Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Британия без сантиментов (март 2004)

"Домовой" № 3 за 2004, Елена Ходаковская, Наталия Гинзбург

Главные отечественные аргументы в пользу обучения в Англии - это возможность овладеть английским языком на уровне его носителей и достичь ступени, следующий шаг после которой - зарубежный университет и начало карьеры. Но вот что не следует упускать из виду.

Традиционная английская школа-пансион - это не только английский язык и набор образовательных программ, а ещё и особенное английское воспитание. Хотя англичане теперь и тратят немало сил и сумм, чтобы привлечь в страну как можно больше иностранных учащихся, их система образования по-прежнему, как и многие столетия назад, представляет собой кузницу британского менталитета.

Само по себе это обстоятельство нейтрально. Оно всего лишь повод, чтобы поразмышлять о конечном результате. Если он, этот результат, на самом деле видится лишь в приобретении языковых навыков и практик, то не стоит отправлять ребёнка на обучение в Англию, во-первых, надолго и, во-вторых, раньше, чем ему исполнится 13-14 лет. Так, к слову, многие российские родители зачастую и поступают. Но обычно не по причине особых раздумий о перспективах обучения своего сокровища, а следуя неким устойчивым мифологемам.

Одна из самых распространённых, например, такая: "Подростки более ответственны и переносят длительную разлуку с домом не так болезненно, как малыши". Есть повод усомниться в этом утверждении. Да, маленькие дети первое время бурно переживают разлуку с близкими, но в конечном счёте успокаиваются и принимают "чужой устав". Подросток же может - из-за ностальгии или лишь потому, что слишком привык к домашней вольнице, - совершенно сознательно и изощрённо бойкотировать непривычные для него правила английской школы. Ровно до тех пор, пока его оттуда не выдворят.

Минусы, они же плюсы обучения в Англии

Неусыпный контроль и требования, жёстко регламентирующие каждый шаг ученика, - атрибуты любой частной школы-пансиона Англии, Уэльса и Шотландии. Их в Великобритании более 2500, и в каждой наряду с базовой, единой для всех, программой могут быть как свои уникальные особенности преподавания, так и наборы поощрений-наказаний. Но везде без исключения, за самыми величественными фасадами царит культ бытового аскетизма и дисциплины. Ни головная боль, ни мнимые желудочные расстройства не считаются достаточными причинами для пропуска занятий. И тем более не в традициях английской частной школы делать какие-то поблажки детям высокопоставленных родителей. Даже наследники самых "голубых кровей" наравне с остальными учениками участвуют в уборке учебных аудиторий и, если живут на территории школы, сами чистят свою обувь, питаются из "общего котла", выходят в город только по специальному разрешению и не пропускают обязательную получасовую утреннюю молитву. Нянчиться и жалеть иностранца потому, что "ему так трудно вдали от дома", там не принято.

Впрочем, к собственным детям отношение аналогичное. Иногда доходит до того, что пребывание в некоторых школах особо впечатлительные - например, англичанка Дженнифер Вулф - сравнивают ни много ни мало с тюремным заключением. "С другой стороны, от тех лет у меня остались прекрасные подруги, - заметила выпускница. - Хотя подобная дружба возникает только между людьми, вместе пережившими экстремальные стрессовые ситуации".

Разумеется, это не более чем субъективное мнение. Но что правда, то правда: английская система образования не подразумевает сантиментов. Истинные джентльмены и леди взращиваются не в роскоши и неге, а в спартанских традициях. И на этот счёт не стоит питать иллюзий.

Стайеры и спринтеры

Допустим, иллюзий и нет. И даже больше. Все так называемые минусы обучения в Англии представляются плюсами. В конце концов ребёнка портит не дисциплина, а скорее её отсутствие, что не секрет для любого родителя. Только вот сил и времени на установление этой самой дисциплины у "любого родителя" обычно не хватает. Благодаря принятым строгостям, ученики английских школ ни на что не отвлекаются и целиком сосредоточиваются на учёбе - сначала поневоле, а потом, как говорится, входят во вкус. К шестнадцати годам они уже знают, чем хотели бы заниматься в жизни и на какой факультет университета им поступать. В то время как большинство выпускников отечественных школ не могут определиться со своей будущей профессией и до 20-25 лет.

