О девочках мы как-то не думали (май 2000)
Журнал «IQ», № 1 (май) 2000г.
История Глеба КОШЕЛЕВА не совсем типична. Он уехал учиться в английскую школу в девятилетнем возрасте. А потому достаточно легко и быстро вошёл в незнакомую среду, принял новые правила и порядки и освоил английский язык. Сейчас Глебу 15 лет. Он заканчивает среднюю ступень обучения в известном британском пансионе Cheltenham College. Co дня основания и буквально до последнего времени это был мужской колледж. Так что пять лет из шести, проведённых в Англии, Глеб учился исключительно с мальчиками. Однако никаких особых неудобств и проблем в связи с этим не испытывал. Возможно, отчасти потому, что пребывание Глеба в закрытом мальчишеском коллективе пришлось на детские годы, когда общение со сверстниками своего пола вполне естественно и даже предпочтительно.
Всё началось с летних подготовительных курсов британской образовательной программы «Альбион». Летом 1994 нас привезли в Англию: старших определили в школу Box Hill, а тех, кто помладше (в том числе и меня), – в школу для маленьких Oakham School. Она находилась в двух часах езды от Лондона. В летней школе нам в основном преподавали английский и устраивали развлекательные программы. Через месяц нас перевели в Box Hill, частную школу в пригороде Лондона, для продолжения учёбы. Там всё было организовано примерно так же.
Изучение английского и знакомство с Англией продолжилось и во время вводного курса, на который я поехал вместе с мамой. Вводный курс уже предназначался для тех, кто собирался дальше учиться в английских школах. Нас возили по разным пансионам – чтобы мы выбрали. В результате моя мама остановилась на маленькой деревенской школе Rose Hill. Просто потому, что в ней было мало русских детей.
Мне же эта школа не понравилась. Очень она маленькая. Да и местечко – настоящая глушь: вокруг ни души, одни коровы на полях пасутся. Тем более было обидно, что я видел другие школы с нормальными теннисными кортами, закрытыми бассейнами, спортзалами. У нас ничего этого не было. Что происходит на уроках, я тогда толком не понимал, потому что английский знал не очень хорошо.
Поэтому мама стала подыскивать мне новую школу. Кстати, всё это время мама жила в городке Челтенхем. Казалось бы, логично, чтобы я был рядом и учился в местном Cheltenham College. Но эта школа представлялась нам элитарной и недоступной. До тех пор, пока колледж не устроил день открытых дверей. Большой, просторный, расположенный в средневековом замке, но оснащённый всеми современными facilities (оборудованием и сооружениями), Cheltenham очень нам понравился.
Короче, на следующий год я перевёлся туда. Меня определили в третий класс. Тогда Cheltenham ещё был школой для мальчиков. Но в детский сад и младшую школу уже стали брать девочек. Честно говоря, тогда, в десятилетнем возрасте, мне было всё равно, раздельная школа или совместная. Я очень быстро подружился с мальчишками из класса. Помогло ещё то, что в моей комнате в общежитии кроме меня жило ещё 7 человек. Жизнь в общей комнате объединяет. И не позволяет скучать и тосковать по дому и родителям. Самое интересное происходит, когда выключается свет: начинаются разговоры, веселье. Хотя, конечно, шуметь после отбоя запрещено.
В британских школах вообще строгие правила. Вся жизнь регламентирована. Подъём в 7.30 утра, обязательная утренняя молитва в церкви где-то в течение получаса, потом следуют два урока, тридцатиминутный перерыв, ещё два урока, обед, ещё три урока, спорт. В 19.15 все обязаны вернуться в дом для выполнения домашних заданий. В 20.45 - свободное время. Где-то через час наступает отбой ( время отхода ко сну зависит от возраста ученика, старшим разрешено бодрствовать до 11 вечера).
Правила в школе были такие. Нельзя курить, пить, естественно, употреблять наркотики. За курение на первый раз - штраф 10 фунтов и факс родителям. Был случай: одного мальчика за курение оштрафовали и заставили написать на бумаге - не знаю уж сколько раз - «курение опасно для моего здоровья», а потом отправили это письмо родителям. За повторное нарушение - штраф 20 фунтов. Если поймали в третий раз, на две недели исключают из школы. То же самое наказание и за алкоголь, но только исключают сразу, в первый же раз. Как-то у нас в школе случилось ЧП: одного мальчика поймали с наркотиками. Кто-то на него донёс, так по всей школе пошла проверка. Родителям разослали бумажки, в которых запрашивалось их разрешение на проверку детей на наркотики. Если результат положительный, ученика сразу исключают из школы. Но в полицию школа не сообщает.
