Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Среднее заграничное (сентябрь 2005)

Журнал «Деньги», №36 (541), сентябрь 2005 г.
Илья Зиновьев

Хотя большинство представителей российской элиты закончили обычные советские школы, своих детей они предпочитают отдавать учиться за границу. Зачем отправлять ребёнка набираться знаний за рубеж и как выбирать там школу выяснял корреспондент «Денег».

Два мира – два детства

По мнению педагогов и психологов, средняя школа - это не просто этап пути в институт и далее - к удачной карьере. Именно в школе, говорят специалисты, определяется интерес к тем или иным областям знаний, формируется подход к получению образования вообще и появляется мотивация для продолжения учёбы (или, наоборот, к её немедленному прекращению). Поэтому подходить к выбору школы следует максимально взвешенно, учитывая даже те факторы, важность которых неочевидна.

Илья Савчук, исполнительный директор образовательного бюро «Солинг»: Главное – определиться с целью. Зачастую родители, которые приходят к нам за консультацией, не могут чётко объяснить, чего они хотят: «Нужна такая школа, чтобы было два-три языка, а лучше пять. Чтобы было питание, чтобы всё там было хорошо. Приходится прямо по ходу беседы выяснять, какие ценности значимы для самих родителей. Наш психолог анализирует индивидуальные особенности ребёнка. Исходя из этого, мы подбираем школу, соответствующую критериям родителей и необходимую ребёнку. Это, на наш взгляд, более правильный подход, чем выбор по формальным признакам: языки, условия, цена».

Есть такое понятие «менталитет». У россиян он один, у европейцев - другой, у японцев - вообще третий. Так вот, если подходить к выбору школы с этой точки зрения, то, в общем-то, на мой взгляд, ни одна из западных моделей нам не подходит. Хотя мы всё больше ощущаем себя европейцами, пока у нас слишком много отличий - начиная с разного рода суеверий и заканчивая подходом в решении проблем. Это нельзя не учитывать при выборе школы. Либо ты полностью отказываешься от нашей модели и вообще собираешься жить там, либо ты более серьёзно подходишь к выбору.

Наталья Щукина, директор образовательных программ компании «Альбион»: Среднее образование, полученное за рубежом, чаще всего предполагает, что высшее образование будет получено там же и, даже если человек будет получать высшее образование в России, будущая его жизнь будет как-то связана с зарубежными странами.

Соответственно, если вы не видите в своём чаде будущего студента престижного иностранного университета и вообще человека, «развёрнутого» на Запад, возможно, этот путь не ваш.

Наше – значит отличное

Чаще всего родители отправляют ребёнка в зарубежную школу, потому что полагают, что там учат лучше. На самом деле сравнивать качество образования - нашего и заграничного - объективно сложно. И мнения педагогов, занимающихся консалтингом в этой области, тоже порой противоречивы - даже в части перспектив дальнейшего поступления в высшую школу.

Илья Савчук: То, что зарубежная образовательная модель сильнее нашей, - это миф. С точки зрения базы наши школы превосходят западные. Я не хочу категорически утверждать, что, отучившись в среднестатистической российской школе, дальше можно запросто ехать в Великобританию получать там высшее образование, но совершенно точно могу сказать, что выпускники хороших российских школ без проблем проходят тесты и сдают экзамены в зарубежные вузы.

Илья Савчук считает, что при выборе школы главное – определиться с целью

Наталья Щукина: Нет смысла спорить, лучше там образование или хуже. Оно там другое. Можно сказать, что зарубежное среднее образование более предметно: меньше теории, но больше практических навыков, учёбы на основе примеров. Такое образование, в конечном счёте оказывается не менее эффективно. По сравнению с российским средним образованием те же математика, физика и химия как предметы предполагают большее количество практических и лабораторных занятий. Учебники содержат больше практических примеров и ориентированы прежде всего на явления, с которыми придётся столкнуться в жизни.

Отличие западной системы среднего образования в том, что там рано, по нашим меркам, в 16 лет заканчивается изучение всех предметов. Далее два года идёт узконаправленная подготовка. Предполагается, что если человек к 16 годам достиг успехов в футболе или в пении, то пусть он будет полезен для общества именно этим.

Пожалуй, главная особенность зарубежного среднего образования - более длительный цикл обучения, вследствие чего нет полного эквивалента нашего среднего образования. Наш аттестат о среднем образовании не позволяет поступить в зарубежный университет. Эти два года обучения, когда идёт подготовка к университету, обычно захватывают программу, эквивалентную двум-четырём семестрам российских вузов. Поэтому наши ребята могут поступить в британский университет, либо пройдя необходимую подготовку в течение одного-двух лет, либо отучившись в России два курса в высшем учебном заведении. Последний вариант, конечно, позволяет сэкономить деньги, но ухудшает шансы попасть в намеченное учебное заведение. Приёмной комиссии очень сложно соотнести представленные оценки с принятыми у них.

Языковой подход

Если вы твёрдо уверены, что только западное образование способно обеспечить вашим детям достойное будущее, то главная задача - определиться с критериями выбора школы. Для начала выбрать направление.

По словам консультантов по образованию, на первом месте по количеству предложений сейчас западноевропейские школы. Европа всё-таки соседка России с более или менее понятной нам культурой. Новый Свет тоже не слишком от нас далёк в культурном отношении, но гораздо более удалён географически. К тому же образовательные учреждения в США при всей своей интернациональности ориентированы прежде всего на американцев, которые в отличие от европейцев никакой интеграцией не озабочены, и готовят кадры прежде всего для себя и под себя. Ну и конечно, традиции - те самые многовековые европейские традиции образования, которые мало кто себе осмысленно представляет, но зато ценят почти все. Если судить по опросам родителей, эти традиции заключаются прежде всего в наличии школ-пансионов (родители в большинстве случаев остаются дома, в России) и совместном обучении (дань нашей собственной традиции: в России с 1954 года мальчики и девочки учатся вместе).

