Европейское образование (2008)
Текст: Наталия Гинзбург
То время, когда родители отправляли детей в зарубежные школы, не слишком вникая, что их там ждёт, лишь бы уберечь от российского криминала, ушло в прошлое. Сейчас школа за границей – не убежище, а ступенька к западному университету, к блестящей карьере. Определены и страны, в которых стоит искать школу для ребёнка: это Великобритания и Швейцария.
ЧАСТЬ 1.
На пути к Оксбриджу
Выбор хорошей частной школы в Великобритании – это трудная задача, как для самих англичан, так и для российских родителей. Огромный выбор частных школ (а их в стране более 2500) лишь усложняет проблему. Большинство семей ориентируются на рейтинги школ, которые ежегодно широко публикуют газеты The Times, The Daily Telegraph, The Independent. Методы построения рейтингов в разных изданиях слегка различаются, но все они основаны на результатах, которые продемонстрировали студенты на экзаменах: выпускных A-level или IB (они же являются вступительными в университеты, их сдают в возрасте 18–19 лет) и промежуточных GCSE (эти экзамены, за среднюю школу, сдают в 16 лет).
Чтобы поступить в высокорейтинговую школу (в Великобритании их называют selective schools – «сливочные» школы), желания в ней учиться и заплатить за это определённую сумму мало. Топ-школы отбирают себе талантливых учеников, во всяком случае, хорошо подготовленных детей со способностями выше среднего. Для поступления сюда нужно сдать вступительные тесты, конкурируя с британцами – что совсем не просто. Чаще всего это тесты по английскому, «науке» (блок естественнонаучных дисциплин), математике, иногда – иностранному языку (французский, немецкий). Сложности возникают из-за разницы школьной программы в России и Великобритании, особенно существенной в области естественных наук: основы физики, химии, биологии в Соединённом Королевстве проходят с восьми лет: на элементарном уровне и без формул, зато с большой лабораторной практикой, с акцентом на практическом знании предмета и на применении этого знания. Чтобы сдать экзамен по блоку естественных наук для поступления в senior school (принимает детей с 13 лет), нужна и специальная подготовка, и знание специальных терминов. Математику наши дети обычно сдают без труда. Кроме того, некоторые школы предлагают интеллектуальный тест IQ. Этот тест, как правило, не особенно труден для наших школьников.
Но, конечно, главное требование к поступающим – это хорошее знание английского. Ещё более серьёзные требования предъявляются к тем, кто поступает в старшие классы британской школы – на предуниверситетский курс A-level или IB.
Выучить язык, подготовиться к тестам на необходимом уровне, не выезжая из России - почти утопия. Как минимум необходимы летние языковые курсы в Великобритании. Ещё надежнее – готовиться к поступлению в топовую senior school в британской начальной школе.
Впрочем, если время для поступления в начальную школу уже упущено, нет причин предаваться унынию. В Великобритании немало хороших старших школ, готовых – при наличии свободных мест – принять всех, кто готов платить (comprehensive schools). Неплохая comprehensive школа второй и третьей сотни рейтинговой таблицы – это, возможно, лучший вариант для ребёнка средних способностей, знающего английский на среднем уровне.
Между прочим, здравомыслящие британцы вовсе не стремятся отдать своих детей непременно в элитарную школу и скорее предпочтут приличную школу средней руки – ведь их выпускники вполне успешно поступают в университеты, в том числе знаменитые Оксфорд и Кембридж.
Вступительные тесты в такие школы зачастую можно сдать и не выезжая из России, в образовательном агентстве, партнёрствующем со школой. Тесты проводятся в интересах будущих питомцев, а не только для того, чтобы отобрать самых умных или самых подготовленных учеников. Школе нужно заранее определить, понадобится ли ребёнку предварительный интенсивный курс английского, в каком классе ему следует учиться (вполне возможно, что школьник начнёт учиться не со сверстниками, а с детьми на год моложе), какие предметы включить в индивидуальный учебный план и т. п.
