Sevenoaks School: «Школы открылись, но беспокойство осталось» (октябрь 2021)
По просьбе «Альбиона» на вопросы отвечает директор приёмной комиссии британской школы-пансиона Sevenoaks School Арабелла Стюарт
Sevenoaks School – частная школа совместного обучения, расположенная в городке Севенокс, графство Кент, Англия. Это одно из старейших учебных заведений, открытое в 1432 году. Школа относится к числу селективных, то есть набирающих учеников на основе вступительных экзаменов. В 2006 году Sevenoaks School первой из британских школ полностью отказалась от национальной учебной программы старших классов A-levels в пользу международного бакалавриата IB. В 2021 году средний показатель выпускных оценок IB в школе достиг 41,5 балла. Для сравнения: для поступления в Оксфорд и Кембридж достаточно 38.
- Как пандемия отразилась на школьной жизни? Что изменилось безвозвратно?
- Последние 18 месяцев очень сильно сказались на работе школы. Значительную часть этого времени мы были закрыты, ученики не посещали занятия, всё происходило онлайн, включая спорт и внеклассные мероприятия. Сейчас (интервью состоялось 6 октября 2021 г.) школа вернулась к очному обучению, но необходимость тщательно следить за соблюдением санитарных норм и сохранившиеся ограничения всё же не позволяют говорить о нормальной школьной жизни, какой она была раньше. Беспокойство и нервозность, вызванные ковидом, частично остались.
Сам переход в онлайн не потребовал от нас много времени и усилий. Технически мы были готовы, поскольку система для виртуального обучения у нас уже была, хоть и не использовалась в полной мере. С её помощью мы мониторили выполнение домашних заданий, распространяли учебные материалы, проводили отдельные занятия. Конечно, для перевода всего учебного процесса в онлайн учителям и школьному персоналу пришлось многому научиться, и далеко не всё получалось сразу. Надо было разобраться, как строить урок, как мотивировать учеников и оценивать их прогресс. Но в итоге и взрослые, и дети за время пандемии приобрели новые навыки и инструменты для коммуникации и самообразования.
Мы увидели и другие преимущества использования цифровых технологий, которые мы сохраним и дальше. Например, родительские собрания в онлайн-формате - большой плюс для иностранных родителей и тех, кто находится далеко и не может на них присутствовать.
Или, скажем, видеоуроки по разным предметам будут весьма полезны родителям и школьникам из разных стран, выбирающим школу в Англии. А также очень пригодятся в тех случаях, когда ребёнок нуждается в повторении материала или по каким-то причинам не может посещать школу. Теперь ему доступны не обрывочные знания из разных источников, а полноценное обучение.
Есть безусловная польза от онлайн-занятий и для окружающей среды - меньше вредного воздействия на неё, расходов и отходов. Но при этом мы считаем, что качественное образование невозможно без живого общения, обмена эмоциями и прямого контакта учителя с учеником. Никакие технологии их не заменят.
- Что ваши ученики думают об онлайн-обучении? Согласны ли вы с тем, что вынужденный массовый переход на дистанционный формат привёл к падению качества и уровня образования?
- Большинство наших учеников были рады вернуться в школу. Отсутствие социальной активности, общения с друзьями, многочисленных внеурочных занятий, которые предлагает наша школа, для многих стало трагедией. Хотя некоторые дети, прежде всего интроверты, любящие тишину и домашнюю обстановку, чувствовали себя очень комфортно в онлайн.
Пока не закончится пандемия и связанные с ней ограничения, мы продолжим гибридное обучение и трансляцию уроков онлайн – для тех, кто уходит на карантин или всё ещё находится в своей стране и не может приехать в школу. Но мы очень надеемся полностью вернуться к нормальной жизни и отказаться от вынужденного «экранного» обучения к январю 2022 года.
