Классика образования (март 2011)
Журнал "Русский Репортёр", №10 (188), март 2011 г.
Текст: Сергей Паддингтон
Британские подростки не учат родную грамматику, играют в скрэббл и любят свою школу. Эти учебные заведения бывают разные, элитные и не очень, но общие черты системы образования, с которой наши школьники знакомы по описанию Хогвартса, присутствуют во всех школах. Корреспондент «РР» сравнил британское школьное образование с российским и понял, почему именно британское стало международным брендом
Английская школа – понятие растяжимое
Мы привыкли думать о ней как об эталонной: престижное классическое образование, многие поколения выпускников-политиков, военных и учёных, овсянка на завтрак и крикет/крокет с перерывом на чай. На самом деле «английской школы» как таковой не существует. Они делятся на три типа: частные школы-пансионы, дорогие и легендарные; бесплатные «академии», пользующиеся, с одной стороны, поддержкой государства, а с другой – довольно большой автономией в вопросах, касающихся учебной программы и зарплаты учителей; и наконец, обычные государственные школы.
В России они тоже, конечно, неодинаковые. Все мы знаем, что разница между лучшими и худшими школами Москвы и Санкт-Петербурга, не говоря уже о сельских школах в удалённых от политических и экономических центров страны регионах, довольно велика. Но она не идёт ни в какое сравнение с различиями между частным английским колледжем и обыкновенной школой в спальном районе Лондона, где окна закрашены на три четверти, чтобы дети не отвлекались на уроках, а на доске написаны названия математических действий на четырёх языках Индийского субконтинента.
И дело здесь не только в уровне финансирования и качестве преподавания, но и в особенностях воспитания и местного менталитета.
Школа в Англии – больше, чем просто школа
В жизни своих учеников британская школа, как правило, играет роль ещё большую, чем российская. Дети в ней не только учатся: они играют в футбол, регби, крикет, шахматы, занимаются десятками других видов спорта, ставят спектакли и научные эксперименты, соревнуются с другими учебными заведениями в искусстве риторики и помогают местным старикам.
В России тоже есть школьные театральные кружки и спортивные секции, но появляются они, как правило, либо по инициативе отдельно взятых учителей, или же в результате сдачи школьных помещений в аренду.
Своим добровольно-принудительным характером английская система образования напоминает иногда пионерские отряды – только разнообразия в занятиях больше (на сайте одной государственной школы, например, упоминается кружок по игре в скрэббл, собирающийся во время перерыва на ланч).
School spirit
Как это ни странно, дети, проводящие столько времени в стенах школы, нередко относятся к ней довольно трепетно, пропитываясь так называемым школьным духом (school spirit). Учебные заведения, естественно, всячески его поощряют – и не только в престижных пансионах с многовековой историей. Свой герб, девиз и цвета есть фактически у каждой английской школы; герб зачастую нашивается на форму, которая в России только-только начинает получать по-настоящему широкое распространение. Руководство старается не терять связи с выпускниками (ведь в будущем они могут стать инвесторами), а те в свою очередь гордятся принадлежностью к той или иной школе – не к конкретному выпуску.
В английской средней школе нет классов...
Согласно школьной программе, с 14 лет дети сами решают, чему они будут учиться. Обязательных предметов только три: английский, математика и «наука» – курс, объединяющий базовые элементы биологии, физики и химии. В остальном – полная свобода выбора. Вместо того чтобы ходить на одни и те же занятия с одним и тем же классом, английские школьники на каждом уроке оказываются в новой компании. Англичанам незнакомо понятие «одноклассник»: социализация происходит в рамках всей параллели. Круг общения, с одной стороны, становится шире, а с другой – проходит через фильтр общих интересов.
...и нет классных руководителей
В российской школе важнейшую роль в жизни учеников, как правило, играет классный руководитель. В Англии, где нет классов, такой должности не существует. Каждый ученик имеет тьютора – преподавателя, который следит за его успехами в учёбе, спорте и других областях школьной жизни. При этом тьютор может вообще не вести у своего подопечного никаких уроков.
На одного учителя приходится меньше учеников
Для России класс в 25-30 человек – обычное дело (кроме как в сельских школах). В Англии же число старшеклассников, присутствующих на уроке, колеблется от 4 до 15 человек, особенно в качественных частных школах и «академиях». По официальной статистике, в 2008 году в среднем по Англии размер «класса» составлял 20,9 ученика и ни в одном регионе не превышал 24 (эти данные, кстати, включают всех детей старше 10 лет, то есть касаются и того этапа школьной жизни, на котором предметы не выбираются).
