конечно, и стены помогают, но экзамены - английский, естествознание, французский - были трудными. Особенно трудным оказался экзамен по естествознанию. Больше половины тем по физике и биологии мы в нашей школе еще не проходили, а химии в 7 классе вообще ещё нет. Но всё-таки мне удалось правильно выполнить половину заданий, и необходимый минимум - 50% - я за этот экзамен получила. Более лёгким для меня оказался тест по математике - здесь я училась в математическом классе. Французским к тому времени я занималась уже 2 года, последние 3 месяца - очень интенсивно, так что экзамен сдала на 100%".
Обычно "проходной" считается работа, выполненная на 80%. Но не нужно думать, что на экзаменах необходимо продемонстрировать блестящие знания по всем предметам. Это не так. В западных школах знают о серьёзных расхождениях национальных программ и, в общем, учитывают его. Директор одной из престижных британских школ, входящих в первую сотню рейтинга, уверил меня, что школа примет ребёнка, если увидит в нём академический потенциал (проще говоря, обучаемость, понятливость) и углублённые знания по двум предметам и общие представления - по остальным. Так что, имея список дисциплин, вынесенных на экзамен в выбранной школе, есть смысл сосредоточиться на двух из них, где шансы на успех максимальны.
Путь к победе
Остаётся ответить на вопрос, поставленный в начале статьи: как подготовиться к успешной сдаче тестов, и прежде всего, языкового.
Языковая школа, репетиторы - это минимум, необходимый, но не достаточный. Нужны - с самого раннего возраста, лет с 7-8, - ежегодные поездки на каникулярные языковые курсы, которые организуют и британские, и швейцарские языковые школы, а в более старшем возрасте - на специальные курсы подготовки к учёбе в западной школе, которые организуют некоторые из них (тут, помимо иностранного языка, включены математика, естественные науки, компьютер, живопись и т. п.). Для подготовки к тестам - с репетитором или самостоятельно - понадобятся зарубежные учебники. Их можно заказать через Интернет (к примеру, на сайтах www.bookpoint.co.uk, http://www.hoddereducation.co.uk/), а образцы вступительных тестов - через образовательное агентство.
Существует и другой вариант: поехать на 1-2 триместра в одну из международных школ, готовящих иностранцев к поступлению в западноевропейские школы-пансионы.
Особенности оформления швейцарских студенческих виз
Если ребёнок или взрослый едет в Швейцарию на короткий период (например, на летние языковые курсы), визу ему оформят за 3-4 рабочих дня (период действия визы - в соответствии с датами, указанными в приглашении от учебного заведения). Гостевая виза для родителей (сопровождающих лиц) оформляется в соответствии с бронью отелей, заказанных на период поездки.
Студенческая виза для обучения в швейцарском пансионе или университете оформляется в два этапа: после получения оплаты за предстоящий период обучения швейцарское учебное заведение направляет документы в местную иммиграционную службу, где визовое дело рассматривается в течение 4-6 недель. После получения разрешения на визу можно подавать паспорт и визовые документы в консульский отдел посольства Швейцарии в Москве: через 3-4 рабочих дня виза будет готова. Можно пойти другим путём: сразу сдать документы в консульский отдел, который будет делать соответствующие запросы напрямую. Этот способ по длительности не отличается от первого.
Родители детей, обучающихся в школах-пансионах или университетах Швейцарии, могут претендовать на многократную гостевую визу для въезда в страну. Срок действия такой визы может быть как коротким, так и долгим (например, годовым) с ограничением количества дней пребывания в Швейцарии.
Нужно учесть, что летом и накануне Рождества запись для подачи документов в посольство производится за 5-10 рабочих дней.
Особенности оформления британских студенческих виз
В этом году срок рассмотрения визовых дел увеличен: с 2-3 дней до 2-3 недель для студенческих виз и до 1-2 недель для гостевых. Документы примут в любой рабочий день в любом из четырех визовых центров: в Москве, Петербурге, Екатеринбурге или Новосибирске.
По правилам, подавать документы можно не раньше, чем за три месяца до планируемой даты отъезда, что ведёт к появлению больших пиковых нагрузок в работе консульского отдела в Москве в апреле-июле. Поэтому бронировать летние курсы разумно не позднее февраля.