Пансионерские будни
Традиционно частные школы в Великобритании были однополыми (только для мальчиков или только для девочек) школами-пансионами: дети и учились там, и жили, возвращаясь домой только на каникулы. Дневные школы, как и школы совместного обучения, – дань прогрессу. Но школьники-иностранцы и сейчас, как правило, живут в школах-пансионах (хотя вполне реален вариант, когда образовательное агентство подыскивает принимающую семью, в которой будет жить ребёнок).
Что же представляет собой британская школа-пансион сегодня, в начале третьего тысячелетия?
Обычный пансион – это несколько домов на территории школьного комплекса, мальчики и девочки живут в разных домах (исключением могут быть школы для самых младших, до 11 лет, детей). Во главе каждого дома – «хозяин» или «хозяйка» (Housemaster или Housemistress), они живут в этом же доме. Младшие обитают по нескольку (бывает, и помногу) человек в одной комнате. Средние (с 11–13 лет) – в дормиториях. Это тоже большая комната, но разделенная лёгкими перегородками на небольшие «пеналы»: там умещается кровать, стол для занятий, полка для книг и мини-шкаф для одежды и обуви. Вместо двери – занавеска: в часы занятий и сна она задёрнута, когда с уроками покончено, занавески раздвигаются, можно поболтать. Некоторой обособленности удостаиваются лишь старшие, 16–18 лет, студенты – они живут по одному или по двое. В комнатах для старших могут быть умывальники, но туалеты, ванные, душевые – на этаже.
Утро начинается с завтрака (поджаренный хлеб, хлопья, молоко, йогурт, джем, чай, кофе). Перед уроками – ассамблея в школьной церкви (мероприятие длится полчаса и сочетает молитву с общим собранием). В полдень – часовой перерыв в занятиях на ланч (салаты, мясные, рыбные, вегетарианские блюда на выбор, фрукты). После уроков кто-то занимается верховой ездой, кто-то плаванием или крикетом (обычно школа предлагает пару десятков видов спорта, нужно выбрать один, а можно и больше), проходят репетиции театрального кружка, репетиции хоров, оркестров, джаз-групп и т. п. Потом – домашние задания, выполняемые под присмотром учителя. Вечером – обед (поплотнее, чем ланч). До отбоя (в 10, для самых старших – в 11 часов вечера) – свободное время.
Есть выход
Большинство родителей российских школьников, обучающихся в британских школах, довольны учебной программой. Проблемы обычно возникают в иной сфере.
Традиционные жалобы ребёнка: плохо кормят (на самом деле дети, конечно, не голодают, просто надо привыкнуть к еде и режиму), его не любят английские одноклассники, ему не нравится школьная дисциплина, у него конфликты с учителями, он ничего не понимает на уроках. Проблемы, в общем, закономерны: ребёнок оказывается один в чужой стране, в новых условиях, да и языком поначалу владеет недостаточно. К тому же наши дети, как правило, более избалованы, инфантильны и менее самостоятельны, чем британские. Тем не менее через несколько месяцев ситуация обычно приходит в норму.
Но и для тех, кто не может смириться с ограничениями привычной свободы, строгим распорядком и дисциплиной, есть выход. Это международные колледжи, ориентированные в основном на обучение иностранцев не моложе 14–15 лет по программе британской школы и подготовку в университеты. Обстановка в таких колледжах гораздо более демократичная, чем в школах. Студенты свободно, без специального разрешения, отлучаются с территории колледжа в город – сходить после занятий в кино или погулять, поужинать в кафе, домашние задания можно выполнять в удобное время, занятия спортом необязательны. Все усилия колледжа направлены на то, чтобы подготовить студента к сдаче экзаменов с максимально возможным результатом. Поэтому лекции, семинары, лабораторные работы проходят здесь в маленьких группах. При необходимости со студентом занимаются индивидуально.
Есть у международных колледжей и ещё одно серьёзное преимущество – гибкость учебных программ. В обычных школах и на национальные программы GCSE и A-level, и на международную предуниверситетскую программу International Baccalaureate (IB) отводится по два учебных года (6 триместров). В колледжах подготовленные студенты получают возможность пройти программу быстрее – за 5 триместров. Есть здесь и ещё более быстрая программа подготовки в университет – Foundation (длительность – 30–32 недели). В международных колледжах языковые и академические требования к поступающим намного мягче, чем в британских школах. Тем, кто знает английский недостаточно, предложат дополнительную языковую программу.