Кроме того, запрещалось выходить за территорию школы. Унижать других - за это выгоняют на две недели или исключают вообще. Надо было ещё всё съедать за обедом и ужином. За этим следил один из учителей, который стоял в столовой и наблюдал за всеми. Младшим школьникам нельзя было есть сладкое. Десерт выдавали строго в определённое время - на ужин по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям.
Ещё одно правило: быть опрятным, следить за своим внешним видом, обязательно каждое утро чистить ботинки. Кстати, в младших классах большинства английских школ мальчики обязаны ходить в шортах и зимой, и летом. Так там закаляют силу воли.
Обязательны и еженедельные дежурства по школе. Ты убираешь всю школу перед началом занятий. Не один, конечно, а с группой (группу составляют ученики, живущие в одном доме, обычно 30-40 человек). Опять же это делается в воспитательных целях, а не в целях наведения чистоты – её уже до нас наводят уборщицы.
Если ты провинился, твоё имя вносили в чёрный список – был такой в учительской. Если за неделю набиралось три провинности, школьника отправляли на исправительные работы, как правило, на внеочередное дежурство.
В английских школах принято также шефство: старших назначают следить за маленькими (в доме, а не в школе). В последнем классе младшей школы, когда я шефствовал над малышами, я должен был следить за тем, чтобы они ложились спать, когда положено, не баловались. Утром я должен был показывать им пример: вовремя встать, отвести их на завтрак. В четвёртом классе средней школы меня назначили воспитателем третьего класса.
В колледже дисциплина, естественно, уже круче. Я имел право наказывать подшефных, если они провинились, например, у них в комнате погром, вещи раскиданы или ещё что. Как наказывать? Как захочется мне. Например, заставить их почистить мои ботинки или убрать мою комнату. Можно придумать и что-нибудь посерьёзнее: например, поднять их в шесть утра, выгнать на улицу, самому сесть на велосипед и заставить их бежать за собой. Но до такого я не доводил. Наказания за непослушание дисциплинируют. Все это понимают. Другое дело, что обидно получать взбучку от такого же ученика, как ты, только старше.
Весь этот порядок и расписанное по минутам время не позволяли расслабиться. Мы (или, во всяком случае, я) не страдали от отсутствия девочек. Тем более нельзя сказать, что в мире вокруг нас не было девочек вообще. Они учились в младших классах нашей школы. Кроме того, старшеклассники (из пятого и шестого классов) раз в триместр ездили на дискотеку в женский колледж Cheltenham Ladies (это одна из самых престижных частных школ, туда, например, певица Мадонна уже с малолетства записала свою дочь).
Я помню тот день, когда нас первый раз вывезли на дискотеку. Было очень смешно. Зал как будто был разделён невидимой чертой, за которую нельзя было переступить. Мальчики стояли по одну сторону, девочки – по другую. И только по прошествии часа-полутора кто-то осмелился переступить эту черту.
А в старшей школе senior school у нас уже началось совместное обучение. Честно говоря, мы очень ждали этого момента. Вообще, насколько я знаю, сейчас всё больше и больше британских школ переходит от традиционного раздельного образования к совместному. Так, по-моему, естественнее и лучше для всех.
- Итоги экзаменов A-level и GCSE за 2024 год (август 2024)
- Король Великобритании становится попечителем Ассоциации выпускников школы Гордонстоун (май 2024)
- Пять частных школ Австралии за год тратят на модернизацию столько же, сколько три тысячи государственных школ (май 2024)
- Результаты экзаменов А-level в Англии за 2022 год в инфографике (август 2022)
- На три месяца в Шотландию: пробный триместр в Gordonstoun School (декабрь 2021)
- Образование в условиях ковида. Опыт зарубежных школ и университетов (ноябрь 2021)
- Caterham School: «Ковид научил верить в себя больше, чем прежде» (октябрь 2021)
- Brighton College: «Будущее за интерактивным обучением» (октябрь 2021)
- QE: «Школы научились принимать неординарные решения в сложных ситуациях» (октябрь 2021)
- Sevenoaks School: «Школы открылись, но беспокойство осталось» (октябрь 2021)
- Оценки с натяжкой: бонусная уступка ученикам британских школ на экзаменах-2022 (октябрь 2021)
- Зарубежные школы в эпоху пандемии: как поступать, куда поступить (март 2021)
- «Выдающиеся» британские школы лишены привилегии (ноябрь 2020)
- Итоги учебного года 2020 в Великобритании: рейтингов не будет, оценки оспорены (август 2020)