Если говорить о нашей школе, у нас учатся умные, мотивированные ребята и работают отличные преподаватели, какого-то существенного вреда от перехода на онлайн-обучения мы не заметили. Хотя есть предметы, которые невозможно эффективно освоить перед экраном компьютера, например, таким способом сложно научиться музыке и изобразительному искусству, публичным выступлениям и ведению дебатов. Лабораторные практикумы по естественным наукам тоже не проведёшь виртуально.
Гораздо хуже ситуация в обычных государственных школах и семьях, где у детей не было технической возможности учиться полноценно (в Великобритании, кроме обычных, есть селективные государственные школы, grammar school, не уступающие по уровню преподавания частным – Прим. «Альбиона»). Поэтому в целом по стране ущерб от пандемии, безусловно, есть: правительство считает, что в подготовке школьников образовалось отставание где-то на год.
- Каким образом, на ваш взгляд, можно восполнить образовавшиеся пробелы и восстановить качество образования? Делается ли ставка на дополнительные занятия, в том числе индивидуальные с репетитором?
- Как я уже сказала, многим школам в Соединённом Королевстве сейчас очень важно преодолеть последствия вынужденного закрытия и перехода на дистанционный формат. Отставание в подготовке можно исправить дополнительными занятиями с репетиторами, я думаю, теперь это будет использоваться чаще. Что касается Sevenoaks School, у нас нет такой необходимости. В любой хорошей частной школе в Великобритании предусмотрены индивидуальные занятия с преподавателем (clinics): они доступны на постоянной основе и в любое время, если у ребёнка есть сложности с каким-то предметом.
- Пандемия привела не только к закрытию учебных заведений и переходу на удалёнку, но и к отмене школьных экзаменов. Как следствие, выпускные оценки, выставленные учителями, побили все рекорды и вызвали немало споров. Насколько им можно доверять? И стоит ли ожидать падения результатов после возвращения экзаменов?
- В старших классах мы ведём обучение по программе международного бакалавриата IB. Она предполагает выставление оценок за каждый триместр. При этом учитывается много моментов: знание и понимание предмета, аналитические навыки и критическое мышление, прилежание, а также то, как ученик делал домашнюю работу, как справлялся с контрольными и т.д.
Всё это позволяет довольно точно спрогнозировать финальный результат и без экзамена. При такой системе трудно получить хорошую оценку, если ты проболтался весь год, а в конце взялся за ум.
Другой вопрос, если у учителя стоит выбор между 7 и 6 (два высших балла по системе IB – Прим. автора), то он, скорее всего, поставит более высокий балл, чтобы поддержать ученика. Все это прекрасно понимают, и университеты в том числе. Поэтому, конечно, инфляция оценок не миф. Когда экзамены вернутся, стоит ожидать падения выпускных результатов. И вероятно, в университет будет сложнее поступить. Я думаю, потребуется не менее двух лет для возврата к исходному состоянию.
- Как изменилось число иностранных учеников за последние два года? Когда, по-вашему, обучение за рубежом станет таким же привычным делом, как и раньше?
- В нашей школе довольно много иностранных учеников из более чем 70 стран. Не могу сказать, что их количество как-то сильно изменилось в связи с пандемией. Разве что свобода передвижения ограничена, и не все могут попасть в школу или наоборот вернуться домой. Особенно сложно ученикам и родителям из тех стран, где по-прежнему требуется длительный карантин по возвращении из Британии.
Но спрос на британское образование не уменьшился, напротив, по моим наблюдениям, стал выше. Иностранные родители убедились, что качество обучения в частных школах сохраняется даже в непредвиденных обстоятельствах, они видят, что на нас можно положиться и нам можно доверять. Сейчас много заявок из стран, где до сих пор школьники учатся онлайн и действуют различные ограничения, например из Индии.
У британского образования есть несомненные преимущества, которые и делают его столь привлекательным для иностранцев. Оно развивает критическое мышление и умение отстаивать свою точку зрения, в то время как во многих других странах в школах детей приучают помалкивать, слушать, повторять за учителем и зубрить. На уроках в английской школе ученик становится частью учебного процесса, узнаёт, что такое свобода и ответственность, независимость и уверенность в себе. Кроме того, уникальное свойство школ-пансионов в том, что они очень сближают детей, там приобретаются друзья на всю жизнь. Ну и конечно, учат общаться с людьми другой национальности, более широко смотреть на мир.