Возраст перемен
В каком возрасте правильнее всего отправлять детей в зарубежную школу?
Одинакового для всех ответа на этот вопрос не существует, все дети, да и все родители – разные. Но всё же считается, что в 11–13 лет подростки начинают тяготиться родительской опекой, стремятся к самостоятельности, поэтому легче переживают разлуку. К тому же в этом возрасте школьники уже вполне прилично читают и пишут на русском языке, и можно надеяться, что, уехав надолго в чужую страну, они сохранят родные корни. Как раз в 11 или 13 лет, в разных школах по-разному, британские дети переходят из начальной школы в старшую, этот возраст и считается лучшим для поступления в британскую школу: есть время усовершенствовать английский, приспособиться к новой образовательной среде, подготовиться к экзаменам GCSE, A-level или IB, отличные результаты которых гарантируют место на студенческой скамье престижного университета. В принципе, российские школьники, получившие аттестат зрелости, могут поступать в британскую школу и на двухгодичный предуниверситетский уровень A-level. На практике же это удаётся лишь каждому десятому, остальных подводит недостаточно совершенный английский, и они поступают в международные колледжи, где требования не столь строги.
Бывают ситуации, когда родители считают правильным отправить в зарубежную школу ребёнка 7–8 лет. Что ж, в Англии есть школы, принимающие иностранных детей младшего возраста. И всё же большинству наших младшеклассников больше подходят швейцарские школы – более комфортные, более «домашние».
Решая, в какую страну и когда отправить учиться ребёнка, родители часто учитывают и ещё одно обстоятельство, напрямую не связанное ни с обучением, ни с воспитанием. Иностранцы, на законных основаниях прожившие в Великобритании 10 лет (это касается и студентов школ, колледжей и университетов), получают вид на жительство, ещё через год – гражданство. Аналогичный закон действует и в Швейцарии: заявление о натурализации может подать иностранец, проживший здесь не менее 12 лет. Но для граждан от 10 до 20 лет каждый прожитый в Швейцарии год засчитывается за два, так что у детей, поступивших в швейцарскую школу, есть шанс уже через 6 лет стать обладателями двух паспортов: российского и швейцарского.
Национальная гордость страны
В России швейцарские частные школы, как и швейцарские горные курорты и вообще всё швейцарское, ассоциируются с богатством и элитарностью. В общем, это правильно. Цены в самых дорогих швейцарских школах превышают $70 тысяч в год. В Великобритании, соперничающей со Швейцарией за звание «классной комнаты мира», максимальная цена года пребывания в старшей школе обычно ниже, около $60 тысяч.
Швейцарские частные школы в первую очередь ориентированы на иностранных учащихся: доля местных учеников не превышает нескольких процентов. В этом они существенно отличаются от типичных британских школ, где квота на число иностранных студентов обычно составляет 5–7% и редко превышает 10% (в международных колледжах Великобритании большая часть учеников – иностранцы).
Как правило, школы в Швейцарии небольшие, так что каждому ребёнку уделяется персональное внимание. Особенно это касается начальных школ: они обычно рассчитаны на 50–100 учеников, директор школы лично знает каждого питомца. Здесь не принято напрягать малышей, от них не ждут усидчивости и строгого соблюдения дисциплины: если у ребёнка есть к чему-нибудь способности, они со временем наверняка проявятся. В результате ученики младших классов по академической программе несколько отстают от своих сверстников в России. Зато быстрее и эффективнее осваивают иностранные языки, лучше развиты физически, им не грозит ни депрессия, ни сколиоз, ни близорукость. Кстати, школы для детей младшего возраста (от 3 до 13 лет) относительно недороги: к примеру, в Pre Fleuri-Ecole Alpine International год учёбы стоит около 35 тысяч швейцарских франков.
Какую программу выбрать
В любой швейцарской школе есть одно безусловное преимущество перед другими европейскими школами. Каждому ученику приходится освоить не менее двух иностранных языков. Иначе здесь нельзя. В маленькой Швейцарии четыре государственных языка: ретороманский, немецкий, французский и итальянский. Жители страны в той или иной степени владеют всеми государственными языками, а часто и английским в придачу.