По словам специалистов-консультантов, одним из основных критериев при выборе школы за границей для родителей является иностранный язык. Во многом поэтому англоязычное образование (и образование в англоязычной стране) пользуется такой популярностью. Но это отнюдь не означает, что, отдав ребёнка учиться в иную языковую среду, вопрос изучения иностранного языка отпадёт сам собой. Прежде всего потому, что язык наряду с другими показателями знаний поступающего должен отвечать определённым требованиям.

Наталья Щукина: Четких формализованных требований к знанию языка для поступающих в среднюю школу в Британии нет. Если ученик старше 13 лет, то при поступлении ему придётся сдавать языковой экзамен. Для учеников младше 13 требования школ отличаются: кто-то проводит экзамен, кто-то - собеседование. 13 лет - это возраст окончания начальной школы, а в начальной школе к этому достаточно мягко подходят. В швейцарских школах такой мягкий подход к знанию языка существует для учеников младше 16 лет. Но с 16 лет подход даже, возможно, более жёсткий, чем в британских: уровень владения языком, на котором ведётся преподавание, должен позволять усваивать учебную программу.

Швейцарские школы, которые принимают ребят из-за рубежа, - это международные учебные заведения. Местных учеников там мало, как правило, это те, кто живёт поблизости. А вот британские школы, напротив, прежде всего для англичан, иностранцев принимается где-то 10%. В Швейцарии есть возможность обучаться не только по национальной системе, но и по немецкой программе, по британской и даже по американской и итальянской. В этом отношении Швейцария предоставляет большую свободу, и многие останавливают свой выбор на швейцарских школах именно поэтому. Кроме того, в Швейцарии можно освоить второй язык на гораздо более высоком уровне, чем в Великобритании. Например, если обучение проходит по-английски на британском или американском отделении школы-пансиона, а сама школа расположена в немецкоязычной или во франкоязычной части Швейцарии, то второй язык, соответственно немецкий или французский, будет не только преподаваться в школе, но и подкрепляться языковой практикой.

Однако разница между британскими и швейцарскими школами не только языковая.

Наталья Щукина: В швейцарских школах в силу их истории - большинство создавалось для воспитания международной экономической элиты - больше учат тому, как правильно распорядиться уже имеющимися капиталами. В Британии же всё направлено на воспитание сильной личности, там учат пробиваться в жизни самостоятельно. Подходы, конечно, условные, однако в швейцарских школах считается обычным делом обсуждать материальное положение родителей. В британских же школах учителя стараются - и это заложено в основах образования - поставить ученика в такую ситуацию, чтобы он самостоятельно мог доказать, что он достоин того места в жизни, на которое претендует.

Цена здоровья

Однако основными критериями при выборе школы, по словам специалистов, являются соображения, которые к образовательному процессу имеют опосредованное отношение.

Наталья Щукина: На первом месте обычно стоят приоритеты родителей. Некоторые либо уже имеют свой бизнес за рубежом и вид на жительство, либо планируют обзавестись. Для многих решающим является то обстоятельство, что после шести лет обучения в Швейцарии ребёнок имеет право претендовать на вид на жительство. В Великобритании это более длительный период - десять лет.

Ещё один важный критерий – вопросы здоровья ребёнка. Для детей с лёгочными заболеваниями, например, лучше попадать в швейцарские заведения. В британских школах-пансионах подход к здоровью, можно сказать, спартанский: несмотря на то, что на улице пять градусов тепла и моросит дождик, ученики всё равно обязаны в шортах и майках идти играть в регби. При этом лёгкая простуда не считается серьёзным заболеванием. В Швейцарии к здоровью относятся с большим вниманием. Также в целом в швейцарских школах более комфортные условия, более вкусная еда.

Как правило, вопрос стоимости обучения является значимым, но для большинства родителей, избравших для своего ребёнка западный путь образования, он не принципиален.

Наталья Щукина: Всего ещё десять лет назад стоимость обучения в Швейцарии и Великобритании отличалась практически в два раза, но сейчас она не так велика. За год обучения в Великобритании с учётом дополнительных расходов надо заплатить от $47 тыс. Обучение в Швейцарии обойдётся в 47-66 тыс. При этом в Великобритании услуги, требующие дополнительной оплаты, менее дорогостоящие, чем в Швейцарии, где практически за всё, что находится за стенами школы, надо платить отдельно. Например, поездки на соревнования, различные экскурсии. В Великобритании поездки учеников, например, на соревнования являются бесплатными.

Также в Великобритании существует институт опекунства, и это тоже требует оплаты. Согласно закону, опекун, например, принимает решения, если невозможно связаться с родителями, по ситуациям, связанным со здоровьем ученика. Также опекунство решает вопросы размещения на период коротких каникул: раз в триместр все английские школы-пансионы закрываются. Опекуны вместо родителей должны присутствовать на школьных собраниях. В общем, на опекуне лежит ответственность за решение всех бытовых и организационных проблем. Услуги опекуна стоят от $2-5 тыс. в год.

Ещё одна дополнительная статья расходов - это школьная форма. Она есть во всех английских школах и в части швейцарских. Поскольку форма у каждой школы своя, выпускается она небольшими партиями и стоит в связи с этим весьма дорого. Правда, школьная форма - это не только костюм или платье, а полный комплект одежды на все сезоны, включая верхнюю одежду. Цена комплекта форменной одежды - до $1,5тыс.

Другие публикации раздела