Рынок зарубежных образовательных услуг: динамика развития и перспективы (октябрь 2005)
Информационный портал "Росбизнесконсалтинг", 19-23 октября 2005 г.
Отраслевой обзор "Среднее и предуниверситетское образование в Великобритании и Швейцарии"
Динамика развития рынка зарубежных образовательных услуг в этом году демонстрирует стабильные показатели: об этом свидетельствуют данные исследовательских компаний, а также высказывания его участников. Хотя этот сегмент нельзя назвать массовым - ежегодно из России с целью получения образования выезжает свыше 30 тысяч человек, - в среднем прирост рынка составляет не менее 30% в год. Это происходит за счёт улучшения благосостояния граждан, а также высокого спроса на качественное образование. Причём только в Москве, по оценкам участников местного рынка, работает около 60 компаний, занимающихся предоставлением консультаций и услуг в сфере образования за рубежом.
Проходящая вот уже несколько лет реформа российской образовательной системы заставила многих задуматься о поиске более приемлемых вариантов для качественного образования детей. Одним из них - пожалуй, наиболее адекватным, по мнению экспертов, - представляется именно обучение за рубежом. «Мотивы, которыми руководствуются родители при выборе зарубежного учебного заведения, очевидны, - считает заместитель проректора Государственного университета - Высшей школы экономики Борис Железнов. - Прежде всего, ими движет вера в то, что западное образование по качеству лучше того, что можно получить в России. И это вопрос бесспорный».
Это утверждение наглядно иллюстрируют результаты исследования, проведённого компанией Begin Group методом телефонного интервью в августе 2005 г. Было опрошено 236 человек - родителей старшеклассников. Большинство участников опроса (70%) подтвердили, что интересуются образовательными программами за рубежом для своих детей. При этом по 3% проявляют интерес к среднему образованию и подготовке к сдаче международных экзаменов, 5% - к годовому обучению за рубежом, 10% - к подготовке к поступлению в зарубежный университет. 32% опрошенных интересуются языковыми курсами, а больше всего - 68% - высшим образованием за границей. Причём 10% опрошенных также высказали интерес и к получению второго высшего образования за границей. В течение двух лет родители собираются отправить своих детей на учёбу за границу: подобное решение 74% опрошенных приняло, руководствуясь собственными представлениями о необходимости образования за рубежом, 20% - приняв во внимание интерес к иностранному образованию у детей.
Стоит также отметить, что российские родители готовы вкладывать в образование значительные суммы. 12% участников опроса сообщили, что готовы заплатить за высшее образование за рубежом до 5 тыс. долл. в год. До 10 тыс. долл. в год согласна платить каждая третья семья, а свыше 10 тыс. долл. - 22% Относительно других форматов обучения мнения участников опроса таковы: на программы по подготовке к университету, сдаче международных экзаменов и на среднее образование родители готовы потратить до 1500 долл. (в случае подготовки к поступлению в университет или к международным экзаменам) и от 5 тыс. до 10 тыс. долл. (если речь идёт о получении среднего образования за рубежом). Наиболее привлекательными для обучения участникам опроса представляются Великобритания, Германия, Франция. Также были названы традиционные для рынка образовательных услуг страны - Австралия, Мальта, Швейцария, Шотландия и Ирландия. Основными критериями при выборе страны обучения для респондентов служат желание улучшить уровень владения тем или иным иностранным языком и качество образования в стране.
Эксперты, опрошенные РБК, считают, что одной из немаловажных причин, по которым родители готовы вкладывать средства в образование детей за рубежом, также является возможность их последующего трудоустройства за границей. «Социальные условия для молодых специалистов за рубежом значительно отличаются от тех, что есть в России, - считает Борис Железнов. - Притом что лучшие карьерные возможности для выпускника зарубежного вуза предоставляются всё же в России, за границей он получает определённые социальные гарантии. Поэтому выбор дальнейшего пути зависит только от устремлений молодого человека. За рубежом у него будет возможность получить ряд выгодных трудовых контрактов, получить кредитные линии, в конце концов, работу с соблюдением трудового законодательства - то есть менее обременительный процесс встраивания в рыночные условия».