Интернационализм и космополитизм, мультикультурность и многоязычие Швейцарии повлияли и на местную систему образования. По возможностям выбора и гибкости образовательных программ Швейцария остаётся на первом месте в мире. Обычно в швейцарской школе есть, во-первых, собственно швейцарская секция, в которой преподавание ведётся по федеральной программе Matura, во-вторых, популярная как среди швейцарцев, так и среди иностранцев британская или американо-британская секция и, в-третьих, французская, немецкая или итальянская секция. Сами швейцарцы считают, что сильная сторона швейцарской модели образования – гармоничное развитие личности ребёнка. В Швейцарии до сих пор, невзирая на поразившую Европу моду на узкопрофессиональное, прагматичное образование, почитают заветы просветителя Иоганна Песталоцци, утверждавшего, что обучение – «священный процесс, в который должны быть вовлечены голова, душа и руки человека». Поэтому в школах горной страны детей стараются вскармливать качественной пищей – как для ума, так и для тела и души. Здесь широко представлено всё, что необходимо для физического совершенствования: спорт, путешествия, экскурсии и горные экспедиции. Но и для духовного развития тоже существует огромный выбор занятий: музыка, изобразительное искусство, лепка, шитьё, театр, дизайн, etc. И все эти дисциплины иностранные ученики имеют возможность изучать столь же глубоко, как и общеобразовательные предметы.
В школах, расположенных в немецкоязычных кантонах, традиционно больше строгости и дисциплины. Это касается внешнего вида студентов (к завтраку необходимо спускаться при полном параде, в галстуке, за столом держать спину прямо), соблюдения субординации во взаимоотношениях с преподавателями и т. п.
Всё это, конечно, имеет значение: некоторым детям жизнь в рамках определённых правил кажется простой и удобной, другие все силы тратят на борьбу с дисциплиной, тут уж не до учёбы. Но это крайности. Большинство детей быстро привыкают к школьным требованиям, для таких детей окончательный выбор программы должен определяться тем, в какой стране, согласно планам родителей, ребёнок будет в дальнейшем учиться и работать. Хотя все европейские страны, США и Канада и подписали конвенцию о взаимном признании дипломов, всё же во французский университет проще поступить с французским дипломом Baccalaureat, в немецкий – с немецким Abitur. Существует и универсальная для всех стран международная программа предуниверситетской подготовки International Baccalaureate (IB), разработанная около 40 лет назад здесь же, в Швейцарии. Программа рассчитана на два выпускных года, ориентирована на школьников 16–19 лет и, кроме специализации, даёт общее образование по разным областям знаний. Сейчас школы и классы IB есть в более чем 100 странах мира, в том числе и в России. Диплом IB признаётся большинством университетов мира, но программа всё же не получила ожидаемого её создателями распространения – она оказалась слишком сложной (в среднем по миру не более 70% выпускников программы успешно сдают экзамены и получают диплом). В Великобритании доля частных школ, предлагающих IB, менее 1%. В Швейцарии этот процент существенно выше.
Британская или совмещённая англо-американская секция есть едва ли не в каждой международной частной школе страны, и они пользуются особой популярностью у иностранных родителей. Именно на эти отделения школ поступает большинство детей из России. Больше того, в Швейцарии есть и чисто британские, и чисто американские, и англо-американские школы. Основанные когда-то англичанами и американцами для детей своих сограждан, проживающих в Швейцарии, они сейчас принимают учеников со всего мира, швейцарцев в том числе. Цены в этих школах выше, чем в аналогичных школах в Великобритании, но недостатка в учениках нет. Очевидно, родители полагают, что доплата – за чистый альпийский воздух, мягкий здоровый климат, знание нескольких иностранных языков – вполне справедлива.
ЧАСТЬ 2.
На пороге alma mater
Российское школьное образование короче западного (10–11 лет учёбы в нашей школе против 12–14 в странах Европы, США, Канады), отчего российский аттестат зрелости «недотягивает» до статуса документа, дающего право на поступление в университет. Как правило, чтобы поступить на первый курс западного университета, требуется предварительно закончить два курса российского вуза. Путь в европейский вуз через вуз российский – не единственно возможный. Существуют и другие. Самый надёжный – это подготовительная предуниверситетская программа (обычно двухгодичная), своеобразный мостик между школой и университетом.