Срок действия однократных студенческих виз для поездки в летние школы ограничен 3 месяцами с даты выдачи визы. Все документы, подаваемые в консульский отдел, необходимо перевести на английский язык (пока без нотариального заверения).
Многократные студенческие визы для школьников и студентов, выезжающих на обучение в школы-пансионы и университеты, могут выдаваться на период от 9 месяцев до даты окончания учёбы, указанной в официальном письме-приглашении от учебного заведения. Решение принимает сотрудник визового отдела, и зависит оно от множества обстоятельств, в том числе и от качества документов, подтверждающих финансовую состоятельность физических (юридических) лиц, оплачивающих обучение. Суммарный годовой доход таких лиц должен, по выражению работников консульской службы, "значительно превосходить" затраты на обучение, которые в среднем составляют 30 тыс. GBP. В качестве таких документов консульство рассматривает выписки из банков за последние 3-6 месяцев, справки по форме НДФЛ-2, выписки из депозитариев о владении ценными бумагами и т.д.
По словам руководителя визового отдела посольства Великобритании в Москве, процент отказов по обращениям за визами в последнее время несколько увеличился и сейчас составляет примерно 5%. При прочих равных условиях студенческую визу получить сложнее, чем гостевую. Причиной отказа может быть, например, слишком низкий для обучения в Великобритании уровень языковой подготовки. Студенту российского вуза, решившему посетить страну во время учебного года, тоже могут отказать в выдаче визы. Как показывает опыт, тут не помогает даже справка о том, что сессию студент сдал досрочно и вполне успешно.
Тот же опыт учит: все документы надо комплектовать таким образом, чтобы консульский работник получил из них исчерпывающие ответы на все вопросы, которые могли бы у него возникнуть.
Родителям (или другим сопровождающим студента лицам) гостевая виза выдаётся в "привязке" к студенческой визе студента, при наличии подтверждения об оплате из отелей, где они планируют останавливаться.
- Итоги экзаменов A-level и GCSE за 2024 год (август 2024)
- Король Великобритании становится попечителем Ассоциации выпускников школы Гордонстоун (май 2024)
- Пять частных школ Австралии за год тратят на модернизацию столько же, сколько три тысячи государственных школ (май 2024)
- Результаты экзаменов А-level в Англии за 2022 год в инфографике (август 2022)
- На три месяца в Шотландию: пробный триместр в Gordonstoun School (декабрь 2021)
- Образование в условиях ковида. Опыт зарубежных школ и университетов (ноябрь 2021)
- Caterham School: «Ковид научил верить в себя больше, чем прежде» (октябрь 2021)
- Brighton College: «Будущее за интерактивным обучением» (октябрь 2021)
- QE: «Школы научились принимать неординарные решения в сложных ситуациях» (октябрь 2021)
- Sevenoaks School: «Школы открылись, но беспокойство осталось» (октябрь 2021)
- Оценки с натяжкой: бонусная уступка ученикам британских школ на экзаменах-2022 (октябрь 2021)
- Зарубежные школы в эпоху пандемии: как поступать, куда поступить (март 2021)
- «Выдающиеся» британские школы лишены привилегии (ноябрь 2020)
- Итоги учебного года 2020 в Великобритании: рейтингов не будет, оценки оспорены (август 2020)
- A-level-2020: британские школы добиваются пересмотра оценок (август 2020)
- Как уменьшить сегодняшние риски при обучении за рубежом? (сентябрь 2019)
- Обучение в Британии: как попасть в школу-пансион на пробный триместр (август 2019)
- Лорд Бейкер: 10 ошибок в нашей образовательной системе (ноябрь 2018)
- Влиятельный тори Лорд Бейкер критикует A-levels (ноябрь 2018)
- От школьных будней в Gordonstoun до бала Trinity May (ноябрь 2018)
- Письмо директора школы Rugby к родителям учеников (август 2018)
- Частные школы отговаривают учеников от университетов (август 2017)
- Высшая оценка на экзаменах GCSE будет ставиться реже (август 2017)