- Что бы вы посоветовали потенциальному ученику из России? Что нужно сделать, чтобы поступить в вашу школу, какая подготовка требуется? Кто ваш идеальный кандидат?
- Самое главное – понять, насколько школа подходит ребёнку. Не стоит стремиться в самую лучшую школу, если ребёнок не готов в ней учиться. Прежде чем подавать документы, нужно тщательно изучить все варианты, узнать плюсы и минусы разных школ, уточнить все дедлайны, понять, в каком возрасте и в какой класс можно поступить.
Стоит изучить экзаменационные работы прошлых лет, познакомиться со школьной программой и, конечно, довести английский до нужного уровня. Другими словами, важно быть готовым – и академически, и морально – к учёбе в выбранной школе. Но я бы сказала, что не стоит слишком усердствовать, месяцами заниматься с репетиторами. Как бы ребёнок ни готовился, ему все равно потребуется адаптация на месте.
Идеальный кандидат для нас - это ребёнок с разнообразными увлечениями и интересами, с открытым сердцем и готовностью познавать новое и находить общий язык с окружающими, умеющий сопереживать и делиться.
- Итоги экзаменов A-level и GCSE за 2024 год (август 2024)
- Король Великобритании становится попечителем Ассоциации выпускников школы Гордонстоун (май 2024)
- Пять частных школ Австралии за год тратят на модернизацию столько же, сколько три тысячи государственных школ (май 2024)
- Результаты экзаменов А-level в Англии за 2022 год в инфографике (август 2022)
- На три месяца в Шотландию: пробный триместр в Gordonstoun School (декабрь 2021)
- Образование в условиях ковида. Опыт зарубежных школ и университетов (ноябрь 2021)
- Caterham School: «Ковид научил верить в себя больше, чем прежде» (октябрь 2021)
- Brighton College: «Будущее за интерактивным обучением» (октябрь 2021)
- QE: «Школы научились принимать неординарные решения в сложных ситуациях» (октябрь 2021)
- Sevenoaks School: «Школы открылись, но беспокойство осталось» (октябрь 2021)
- Оценки с натяжкой: бонусная уступка ученикам британских школ на экзаменах-2022 (октябрь 2021)
- Зарубежные школы в эпоху пандемии: как поступать, куда поступить (март 2021)
- «Выдающиеся» британские школы лишены привилегии (ноябрь 2020)
- Итоги учебного года 2020 в Великобритании: рейтингов не будет, оценки оспорены (август 2020)
- A-level-2020: британские школы добиваются пересмотра оценок (август 2020)
- Как уменьшить сегодняшние риски при обучении за рубежом? (сентябрь 2019)
- Обучение в Британии: как попасть в школу-пансион на пробный триместр (август 2019)
- Лорд Бейкер: 10 ошибок в нашей образовательной системе (ноябрь 2018)
- Влиятельный тори Лорд Бейкер критикует A-levels (ноябрь 2018)
- От школьных будней в Gordonstoun до бала Trinity May (ноябрь 2018)
- Письмо директора школы Rugby к родителям учеников (август 2018)
- Частные школы отговаривают учеников от университетов (август 2017)
- Высшая оценка на экзаменах GCSE будет ставиться реже (август 2017)
- Зачем ученику сильной школы допобразование? (август 2017)
- Выбрать школу – как собрать пазл (январь 2017)
- Школы в Великобритании: чуть выше среднего? (декабрь 2016)
- Как не ошибиться с выбором школы? (сентябрь 2016)
- Британские выпускники–2016 в зеркале статистики (август 2016)
- Школа выбора (август 2016)
- Можно ли ориентироваться на рейтинг школ? (май 2016)
- Как выбрать подходящую школу для своего ребёнка (ноябрь 2015)
- Новые британские частные школы: как стать лучшими (ноябрь 2015)