Великобритания
Великобритания удерживает одно из первых мест в мире по числу иностранных студентов – и это несмотря на то, что высшее образование в этой стране самое дорогое в Европе. У британских университетов репутация учебных заведений, дающих выпускникам блестящее образование и перспективы получить хорошую работу. Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (0ECD) исследовала уровень заработной платы и процент безработицы среди выпускников вузов развитых стран мира. Выяснилось, что самые большие шансы получить высокооплачиваемое место в престижной компании – у студентов британских университетов. Рейтинг Великобритании по этому показателю составил 17%, превысив достижения таких признанных лидеров мирового образования, как США, Франция, Швеция, Голландия и Дания (от 10 до 15%), и оставив далеко позади Италию и Японию (7%).
Британские университеты не проводят приёмных экзаменов. Набором студентов во все высшие учебные заведения страны занимается центральное бюро UCAS (Universities and Colleges Admissions Service). Все абитуриенты заполняют заявку (UCAS-форму). Эта форма включает в себя учебные достижения на момент подачи заявки – то есть или баллы, уже полученные на выпускных экзаменах, если человек закончил двухлетний предуниверситетский курс A-level или IB, или отметки, которые заявитель только предполагает получить на выпускных экзаменах; описание устремлений и амбиций заявителя с обоснованием, почему он решил делать карьеру именно в данной области (короткое сочинение, называемое personal statement), и список университетов в алфавитном порядке (не больше 6), в которых абитуриент хотел бы учиться. К заявке прилагается характеристика школы. Пакет документов надо отправить в UCAS не позднее января, а в случае, если в список университетов внесены Оксфорд или Кембридж, то ещё раньше – не позднее сентября.
Университеты, перечисленные в списке, рассматривают заявки и либо предлагают абитуриенту место, либо сразу отказывают ему, либо приглашают на интервью. Место предлагается, как правило, условное: ведь большинство абитуриентов посылают заявки, не успев сдать выпускные экзамены. Условие может быть, например, таким: вы должны получить на экзаменах определённую сумму баллов. Или сдать каждый из профильных предметов на определённый балл – и не хуже. Это общее правило. Исключения из него – Оксфорд и Кембридж, которые проводят и собственные экзамены (подробнее – в интервью, опубликованном в этом же номере). Минимальный возраст для поступления в университет – 18 лет.
16-летние обладатели российского аттестата зрелости могут выбирать между национальной (A-level) и международной (IB) предуниверситетской программой, а также между традиционной британской школой-пансионом и международным колледжем (подробнее о плюсах и минусах программ и учебных заведений – в майском номере «Домового»). Для тех, кому уже исполнилось 17 лет, международные колледжи предлагают наряду с программами A-level или IB и более короткий вариант – программу Foundation. Это «прицельная» программа, готовящая к поступлению исключительно на данную специальность, в конкретный университет. Именно таким образом подготовку в университет удалось значительно сократить: обычная продолжительность Foundation – всего 30–36 недель. Соответственно, и цена такой подготовки существенно ниже, чем по двухлетним программам А-level или IB. Учебный курс включает интенсивные занятия английским плюс те предметы, которые понадобятся студенту в университете: никакой лишней информацией слушателей не грузят.
Университетские Foundation по содержанию ничем не отличаются от тех, что предлагают колледжи. На них есть смысл поступать в том случае, когда уже совершенно точно известно, что вы будете поступать именно в этот конкретный вуз. Колледжи же дают некоторую свободу манёвра: их программы признают сразу несколько университетов.
Возможно, что решение о том, что дети-старшеклассники продолжат образование в Великобритании, было принято до того, как ребёнок получил аттестат зрелости. И в этом случае есть выбор – поступать в традиционную школу-пансион или международный колледж. В большинстве британских школ 15-летнему иностранцу в этом случае придётся учиться 4 года и только потом поступать в университет. Международные же колледжи (а в последнее время и некоторые школы-пансионы) позволяют сократить этот срок до 3 лет – правда, только для тех, кому исполнилось пятнадцать. В этом случае учеников принимают на годичную программу подготовки к двухлетним программам A-level или IB. Выпускники российских вузов, свободно владеющие английским, имеют право напрямую поступать в магистратуру (бакалавры) и докторантуру (магистры) британских университетов. Документы в этом случае надо направлять напрямую в университет.