- A-level-2020: британские школы добиваются пересмотра оценок (август 2020)
- Как уменьшить сегодняшние риски при обучении за рубежом? (сентябрь 2019)
- Обучение в Британии: как попасть в школу-пансион на пробный триместр (август 2019)
- Лорд Бейкер: 10 ошибок в нашей образовательной системе (ноябрь 2018)
- Влиятельный тори Лорд Бейкер критикует A-levels (ноябрь 2018)
- От школьных будней в Gordonstoun до бала Trinity May (ноябрь 2018)
- Письмо директора школы Rugby к родителям учеников (август 2018)
- Частные школы отговаривают учеников от университетов (август 2017)
- Высшая оценка на экзаменах GCSE будет ставиться реже (август 2017)
- Зачем ученику сильной школы допобразование? (август 2017)
- Выбрать школу – как собрать пазл (январь 2017)
- Школы в Великобритании: чуть выше среднего? (декабрь 2016)
- Как не ошибиться с выбором школы? (сентябрь 2016)
- Британские выпускники–2016 в зеркале статистики (август 2016)
- Школа выбора (август 2016)
- Можно ли ориентироваться на рейтинг школ? (май 2016)
- Как выбрать подходящую школу для своего ребёнка (ноябрь 2015)
- Новые британские частные школы: как стать лучшими (ноябрь 2015)
- Эволюция британских школ-пансионов (октябрь 2015)
- Как топовые частные школы тратят свои деньги? (июль 2015)
- Новые особенности образования за рубежом (сентябрь 2015)
- Обучение в России vs обучение за рубежом: мнения компетентных экспертов (2014-2022)
- Результаты GCSE вызовут шок у школ, пытающихся манипулировать рейтингом (август 2014)
- Насколько важны оценки GCSE при поступлении в университет? (август 2014)
- Ответы заместителя директора британской школы-пансиона Caterham (июнь 2014)
- Интервью директора по маркетингу школы-пансиона Oundle School (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College ИТАР-ТАСС (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College (май 2014)
- Malvern St James - как стать лучшими (апрель 2014)
- Учат жить! (сентябрь 2013)
- Перепроверка, пересдача или просто поразмыслить? (август 2013)
- Используй шанс: найди курс и университет, которые тебе подходят (август 2013)
- Студенты выбирают всё более сложные предметы в погоне за местом в университете (август 2013)
- Три “B” - провал экзаменов “A-level”? & Дислексия - не помеха для Кембриджа (август 2013)
- Британские выпускники в зеркале статистики (август 2013)
- Экзаменационная реформа (апрель 2013)
- GCSE позади. Что дальше? (август 2011)
- Языковые барьеры и начало конца инфляции оценок (август 2011)
- Английская премьер-лига (апрель 2011)
- Классика образования (март 2011)
- Верная дорога (октябрь 2010)
- Лучшие частные школы мира: Швейцария (октябрь 2009)
- Путешествие по школам с правым рулём (2009)
- Рейтинги британских школ: прошлое, настоящее, будущее (январь 2009)
- Европейское образование (2008)
- Эссе о воспитании (май 2008)
- Любовь к спорту со школьной скамьи (октябрь 2007)
- Готовность № 1 (октябрь 2007)
- На взлётной полосе (май 2007)
- Краткий обзор британских и швейцарских школ-пансионов (октябрь 2006)
- Британский дух как кредо (март 2006)
- Где немыслима насмешка (февраль 2006)
- Школа, которая гордится своими выпускниками (декабрь 2005)
- К решению учиться за рубежом надо подходить с большой ответственностью (ноябрь 2005)
- Среднее образование в Великобритании: особенности и преимущества (октябрь 2005)
- Рынок зарубежных образовательных услуг: динамика развития и перспективы (октябрь 2005)
- Среднее заграничное (сентябрь 2005)
- Кузница джентльменов и леди (сентябрь 2005)
- GCSE теряет способность выявлять таланты (сентябрь 2005)
- Британский Cтиль (май 2005)
- It’s more than you think (март 2005)
- Лучшие школы (февраль-март 2005)
- Правильный выбор школы - главная составляющая успеха (2005)
- Путёвка в другую жизнь (сентябрь 2004)
- Британия без сантиментов (март 2004)
- Парта в духе Альп (февраль 2004)
- За вид на Альпы придётся доплатить (январь 2004)
- Ступень. Степень (октябрь 2003)
- Краткий путеводитель по школам и колледжам Британии (июнь-октябрь 2003)
- Как найти в Великобритании самую лучшую школу (май 2002)
- Объявлен джентльменский набор (2001-2002)
- Альтернатива с вековыми устоями (октябрь 2000)
- О девочках мы как-то не думали (май 2000)
- Как не стать дилетантом (апрель 2000)
- День красного носа (1999)
- Чисто английское образование (октябрь 1998)
- Инвестиции в будущее (март 1998)
- Учёба в Англии (1997-2000)
- Англия – райские яблоки просвещения (1996)
- За крепостными стенами. Зимний Оксфорд (1995)
- Инкубаторы британской элиты (1994)
- Учёба в Англии. Почём фунт лиха