- Зачем ученику сильной школы допобразование? (август 2017)
- Выбрать школу – как собрать пазл (январь 2017)
- Школы в Великобритании: чуть выше среднего? (декабрь 2016)
- Как не ошибиться с выбором школы? (сентябрь 2016)
- Британские выпускники–2016 в зеркале статистики (август 2016)
- Школа выбора (август 2016)
- Можно ли ориентироваться на рейтинг школ? (май 2016)
- Как выбрать подходящую школу для своего ребёнка (ноябрь 2015)
- Новые британские частные школы: как стать лучшими (ноябрь 2015)
- Эволюция британских школ-пансионов (октябрь 2015)
- Как топовые частные школы тратят свои деньги? (июль 2015)
- Новые особенности образования за рубежом (сентябрь 2015)
- Обучение в России vs обучение за рубежом: мнения компетентных экспертов (2014-2022)
- Результаты GCSE вызовут шок у школ, пытающихся манипулировать рейтингом (август 2014)
- Насколько важны оценки GCSE при поступлении в университет? (август 2014)
- Ответы заместителя директора британской школы-пансиона Caterham (июнь 2014)
- Интервью директора по маркетингу школы-пансиона Oundle School (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College ИТАР-ТАСС (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College (май 2014)
- Malvern St James - как стать лучшими (апрель 2014)
- Учат жить! (сентябрь 2013)
- Перепроверка, пересдача или просто поразмыслить? (август 2013)
- Используй шанс: найди курс и университет, которые тебе подходят (август 2013)
- Студенты выбирают всё более сложные предметы в погоне за местом в университете (август 2013)
- Три “B” - провал экзаменов “A-level”? & Дислексия - не помеха для Кембриджа (август 2013)
- Британские выпускники в зеркале статистики (август 2013)
- Экзаменационная реформа (апрель 2013)
- GCSE позади. Что дальше? (август 2011)
- Языковые барьеры и начало конца инфляции оценок (август 2011)
- Английская премьер-лига (апрель 2011)
- Классика образования (март 2011)
- Верная дорога (октябрь 2010)
- Лучшие частные школы мира: Швейцария (октябрь 2009)
- Путешествие по школам с правым рулём (2009)
- Рейтинги британских школ: прошлое, настоящее, будущее (январь 2009)
- Европейское образование (2008)
- Эссе о воспитании (май 2008)
- Любовь к спорту со школьной скамьи (октябрь 2007)
- Готовность № 1 (октябрь 2007)
- На взлётной полосе (май 2007)
- Краткий обзор британских и швейцарских школ-пансионов (октябрь 2006)
- Британский дух как кредо (март 2006)
- Где немыслима насмешка (февраль 2006)
- Школа, которая гордится своими выпускниками (декабрь 2005)
- К решению учиться за рубежом надо подходить с большой ответственностью (ноябрь 2005)
- Среднее образование в Великобритании: особенности и преимущества (октябрь 2005)
- Рынок зарубежных образовательных услуг: динамика развития и перспективы (октябрь 2005)
- Среднее заграничное (сентябрь 2005)
- Кузница джентльменов и леди (сентябрь 2005)
- GCSE теряет способность выявлять таланты (сентябрь 2005)
- Британский Cтиль (май 2005)
- It’s more than you think (март 2005)
- Лучшие школы (февраль-март 2005)
- Правильный выбор школы - главная составляющая успеха (2005)
- Путёвка в другую жизнь (сентябрь 2004)
- Британия без сантиментов (март 2004)
- Парта в духе Альп (февраль 2004)
- За вид на Альпы придётся доплатить (январь 2004)
- Ступень. Степень (октябрь 2003)
- Краткий путеводитель по школам и колледжам Британии (июнь-октябрь 2003)
- Как найти в Великобритании самую лучшую школу (май 2002)
- Объявлен джентльменский набор (2001-2002)
- Альтернатива с вековыми устоями (октябрь 2000)
- О девочках мы как-то не думали (май 2000)
- Как не стать дилетантом (апрель 2000)
- День красного носа (1999)
- Чисто английское образование (октябрь 1998)
- Инвестиции в будущее (март 1998)
- Учёба в Англии (1997-2000)
- Англия – райские яблоки просвещения (1996)
- За крепостными стенами. Зимний Оксфорд (1995)
- Инкубаторы британской элиты (1994)
- Учёба в Англии. Почём фунт лиха