Швейцария
Высшее образование в Альпийской Республике равно доступно как гражданам страны, так и иностранцам. Правда, с некоторыми оговорками. Закрыты для иностранцев медицинские, стоматологические и ветеринарные факультеты. На специальности «Фармакология» и «Физиология» иностранцев принимают, но в ограниченном количестве.
Зато на все остальные специальности иностранцев принимают без ограничений, и их процент в университетах довольно высок: в среднем – около 18%, а в Женевском университете – до 33%. Общее число поступающих в вузы страны за последние годы заметно увеличилось, однако Numerous Clausus – официального ограничения приёма студентов, принятого в большинстве европейских стран, – в Швейцарии не ввели. Проблему перенаселения университеты решают иначе: после первого года обучения проводят специальный экзамен и отсеивают около половины студентов. Абитуриентам из России, чтобы поступить на первый курс университета, надо закончить как минимум два курса российского вуза и сдать специальной приёмной комиссии во Фрибурге единый экзамен для иностранцев. Альтернативный вариант для выпускников российской школы – проучиться два года в одной из швейцарских школ, сдать выпускные экзамены и подать документы в университет. В этом случае никаких вступительных экзаменов сдавать не придётся.
Швейцария – многоязычная страна: в одних университетах преподают на немецком, в других – на французском, в третьих – на двух этих языках сразу, есть один италоязычный университет и два англоязычных. Правда, эти два не государственные, а частные, при этом далеко не самые престижные. Кроме них, на английском ведётся преподавание в некоторых школах гостиничного менеджмента, а также на некоторых магистерских программах в государственных университетах. Выбирая университет, надо учитывать и язык преподавания, и престиж вуза, и мнение экспертов: швейцарцы считают, что экономике следует учиться в Санкт-Галлене, праву – во Фрибурге, Лозанне или Невшателе, истории – в Невшателе, а филологии – в Женеве.
Математику, точные науки, инженерное дело и архитектуру лучше всего преподают в двух швейцарских политехнических школах, имеющих статус университетов: в EPF Lausanne и ETH Zurich. Обе школы чрезвычайно высоко котируются в мире: по версии авторитетного Times Higher, ETH Zurich вошла в первую десятку лучших университетов мира и в тройку лучших университетов Европы (уступив лишь Оксфорду и Кембриджу), a Ecole Polytechnique Federale de Lausanne (EPF) заняла в рейтинге европейских университетов десятое место. Обе политехнические школы проводят собственный вступительный экзамен.
Единый экзамен для иностранцев, поступающих в университеты, ежегодно проходит во Фрибурге в сентябре-октябре. Собственно, сдавать придётся не один, а пять экзаменов. Иностранный язык, математика и всемирная история – это обязательные предметы. Ещё две дисциплины – по выбору университета (это могут быть география, физика, химия, биология, второй иностранный язык). При необходимости подготовиться к экзамену можно здесь же, во Фрибурге: подготовительные курсы работают с сентября и длятся два семестра. Тем, у кого с академической подготовкой всё в порядке, но явно хромает язык, здесь предложат курсы немецкого и французского. Учиться можно с октября по июнь или летом, с июля по сентябрь.
Швейцарская программа предуниверситетской подготовки для иностранцев University Preparatory Courses Studies at Swiss Universities, на которой можно подготовиться к единому экзамену, преподаётся на базе Фрибургского университета. Подготовка интенсивная: 22–36 лекций в неделю, 33 недели. Занятия ведутся на немецком и французском языках с октября по июнь, стоимость программы 4,2–4,5 тыс. швейцарских франков. Чтобы поступить на подготовительную программу, нужно сдать экзамен по немецкому или французскому. Некоторые вузы имеют и собственные подготовительные отделения. Например, в Высшей политехнической школе Лозанны проводится годичный курс по математике и физике.