- Эволюция британских школ-пансионов (октябрь 2015)
- Как топовые частные школы тратят свои деньги? (июль 2015)
- Новые особенности образования за рубежом (сентябрь 2015)
- Обучение в России vs обучение за рубежом: мнения компетентных экспертов (2014-2022)
- Результаты GCSE вызовут шок у школ, пытающихся манипулировать рейтингом (август 2014)
- Насколько важны оценки GCSE при поступлении в университет? (август 2014)
- Ответы заместителя директора британской школы-пансиона Caterham (июнь 2014)
- Интервью директора по маркетингу школы-пансиона Oundle School (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College ИТАР-ТАСС (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College (май 2014)
- Malvern St James - как стать лучшими (апрель 2014)
- Учат жить! (сентябрь 2013)
- Перепроверка, пересдача или просто поразмыслить? (август 2013)
- Используй шанс: найди курс и университет, которые тебе подходят (август 2013)
- Студенты выбирают всё более сложные предметы в погоне за местом в университете (август 2013)
- Три “B” - провал экзаменов “A-level”? & Дислексия - не помеха для Кембриджа (август 2013)
- Британские выпускники в зеркале статистики (август 2013)
- Экзаменационная реформа (апрель 2013)
- GCSE позади. Что дальше? (август 2011)
- Языковые барьеры и начало конца инфляции оценок (август 2011)
- Английская премьер-лига (апрель 2011)
- Классика образования (март 2011)
- Верная дорога (октябрь 2010)
- Лучшие частные школы мира: Швейцария (октябрь 2009)
- Путешествие по школам с правым рулём (2009)
- Рейтинги британских школ: прошлое, настоящее, будущее (январь 2009)
- Европейское образование (2008)
- Эссе о воспитании (май 2008)
- Любовь к спорту со школьной скамьи (октябрь 2007)
- Готовность № 1 (октябрь 2007)
- На взлётной полосе (май 2007)
- Краткий обзор британских и швейцарских школ-пансионов (октябрь 2006)
- Британский дух как кредо (март 2006)
- Где немыслима насмешка (февраль 2006)
- Школа, которая гордится своими выпускниками (декабрь 2005)
- К решению учиться за рубежом надо подходить с большой ответственностью (ноябрь 2005)
- Среднее образование в Великобритании: особенности и преимущества (октябрь 2005)
- Рынок зарубежных образовательных услуг: динамика развития и перспективы (октябрь 2005)
- Среднее заграничное (сентябрь 2005)
- Кузница джентльменов и леди (сентябрь 2005)
- GCSE теряет способность выявлять таланты (сентябрь 2005)
- Британский Cтиль (май 2005)
- It’s more than you think (март 2005)
- Лучшие школы (февраль-март 2005)
- Правильный выбор школы - главная составляющая успеха (2005)
- Путёвка в другую жизнь (сентябрь 2004)
- Британия без сантиментов (март 2004)
- Парта в духе Альп (февраль 2004)
- За вид на Альпы придётся доплатить (январь 2004)
- Ступень. Степень (октябрь 2003)
- Краткий путеводитель по школам и колледжам Британии (июнь-октябрь 2003)
- Как найти в Великобритании самую лучшую школу (май 2002)
- Объявлен джентльменский набор (2001-2002)
- Альтернатива с вековыми устоями (октябрь 2000)
- О девочках мы как-то не думали (май 2000)
- Как не стать дилетантом (апрель 2000)
- День красного носа (1999)
- Чисто английское образование (октябрь 1998)
- Инвестиции в будущее (март 1998)
- Учёба в Англии (1997-2000)
- Англия – райские яблоки просвещения (1996)
- За крепостными стенами. Зимний Оксфорд (1995)
- Инкубаторы британской элиты (1994)
- Учёба в Англии. Почём фунт лиха