Такое сравнительно небольшое число учащихся позволяет преподавателям тратить больше времени на каждого конкретного подростка – хотя в данном случае разница между престижными и обычными государственными школами бывает особенно заметна.
В английской школе больше общешкольных мероприятий
Согласно английскому законодательству, все государственные школы должны ежедневно проводить богослужения («более или менее христианского характера»), обязательные для всех учеников. Родители могут написать заявление с просьбой об «освобождении», но многие не делают этого, не желая, чтобы ребёнок выбивался из коллектива. На практике богослужения зачастую превращаются в общешкольные собрания, на которых учителя читают лекции, цель которых – привить детям тот самый «школьный дух» и сформировать представление об общечеловеческих ценностях.
В Англии дети учат французский и немецкий, но не учат английский
Хотя среди обязательных к изучению до 16 лет предметов «английский» и числится, это вовсе не аналог «русского языка» в российских школах. На уроках английского развивают «навыки чтения научной литературы», «умение слушать... и ясно выражать свои мысли на письме». С правилами и грамматикой английского языка местные школьники, как правило, незнакомы.
Английская школьная система не боится реформ
Сколько бы мы ни говорили о традиционной британской системе образования, факт остаётся фактом: формировавшаяся десятилетиями система регулярно обновляется. Современная система курсов GCSE (до 16 лет) и A-Level (до 18) была введена в 1988 году, курс A-Level последний раз был изменён в 2000-м, а возможность перейти в статус школы-академии, введённый в том же 2000 году, была предоставлена всем государственным школам летом 2010 года. Крупные перемены в английском школьном образовании происходят как минимум раз в 20-30 лет.
Комментарий к статье Щукиной Натальи, директора компании «Альбион»
Одна из главных отличительных особенностей частных старших школ Англии и Шотландии – это большое количество учителей, получивших образование в лучших университетах Великобритании, причём именно как математики, физики, химики, историки и так далее. Традиционно среди преподавателей частных школ, входящих в топ-200 национальных рейтингов, до 20% – выпускники Оксфорда и Кембриджа. Так обеспечивается воспроизводство значительной части интеллектуальной и творческой элиты страны. Это обстоятельство – необходимость участия в работе современной хорошей школы высокообразованных интеллектуалов – неплохо бы учитывать реформаторам нашего школьного образования, иначе, переняв чужую форму, но не серьёзнейшее содержание, мы рискуем лишь ускорить духовную и интеллектуальную деградацию подрастающего поколения, а значит, и будущей России.
- Итоги экзаменов A-level и GCSE за 2024 год (август 2024)
- Король Великобритании становится попечителем Ассоциации выпускников школы Гордонстоун (май 2024)
- Пять частных школ Австралии за год тратят на модернизацию столько же, сколько три тысячи государственных школ (май 2024)
- Результаты экзаменов А-level в Англии за 2022 год в инфографике (август 2022)
- На три месяца в Шотландию: пробный триместр в Gordonstoun School (декабрь 2021)
- Образование в условиях ковида. Опыт зарубежных школ и университетов (ноябрь 2021)
- Caterham School: «Ковид научил верить в себя больше, чем прежде» (октябрь 2021)
- Brighton College: «Будущее за интерактивным обучением» (октябрь 2021)
- QE: «Школы научились принимать неординарные решения в сложных ситуациях» (октябрь 2021)
- Sevenoaks School: «Школы открылись, но беспокойство осталось» (октябрь 2021)
- Оценки с натяжкой: бонусная уступка ученикам британских школ на экзаменах-2022 (октябрь 2021)
- Зарубежные школы в эпоху пандемии: как поступать, куда поступить (март 2021)
- «Выдающиеся» британские школы лишены привилегии (ноябрь 2020)
- Итоги учебного года 2020 в Великобритании: рейтингов не будет, оценки оспорены (август 2020)
- A-level-2020: британские школы добиваются пересмотра оценок (август 2020)
- Как уменьшить сегодняшние риски при обучении за рубежом? (сентябрь 2019)
- Обучение в Британии: как попасть в школу-пансион на пробный триместр (август 2019)
- Лорд Бейкер: 10 ошибок в нашей образовательной системе (ноябрь 2018)