Если язык успешно выучен, а единый экзамен сдан, пора готовить пакет документов и отправлять его в выбранный университет.
КОМУ-ТО ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ТРАЕКТОРИИ ДВИЖЕНИЯ К ЗАПАДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ МОГУТ ПОКАЗАТЬСЯ СЛИШКОМ СЛОЖНЫМИ. ДА, ЛЁГКИМИ ИХ НЕ НАЗОВЁШЬ. НО ТАК ВЕДЬ ЦЕЛЬ ТОГО СТОИТ. ДИПЛОМ ОДНОГО ИЗ САМЫХ ЗНАМЕНИТЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ МИРА, ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧИТЬ РАБОТУ В ПРЕСТИЖНОЙ КОМПАНИИ ОПРАВДАЕТ ЗАТРАЧЕННЫЕ УСИЛИЯ.
ЧТОБЫ ПОСТУПИТЬ НА ПЕРВЫЙ КУРС ЗАПАДНОГО УНИВЕРСИТЕТА, ТРЕБУЕТСЯ ЗАКОНЧИТЬ ДВА КУРСА РОССИЙСКОГО ВУЗА. ПУТЬ В ВЕВРОПЕЙСКИЙ ВУЗ ЧЕРЕЗ ВУЗ РОССИЙСКИЙ – НЕ ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНЫЙ. СУЩЕСТВУЮТ И ДРУГИЕ. САМЫЙ НАДЁЖНЫЙ – ЭТО ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ПРЕДУНИВЕРСИТЕТСКАЯ ПРОГРАММА, СВОЕОБРАЗНЫЙ МОСТИК МЕЖДУ ШКОЛОЙ И УНИВЕРСИТЕТОМ.
Схема получения образования в Великобритании российскими школьниками и студентами
- Итоги экзаменов A-level и GCSE за 2024 год (август 2024)
- Король Великобритании становится попечителем Ассоциации выпускников школы Гордонстоун (май 2024)
- Пять частных школ Австралии за год тратят на модернизацию столько же, сколько три тысячи государственных школ (май 2024)
- Результаты экзаменов А-level в Англии за 2022 год в инфографике (август 2022)
- На три месяца в Шотландию: пробный триместр в Gordonstoun School (декабрь 2021)
- Образование в условиях ковида. Опыт зарубежных школ и университетов (ноябрь 2021)
- Caterham School: «Ковид научил верить в себя больше, чем прежде» (октябрь 2021)
- Brighton College: «Будущее за интерактивным обучением» (октябрь 2021)
- QE: «Школы научились принимать неординарные решения в сложных ситуациях» (октябрь 2021)
- Sevenoaks School: «Школы открылись, но беспокойство осталось» (октябрь 2021)
- Оценки с натяжкой: бонусная уступка ученикам британских школ на экзаменах-2022 (октябрь 2021)
- Зарубежные школы в эпоху пандемии: как поступать, куда поступить (март 2021)
- «Выдающиеся» британские школы лишены привилегии (ноябрь 2020)
- Итоги учебного года 2020 в Великобритании: рейтингов не будет, оценки оспорены (август 2020)
- A-level-2020: британские школы добиваются пересмотра оценок (август 2020)
- Как уменьшить сегодняшние риски при обучении за рубежом? (сентябрь 2019)
- Обучение в Британии: как попасть в школу-пансион на пробный триместр (август 2019)
- Лорд Бейкер: 10 ошибок в нашей образовательной системе (ноябрь 2018)
- Влиятельный тори Лорд Бейкер критикует A-levels (ноябрь 2018)
- От школьных будней в Gordonstoun до бала Trinity May (ноябрь 2018)
- Письмо директора школы Rugby к родителям учеников (август 2018)
- Частные школы отговаривают учеников от университетов (август 2017)
- Высшая оценка на экзаменах GCSE будет ставиться реже (август 2017)
- Зачем ученику сильной школы допобразование? (август 2017)
- Выбрать школу – как собрать пазл (январь 2017)
- Школы в Великобритании: чуть выше среднего? (декабрь 2016)
- Как не ошибиться с выбором школы? (сентябрь 2016)
- Британские выпускники–2016 в зеркале статистики (август 2016)
- Школа выбора (август 2016)
- Можно ли ориентироваться на рейтинг школ? (май 2016)
- Как выбрать подходящую школу для своего ребёнка (ноябрь 2015)
- Новые британские частные школы: как стать лучшими (ноябрь 2015)
