Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Brighton College: «Будущее за интерактивным обучением» (октябрь 2021)

По просьбе «Альбиона» на вопросы отвечает директор старших классов британской частной школы-пансиона Brighton College Стив Маршалл-Тейлор.

Brighton College – одна из самых успешных частных школ Британии, входящая в топ-10 по стране. В 2020 году издание The Sunday Times назвала Brighton College «Лучшей школой десятилетия» (2010-2020) – за это время учебное заведение чаще других получало звание «Школы года». В том же году Брайтон-колледж удостоился и ещё одного титула от издания The Week – «Топ-школы Британии в области STEM» (естественнонаучных и технических предметов). В 2021 году выпускные результаты учеников школы приблизились к абсолютному максимуму: все высшие баллы A*-A получили 98% закончивших программу общей средней школы GCSE и 95% - A-level. В 2011 году открылся первый зарубежный кампус Brighton College в Абу-Даби (ОАЭ), а вслед за ним – в Аль-Аине, Дубае, Бангкоке и Сингапуре.

- Как пандемия отразилась на школьной жизни? Что изменилось безвозвратно?

- На мой взгляд, пандемия как увеличительное стекло обнажила все плюсы и минусы современного образования. Стало понятно, какие методы уже не работают и что стоит изменить. Интерактивное обучение, сочетающее привычные занятия в классах с новыми формами передачи знаний онлайн и всеми возможностями современных технологий, на мой взгляд, лучшее, что мы можем сейчас предложить.
Главное – сохранить высокое качество обучения, которым гордятся лучшие частные школы Британии, в том числе и Brighton College. Наша школа технически была готова к переходу в онлайн. Как и многие другие учебные заведения, мы уже практиковали цифровой формат для различных занятий и заданий. Так что учителя довольно легко перестроились на новый способ обучения, и практика показала, что они способны так же хорошо давать учебный материал и онлайн.

- Что ваши ученики думают об онлайн-обучении? Согласны ли вы с тем, что вынужденный массовый переход на дистанционный формат привёл к падению качества и уровня образования?

- Поначалу переход на онлайн-обучение вызвал у учеников энтузиазм и восторг: это было что-то новенькое. Они с радостью брались за всё, в том числе за занятия музыкой и спортом. Но со временем все устали и мечтали вернуться в школу. Дети соскучились по живому общению с учителями и одноклассниками, им хотелось физически, а не виртуально ходить на спортивные площадки и в творческие студии. К счастью, это наконец случилось: сейчас 90% всей школьной жизни происходит очно. Мы, конечно, по-прежнему строго соблюдаем все предписания национальной эпидемиологической службы, в случае позитивного теста изолируем заболевших, но это крайне редкие случаи, и можно сказать, что школа работает как прежде.
Дистанционный формат обучения, хоть и не был для нас в новинку, но потребовал больших усилий от учителей – надо было не просто вести занятия, глядя в камеру, но ещё и заинтересовать и удержать внимание учеников, стимулировать их заниматься самостоятельно. Нам повезло, что у нас хорошо подготовленные и мотивированные ученики. Они не стали учиться меньше или хуже из-за пандемии. Поэтому в нашем случае вряд ли стоит говорить о падении качества и уровня образования. Тем не менее, такая проблема в школьном образовании и Британии, и других стран существует.

- Каким образом, на ваш взгляд, можно восполнить образовавшиеся пробелы? Делается ли ставка на дополнительные занятия, в том числе индивидуальные с репетитором?

- Как таковые дополнительные занятия с репетиторами мы не практикуем – в любой хорошей частной школе есть всё для качественной подготовки учеников. В том числе индивидуальные консультации с преподавателем, то, что у нас называется clinics: ученик всегда может разобрать сложные или непонятные моменты с учителем, например, в обеденный перерыв или после уроков. То есть заниматься ещё вне школы нет необходимости.
Мы видим свою задачу в том, чтобы уделять внимание каждому ученику, не оставлять никого без заботы, помогать отстающим. И это стало особенно актуально во время пандемии, когда мы все переживаем непростые времена. В этот процесс мы вовлекаем и старших школьников – они берут на себя помощь младшим.

- Пандемия привела не только к закрытию учебных заведений и переходу на удалёнку, но и к отмене школьных экзаменов. Как следствие, выпускные оценки, выставленные учителями, побили все рекорды и вызвали немало споров. Насколько им можно доверять? И стоит ли ожидать падения результатов после возвращения экзаменов?

- Я могу ответить только за свою школу: у нас отметки выставлялись максимально честно и справедливо. Они проходили тройную инспекцию внутри школы: сначала учителя, потом педсовета по данному направлению обучения и наконец, академического директора. Да, после отмены экзаменов и в нашей школе наблюдался рост выпускных результатов – отличных и хороших оценок стало больше. Но, по сути, они отражают общую тенденцию последних лет: Brighton College входит в число лучших частных школ Великобритании с высокими академическими достижениями.
И, кстати, университеты, куда поступили наши выпускники, подтверждают их уровень подготовки и доверяют выставленным оценкам. Не думаю, что после возвращения экзаменов у нас случится провал выпускных результатов. Также не исключено, что со временем изменится и сама система экзаменов и выставления оценок.

- Как изменилось число иностранных учеников за последние два года? Когда, по-вашему, обучение за рубежом станет таким же привычным делом, как и раньше?

- Было опасение, что из-за пандемии упадёт число заявок из-за рубежа, но случилось обратное: в условиях, когда в других странах возникла и сохраняется неопределённость и сомнения относительно качества школьного образования, доверие к британским частным школам только выросло. Количество иностранных учеников в нашей школе не уменьшилось. И заявки от них продолжают поступать. Успехи школы и высокое место в национальном рейтинге, безусловно, служат гарантией качества и надёжности для многих родителей, в том числе иностранных. Достаточно сказать, что набор на следующий год у нас полностью закрыт, а для возрастной категории 13+ - и на два последующих года.

- Что бы вы посоветовали потенциальному ученику из России? Что нужно сделать, чтобы поступить в вашу школу, какая подготовка требуется? Кто ваш идеальный кандидат?

- Я бы посоветовал быть любознательным, много читать, иметь широкий кругозор, интересоваться миром и быть открытым новому. Ребёнок с такими качествами и есть наш идеальный кандидат. А со своей стороны мы делаем всё возможное для его личного благополучия и счастья. Нам важно, чтобы ребёнку было хорошо в школе, чтобы он был доволен собой, гордился своими успехами и был уверенным в себе.
Но помимо перечисленных качеств, надо ещё иметь и хорошую подготовку. Мы набираем новых учеников по результатам вступительного тестирования, во время которого смотрим не только на знания, но в большей степени на способности и умение творчески, нестандартно мыслить и находить неочевидное решение. На собеседовании мы стараемся разглядеть, какой перед нами человек на самом деле. Поэтому не надо готовить «речь», что-то изображать и говорить заученными фразами, надо постараться быть самим собой.
Хотя общая подготовка к вступительным экзаменам и учёбе в британской школе, конечно, нужна. Ребёнок должен знать программу британской школы, понимать технику сдачи экзамена и не чувствовать себя скованно из-за языка. Чем более понятной для него будет новая школа и программа обучения, чем выше будет уровень английского, тем лучше.

Другие публикации раздела