Сходного мнения придерживаются и другие участники рынка образовательных услуг. «Люди, получившие высшее образование за рубежом, безусловно, имеют ряд преимуществ при трудоустройстве в России, - считает директор департамента образовательных проектов РБК Алексей Рубцов. - Получение за границей высокооплачиваемой работы еще не гарантирует быстрого продвижения по карьерной лестнице. Кроме того, подобная ситуация возможна только в том случае, если человек адаптирован к обществу, погружен в национальную культуру. В таком случае жизнь и работа за рубежом будет восприниматься легко, разумеется, при условии, что человек - хороший специалист».
Не надо также забывать о том, что Россия уже ратифицировала Болонскую конвенцию - её подписание стало первым шагом на пути взаимного признания документов об окончании вузов не только на европейском пространстве, но и в нашей стране. «Полное признание дипломов облегчит возвращение на родину тем, кто получал образование за рубежом, - считает Борис Железнов из ВШЭ. - При этом, конечно, будет открыта такая возможность и для их зарубежных коллег, что приведёт к возрастанию конкуренции на рынке труда. С другой стороны, очевидны преимущества такой ситуации для тех, кто едет учиться за рубеж, уже закончив вуз на родине. «Поступая в иностранный вуз, российский выпускник института подаёт список предметов, которые он изучал, - и он неизменно производит впечатление на приёмную комиссию: базовая подготовка у наших ребят находится на высоком уровне, - рассказывает Алексей Рубцов из РБК. - Поэтому за рубежом высшие учебные заведения стараются заполучить таких учащихся».
Очевидно, что в свете складывающейся ситуации спрос на различные учебные программы за рубежом будет только возрастать, в том числе и на программы среднего, довузовского и вузовского образования. Повторимся: помимо того, что это выгодное капиталовложение, образование за границей даёт ребёнку более высокие шансы на получение качественных навыков специалиста и, как следствие, на успешную карьеру.
- Итоги экзаменов A-level и GCSE за 2024 год (август 2024)
- Король Великобритании становится попечителем Ассоциации выпускников школы Гордонстоун (май 2024)
- Пять частных школ Австралии за год тратят на модернизацию столько же, сколько три тысячи государственных школ (май 2024)
- Результаты экзаменов А-level в Англии за 2022 год в инфографике (август 2022)
- На три месяца в Шотландию: пробный триместр в Gordonstoun School (декабрь 2021)
- Образование в условиях ковида. Опыт зарубежных школ и университетов (ноябрь 2021)
- Caterham School: «Ковид научил верить в себя больше, чем прежде» (октябрь 2021)
- Brighton College: «Будущее за интерактивным обучением» (октябрь 2021)
- QE: «Школы научились принимать неординарные решения в сложных ситуациях» (октябрь 2021)
- Sevenoaks School: «Школы открылись, но беспокойство осталось» (октябрь 2021)
- Оценки с натяжкой: бонусная уступка ученикам британских школ на экзаменах-2022 (октябрь 2021)
- Зарубежные школы в эпоху пандемии: как поступать, куда поступить (март 2021)
- «Выдающиеся» британские школы лишены привилегии (ноябрь 2020)
- Итоги учебного года 2020 в Великобритании: рейтингов не будет, оценки оспорены (август 2020)
- A-level-2020: британские школы добиваются пересмотра оценок (август 2020)
- Как уменьшить сегодняшние риски при обучении за рубежом? (сентябрь 2019)
- Обучение в Британии: как попасть в школу-пансион на пробный триместр (август 2019)
- Лорд Бейкер: 10 ошибок в нашей образовательной системе (ноябрь 2018)
- Влиятельный тори Лорд Бейкер критикует A-levels (ноябрь 2018)
- От школьных будней в Gordonstoun до бала Trinity May (ноябрь 2018)
- Письмо директора школы Rugby к родителям учеников (август 2018)
- Частные школы отговаривают учеников от университетов (август 2017)
- Высшая оценка на экзаменах GCSE будет ставиться реже (август 2017)