- Эволюция британских школ-пансионов (октябрь 2015)
- Как топовые частные школы тратят свои деньги? (июль 2015)
- Новые особенности образования за рубежом (сентябрь 2015)
- Обучение в России vs обучение за рубежом: мнения компетентных экспертов (2014-2022)
- Результаты GCSE вызовут шок у школ, пытающихся манипулировать рейтингом (август 2014)
- Насколько важны оценки GCSE при поступлении в университет? (август 2014)
- Ответы заместителя директора британской школы-пансиона Caterham (июнь 2014)
- Интервью директора по маркетингу школы-пансиона Oundle School (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College ИТАР-ТАСС (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College (май 2014)
- Malvern St James - как стать лучшими (апрель 2014)
- Учат жить! (сентябрь 2013)
- Перепроверка, пересдача или просто поразмыслить? (август 2013)
- Используй шанс: найди курс и университет, которые тебе подходят (август 2013)
- Студенты выбирают всё более сложные предметы в погоне за местом в университете (август 2013)
- Три “B” - провал экзаменов “A-level”? & Дислексия - не помеха для Кембриджа (август 2013)
- Британские выпускники в зеркале статистики (август 2013)
- Экзаменационная реформа (апрель 2013)
- GCSE позади. Что дальше? (август 2011)
- Языковые барьеры и начало конца инфляции оценок (август 2011)
- Английская премьер-лига (апрель 2011)
- Классика образования (март 2011)
- Верная дорога (октябрь 2010)
- Лучшие частные школы мира: Швейцария (октябрь 2009)
- Путешествие по школам с правым рулём (2009)
- Рейтинги британских школ: прошлое, настоящее, будущее (январь 2009)
- Европейское образование (2008)
- Эссе о воспитании (май 2008)
- Любовь к спорту со школьной скамьи (октябрь 2007)
- Готовность № 1 (октябрь 2007)
- На взлётной полосе (май 2007)
- Краткий обзор британских и швейцарских школ-пансионов (октябрь 2006)
- Британский дух как кредо (март 2006)
- Где немыслима насмешка (февраль 2006)
- Школа, которая гордится своими выпускниками (декабрь 2005)
- К решению учиться за рубежом надо подходить с большой ответственностью (ноябрь 2005)
- Среднее образование в Великобритании: особенности и преимущества (октябрь 2005)
- Рынок зарубежных образовательных услуг: динамика развития и перспективы (октябрь 2005)
- Среднее заграничное (сентябрь 2005)
- Кузница джентльменов и леди (сентябрь 2005)
- GCSE теряет способность выявлять таланты (сентябрь 2005)
- Британский Cтиль (май 2005)
- It’s more than you think (март 2005)
- Лучшие школы (февраль-март 2005)
- Правильный выбор школы - главная составляющая успеха (2005)
- Путёвка в другую жизнь (сентябрь 2004)
- Британия без сантиментов (март 2004)
- Парта в духе Альп (февраль 2004)
- За вид на Альпы придётся доплатить (январь 2004)
- Ступень. Степень (октябрь 2003)
- Краткий путеводитель по школам и колледжам Британии (июнь-октябрь 2003)
- Как найти в Великобритании самую лучшую школу (май 2002)
- Объявлен джентльменский набор (2001-2002)
- Альтернатива с вековыми устоями (октябрь 2000)
- О девочках мы как-то не думали (май 2000)
- Как не стать дилетантом (апрель 2000)
- День красного носа (1999)
- Чисто английское образование (октябрь 1998)
- Инвестиции в будущее (март 1998)
- Учёба в Англии (1997-2000)
- Англия – райские яблоки просвещения (1996)
- За крепостными стенами. Зимний Оксфорд (1995)
- Инкубаторы британской элиты (1994)
- Учёба в Англии. Почём фунт лиха