Итак... Родители чётко представляют, что ждёт их ребёнка в Англии, и при этом сохраняют желание отправить его туда учиться. В таком случае для начала всё-таки стоит ответить на вопрос: "Зачем?" Если ребёнок, по расчётам родителей, после окончания школы или британского университета должен вернуться домой и работать в семейном бизнесе, то ему совсем не обязательно начинать обучение в Англии с младых ногтей. В этом случае получается замечательный специалист для российского рынка вакансий. Но не для международного.

Если же конечная цель не только закончить престижные школу и университет, но и строить впоследствии карьеру в какой-либо транснациональной корпорации, то начинаться путь должен как можно раньше. Тогда "на выходе" получится именно специалист для международных компаний. Разделение несколько условное, но имеющее под собой определённые основания.

Превращение юного россиянина в успешного финансиста, юриста, дантиста etc., способного сделать головокружительную карьеру в престижной зарубежной компании, начинается с 12-13 лет (а по возможности ещё раньше, лет с 8-9). Не позже. Это обусловлено тем, что обучение в системе частных, или независимых, или негосударственных, школ Англии, Уэльса и Шотландии стартует с нежного восьмилетнего возраста. Далее до 12-13 лет ребёнок постигает науки в подготовительной (начальной) школе и затем сдаёт вступительные экзамены в одну из средних школ.

Чем выше амбиции, чем престижнее средняя школа, в которой к 16 годам полезно было бы в смысле дальнейших перспектив получить свидетельство о среднем образовании - General Certificate of Secondary Education, GCSE (в Шотландии - Scottish Certificate of Education - SCE), тем важнее, в каком возрасте иностранец приступил к учёбе в Британии. Потому что уже в начальную школу там можно поступить, только если уровень английского языка достаточно высок. На втором этапе - при сдаче экзаменов в среднюю школу - английский у чужеземного соискателя должен быть ещё более совершенным (те же требования предъявляются и к знанию математики). Совершенствовать же его до нужного состояния лучше всего не где-нибудь, а именно в Англии.

Третий этап: с 16 лет ученики, мечтающие об университетском дипломе, должны сдать экзамены и продолжить обучение в Англии на специальном двухгодичном курсе - либо в традиционной школе, либо в колледже для старшеклассников (6th Form College). Опять же очень желательно, чтобы школа (или колледж) была из списка высокорейтинговых и обеспечивала подготовку в русле требований именно того вуза, в который питомец намерен поступать.

К 18 годам (в Шотландии - к 17), пройдя предуниверситетскую подготовку, учащиеся сдают экзамены второго, продвинутого, уровня - так называемые "A-levels" (в Шотландии - "Highers") и получают свидетельство о среднем образовании продвинутого уровня (General Certificate of Education, GCE A-levels.)

Если вышеописанные шаги последовательно и успешно совершены, дальше можно рассчитывать хоть на Кембриджский университет, выпускникам которого ну уж никак не грозит остаться невостребованными на международном рынке вакансий.

Путь, который должен пройти будущий высококлассный профессионал, планирующий работать в России, как уже было сказано, может быть несравнимо короче. Ребёнок может приехать в Англию в 16-17-летнем возрасте и для начала подтянуть свой английский до уровня, позволяющего осилить предуниверситетскую программу, - на языковых курсах или в одном из международных колледжей, где затем в течение 1-2 лет пройти эту программу в одном из возможных вариантов: традиционная A-level, курс Foundation или программа Международного Бакалавриата IB. Конечно, поступление в Оксфорд или Кембридж при таком сценарии случай крайне редкий, но... Но в Британии около сотни университетов, и шанс оказаться в числе студентов лучших из них весьма велик.