- Зачем ученику сильной школы допобразование? (август 2017)
- Выбрать школу – как собрать пазл (январь 2017)
- Школы в Великобритании: чуть выше среднего? (декабрь 2016)
- Как не ошибиться с выбором школы? (сентябрь 2016)
- Британские выпускники–2016 в зеркале статистики (август 2016)
- Школа выбора (август 2016)
- Можно ли ориентироваться на рейтинг школ? (май 2016)
- Как выбрать подходящую школу для своего ребёнка (ноябрь 2015)
- Новые британские частные школы: как стать лучшими (ноябрь 2015)
- Эволюция британских школ-пансионов (октябрь 2015)
- Как топовые частные школы тратят свои деньги? (июль 2015)
- Новые особенности образования за рубежом (сентябрь 2015)
- Обучение в России vs обучение за рубежом: мнения компетентных экспертов (2014-2022)
- Результаты GCSE вызовут шок у школ, пытающихся манипулировать рейтингом (август 2014)
- Насколько важны оценки GCSE при поступлении в университет? (август 2014)
- Ответы заместителя директора британской школы-пансиона Caterham (июнь 2014)
- Интервью директора по маркетингу школы-пансиона Oundle School (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College ИТАР-ТАСС (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College (май 2014)
- Malvern St James - как стать лучшими (апрель 2014)
- Учат жить! (сентябрь 2013)
- Перепроверка, пересдача или просто поразмыслить? (август 2013)
- Используй шанс: найди курс и университет, которые тебе подходят (август 2013)
- Студенты выбирают всё более сложные предметы в погоне за местом в университете (август 2013)
- Три “B” - провал экзаменов “A-level”? & Дислексия - не помеха для Кембриджа (август 2013)
- Британские выпускники в зеркале статистики (август 2013)
- Экзаменационная реформа (апрель 2013)
- GCSE позади. Что дальше? (август 2011)
- Языковые барьеры и начало конца инфляции оценок (август 2011)
- Английская премьер-лига (апрель 2011)
- Классика образования (март 2011)
- Верная дорога (октябрь 2010)
- Лучшие частные школы мира: Швейцария (октябрь 2009)
- Путешествие по школам с правым рулём (2009)
- Рейтинги британских школ: прошлое, настоящее, будущее (январь 2009)
- Европейское образование (2008)
- Эссе о воспитании (май 2008)
- Любовь к спорту со школьной скамьи (октябрь 2007)
- Готовность № 1 (октябрь 2007)
- На взлётной полосе (май 2007)
- Краткий обзор британских и швейцарских школ-пансионов (октябрь 2006)
- Британский дух как кредо (март 2006)
- Где немыслима насмешка (февраль 2006)
- Школа, которая гордится своими выпускниками (декабрь 2005)
- К решению учиться за рубежом надо подходить с большой ответственностью (ноябрь 2005)
- Среднее образование в Великобритании: особенности и преимущества (октябрь 2005)
- Рынок зарубежных образовательных услуг: динамика развития и перспективы (октябрь 2005)
- Среднее заграничное (сентябрь 2005)
- Кузница джентльменов и леди (сентябрь 2005)
- GCSE теряет способность выявлять таланты (сентябрь 2005)
- Британский Cтиль (май 2005)
- It’s more than you think (март 2005)
- Лучшие школы (февраль-март 2005)
- Правильный выбор школы - главная составляющая успеха (2005)
- Путёвка в другую жизнь (сентябрь 2004)
- Британия без сантиментов (март 2004)
- Парта в духе Альп (февраль 2004)
- За вид на Альпы придётся доплатить (январь 2004)
- Ступень. Степень (октябрь 2003)
- Краткий путеводитель по школам и колледжам Британии (июнь-октябрь 2003)
- Как найти в Великобритании самую лучшую школу (май 2002)
- Объявлен джентльменский набор (2001-2002)
- Альтернатива с вековыми устоями (октябрь 2000)
- О девочках мы как-то не думали (май 2000)
- Как не стать дилетантом (апрель 2000)
- День красного носа (1999)
- Чисто английское образование (октябрь 1998)
- Инвестиции в будущее (март 1998)
- Учёба в Англии (1997-2000)
- Англия – райские яблоки просвещения (1996)
- За крепостными стенами. Зимний Оксфорд (1995)
- Инкубаторы британской элиты (1994)
- Учёба в Англии. Почём фунт лиха