- Влиятельный тори Лорд Бейкер критикует A-levels (ноябрь 2018)
- От школьных будней в Gordonstoun до бала Trinity May (ноябрь 2018)
- Письмо директора школы Rugby к родителям учеников (август 2018)
- Частные школы отговаривают учеников от университетов (август 2017)
- Высшая оценка на экзаменах GCSE будет ставиться реже (август 2017)
- Зачем ученику сильной школы допобразование? (август 2017)
- Выбрать школу – как собрать пазл (январь 2017)
- Школы в Великобритании: чуть выше среднего? (декабрь 2016)
- Как не ошибиться с выбором школы? (сентябрь 2016)
- Британские выпускники–2016 в зеркале статистики (август 2016)
- Школа выбора (август 2016)
- Можно ли ориентироваться на рейтинг школ? (май 2016)
- Как выбрать подходящую школу для своего ребёнка (ноябрь 2015)
- Новые британские частные школы: как стать лучшими (ноябрь 2015)
- Эволюция британских школ-пансионов (октябрь 2015)
- Как топовые частные школы тратят свои деньги? (июль 2015)
- Новые особенности образования за рубежом (сентябрь 2015)
- Обучение в России vs обучение за рубежом: мнения компетентных экспертов (2014-2022)
- Результаты GCSE вызовут шок у школ, пытающихся манипулировать рейтингом (август 2014)
- Насколько важны оценки GCSE при поступлении в университет? (август 2014)
- Ответы заместителя директора британской школы-пансиона Caterham (июнь 2014)
- Интервью директора по маркетингу школы-пансиона Oundle School (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College ИТАР-ТАСС (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College (май 2014)
- Malvern St James - как стать лучшими (апрель 2014)
- Учат жить! (сентябрь 2013)
- Перепроверка, пересдача или просто поразмыслить? (август 2013)
- Используй шанс: найди курс и университет, которые тебе подходят (август 2013)
- Студенты выбирают всё более сложные предметы в погоне за местом в университете (август 2013)
- Три “B” - провал экзаменов “A-level”? & Дислексия - не помеха для Кембриджа (август 2013)
- Британские выпускники в зеркале статистики (август 2013)
- Экзаменационная реформа (апрель 2013)
- GCSE позади. Что дальше? (август 2011)
- Языковые барьеры и начало конца инфляции оценок (август 2011)
- Английская премьер-лига (апрель 2011)
- Классика образования (март 2011)
- Верная дорога (октябрь 2010)
- Лучшие частные школы мира: Швейцария (октябрь 2009)
- Путешествие по школам с правым рулём (2009)
- Рейтинги британских школ: прошлое, настоящее, будущее (январь 2009)
- Европейское образование (2008)
- Эссе о воспитании (май 2008)
- Любовь к спорту со школьной скамьи (октябрь 2007)
- Готовность № 1 (октябрь 2007)
- На взлётной полосе (май 2007)
- Краткий обзор британских и швейцарских школ-пансионов (октябрь 2006)
- Британский дух как кредо (март 2006)
- Где немыслима насмешка (февраль 2006)
- Школа, которая гордится своими выпускниками (декабрь 2005)
- К решению учиться за рубежом надо подходить с большой ответственностью (ноябрь 2005)
- Среднее образование в Великобритании: особенности и преимущества (октябрь 2005)
- Рынок зарубежных образовательных услуг: динамика развития и перспективы (октябрь 2005)
- Среднее заграничное (сентябрь 2005)
- Кузница джентльменов и леди (сентябрь 2005)
- GCSE теряет способность выявлять таланты (сентябрь 2005)
- Британский Cтиль (май 2005)
- It’s more than you think (март 2005)
- Лучшие школы (февраль-март 2005)
- Правильный выбор школы - главная составляющая успеха (2005)
- Путёвка в другую жизнь (сентябрь 2004)
- Британия без сантиментов (март 2004)
- Парта в духе Альп (февраль 2004)
- За вид на Альпы придётся доплатить (январь 2004)
- Ступень. Степень (октябрь 2003)
- Краткий путеводитель по школам и колледжам Британии (июнь-октябрь 2003)
- Как найти в Великобритании самую лучшую школу (май 2002)
- Объявлен джентльменский набор (2001-2002)
- Альтернатива с вековыми устоями (октябрь 2000)
- О девочках мы как-то не думали (май 2000)
- Как не стать дилетантом (апрель 2000)
- День красного носа (1999)
- Чисто английское образование (октябрь 1998)
- Инвестиции в будущее (март 1998)
- Учёба в Англии (1997-2000)
- Англия – райские яблоки просвещения (1996)
- За крепостными стенами. Зимний Оксфорд (1995)
- Инкубаторы британской элиты (1994)
- Учёба в Англии. Почём фунт лиха