Напоследок надо оговориться, что более поздний приезд на обучение в Англию не исключает в конечном итоге попадания выпускника в западную компанию с головным офисом где-нибудь в Нью-Йорке или Лондоне. Но начать работать на эту компанию, вероятнее всего, придётся в России. Второй же, "британский путь" не отрезает дороги домой, но долгие годы, проведённые вне отечественных реалий, годы, когда формируется иерархия ценностей и система координат, не могут не сказаться на ребёнке - полная ассимиляция в британское (в данном случае) общество неизбежна. Возвращение на родину заставит пережить процесс ассимиляции вновь. Решаются на это очень немногие.

Где потеряешь, там и найдёшь

Как свидетельствует статистика, для русских родителей одним из самых животрепещущих вопросов при выборе английской школы остаётся: "Много ли в этой школе русских учеников?"

Общепринятое мнение: заведение, где уже учится какой-то процент соотечественников, не заслуживает внимания. На самом деле если и стоит волноваться по такому поводу, то в самую последнюю очередь.

Больше 5-7% (такова обычная квота) иностранцев от общего числа учащихся никакая частная английская школа-пансион не примет. К тому же не в правилах английских пансионов селить соотечественников в одной комнате. А кроме того, в большой школе, где существует широкий выбор спецпредметов, факультативов и клубов по интересам, дети до такой степени загружены уроками, спортом и разнообразными полезными занятиями, что им времени не остаётся на то, чтобы подпасть под чьё-то дурное влияние или в ущерб английскому общаться на родном языке с земляками.

Но если эти аргументы не убеждают, найти место, куда не ступала нога соотечественника, всё ещё можно. Самые знаменитые и желанные для наших учащихся частные школы-пансионы расположены в центре и на юге страны (особенно востребовано "трио" Лондон-Оксфорд-Кембридж). Там действительно много русских. И с каждым годом их число растёт. А на севере страны, в Манчестере или Ланкастере, наши ученики пока редкость. В первую очередь потому, что север Англии многие до сих пор считают активной промышленной зоной, утопающей в дыму и копоти заводских труб. Что давно не соответствует действительности. А ещё потому, что здесь якобы слишком холодно, хотя средняя температура воздуха на юге всего на один градус выше, чем на севере. И наконец, потому, что ходят слухи о якобы чудовищном акценте северян. "Джорди", проживающие в Ньюкасле, действительно говорят так, что англичане понимают их с трудом. Но остальные северяне довольствуются адекватным английским.

К слову, та же претензия обычно озвучивается в адрес Шотландии: вроде бы там ребёнок рискует усвоить испорченный английский, это, мол, чуть ли не то же самое, что учить русский язык на Западной Украине. Но это миф. Во всех без исключения учебных заведениях Британии и Шотландии преподают классический английский. Чистый, незамутнённый и беспримесный. Разница между обучением в частных школах Центральной Англии и Шотландии лишь в том, что во втором случае оно будет стоить родителям несколько дешевле.

Ни местные акценты, ни русские ученики всё-таки не тянут на реальную проблему при выборе британской школы. Что по-настоящему важно, так это не совершить ошибки при выборе разновидности школы (к примеру, с раздельным или совместным обучением мальчиков и девочек). К тому же нелишне позаботиться о выяснении её реального академического уровня. Тем более, что это совсем не сложно. Ежегодные рейтинги частных школ Великобритании составляют и публикуют ведущие национальные газеты, такие, например, как The Times, The Daily Telegraph, Independent.

Все эти, не такие уж и глобальные, хлопоты себя оправдают. Не говоря уж о затее в целом (тем более, что всегда можно обратиться за помощью в солидную образовательную компанию). При всех психологических издержках и трудностях, с которыми неизбежно столкнётся юный россиянин в традиционной английской школе, он там всё же больше приобретёт, чем потеряет. Расстанется с ленью и вредными привычками. Научится принимать важные решения и отвечать за их последствия.

А ещё, например... Чистить себе ботинки. Полагаете, что этот навык не столь важен? Как знать. Во всяком случае, английские джентльмены им владеют.

Другие публикации раздела