На три месяца в Шотландию: пробный триместр в Gordonstoun School (декабрь 2021)
Личный опыт российских учениц. Интервью провела и записала журналист Елена Коптелова.
Gordonstoun School, расположенная на побережье Шотландии, стоит особняком среди британских частных школ-пансионов. В ней училось три поколения королевской династии Великобритании, включая герцога Эдинбургского, принца Филиппа, и его сыновей, принца Чарльза и Эндрю. У школы особый подход к обучению и уникальная программа, включающая, кроме академической составляющей, физическую закалку, навыки спасения в экстремальных ситуациях и воспитание социальной ответственности.
Gordonstoun School принимает на учёбу как британцев, так и иностранцев. Последние составляют примерно треть от всех учеников. С недавних пор они могут приехать в школу и на краткосрочную программу пробного триместра. Что это за программа и что она даёт, мы расспросили трёх школьниц из России, которые весной 2021 года провели 3 месяца в Gordonstoun School.
Самой младшей, Милане Негметулиной, на тот момент было 13 лет и она попала в 8 класс, сёстрам Марии и Ксении Махонько – по 15 и 17 лет соответственно, они учились в 10 и 12 классе. Напомним, что полный курс средней школы в Британии длится 13 лет, в конце 11 класса сдаются экзамены на сертификат об общем среднем образовании GCSE, последние два года, 12-13 классы, посвящены подготовке в университет и сдаче экзаменов продвинутого уровня A-level.
- Расскажите, как вы оказались на программе «Пробный триместр» в Шотландии?
Ксения: Первой на эту программу поехала Маша, ещё в 2019 году. А этой весной мы отправились туда снова, уже втроём. О возможности учиться в течение триместра в школе Gordonstoun School мы узнали от нашей тёти, а она, в свою очередь, – от компании «Альбион». Чтобы участвовать в программе, надо было пройти отборочное тестирование и собеседование. Это обязательное условие поступления в Gordonstoun School, не важно, как долго ты там будешь учиться.
Мы начали готовиться, прежде всего по английскому языку. Из «Альбиона» нам присылали пробные экзаменационные работы, которые надо было пройти за определённое время. Поскольку до этого я несколько лет подряд ездила в летние школы в Англию и у меня хороший преподаватель по английскому, с языковым тестом я справилась легко. Собеседование тоже не вызвало особых затруднений: мы общались с директором школы через Zoom, он задавал вопросы об учёбе и хобби.
Мария: Когда я поступала на пробный триместр в первый раз, до ковида, всё проходило немного иначе, чем сейчас. Было больше документов и вступительных испытаний. Надо было не только пройти тестирование, но и написать сочинение. Это было очень волнительно, непонятно и казалось сложным.
Я начала готовиться где-то за месяц. Почти каждый день мне приходил новый пробный тест из «Альбиона» по всем предметам, которые предстояло сдавать, а это – английский, математика и естествознание. Мне советовали, на что обратить внимание и как правильно проходить тест. Это очень помогло.
Милана: Я могу только добавить, что, кроме английского, математики и естественных наук, у меня был ещё тест на общие познавательные способности (CAT4, позволяет оценить сильные и слабые стороны ученика и дать прогноз его успеваемости – Прим. автора). Собеседование, как и девочкам, мне не показалось сложным. Надо было рассказать о себе, своих успехах и увлечениях.
- А что вас ждало в школе? Как проходила адаптация ко всему новому в чужой стране? Общаться и учиться было так же легко, как на собеседовании?
Ксения: Я попала в предвыпускной класс, где идёт подготовка к сдаче итоговых экзаменов A-level. Мне надо было выбрать 4 предмета – ими стали английский, испанский, физкультура и биология. Сначала я вообще мало что понимала: мы приехали к концу учебного года, и к этому времени большая часть программы была пройдена. Поэтому было сложно наверстать и включиться в учебный процесс. Нелегко давался даже английский язык, хотя я считала, что знаю его хорошо. Нужно было сравнивать и анализировать тексты, чего я никогда не делала в своей школе. Одноклассников тоже не всегда понимала. Но недели через две-три я привыкла и стало легче.
В целом же, я довольно быстро адаптировалась в новой среде и нашла друзей.
Мария: Мне тоже было непросто из-за того, что мы приехали на последний триместр, под конец учебного года. В моём классе как раз шло повторение программы первых двух триместров и подготовка к промежуточным экзаменам GCSE. В результате мне пришлось не повторять, а изучать то, что я до этого не проходила в своей школе.
Хорошо, что в Гордонстоун мне уже было многое знакомо, ведь я приехала туда второй раз – и друзья остались с первой поездки, и шотландский акцент уже не казался таким непонятным.
Мне понравились школьные правила: они, вроде, не слишком строгие, но обязывающие. Большинство учеников старается их придерживаться – никому не хочется получить дисквалификацию и выпасть из школьной жизни на несколько дней. Чтут в школе и местные традиции – по особым случаям ученики носят килты и играют на волынке.
Милана: Я готовилась к тому, что в шотландской школе всё будет по-другому, чем дома. Мне наверное было немного проще, чем другим девочкам: в моём восьмом классе подготовки к экзаменам не было, учёба шла как обычно. Но учиться на английском поначалу было нелегко. Я боялась общаться с одноклассниками, задавать вопросы учителям – опасалась сделать ошибку и не понять ответ. Боязнь прошла примерно через две недели.
Особенности Gordonstoun School
Основатель школы, немецкий философ Курт Ханн, был приверженцем принципов «идеального государства» Платона. Во многом эти идеи воплотились и в созданной им школе: у каждого ученика есть свои обязанности и своё место в школьной иерархии, но и равные возможности. Школьный девиз – «Ты можешь больше, чем думаешь». В том, что это действительно так, ученики убеждаются на практике, учась преодолевать себя и внешние трудности.
- Как строится день в школе-пансионе? И чем британская школа отличается от российской?
Ксения: Главное отличие британской школы от российской – это то, что в старших классах изучается всего 3-4 предмета. Из-за этого учиться легче. По большому счёту, я не заметила особой разницы в программах: многие предметы преподаются так же, как у нас, только в России некоторые темы изучаются иначе, чем в Британии.
В школе-пансионе вся жизнь проходит в одном месте, в кампусе. Старшеклассники живут в отдельных комнатах. К сожалению, из-за коронавируса общение между пансионерами было ограничено. Хотя соревнования, в основном спортивные, всё равно проводились.
По утрам мы просыпались, шли на завтрак, потом на уроки. До обеда было 3-4 урока, а после него мог быть ещё один урок или кружки и проекты, например, очищали от мусора береговую линию. Входил в программу и спорт - теннис, волейбол, плавание.
Мария: В 10-м классе у нас было 5-6 уроков в день, потом – спорт и развлечения. Мы играли в крикет, теннис, волейбол, занимались скалолазанием и плаванием. Один раз в две недели ездили в город за покупками.
Первый раз, когда я приехала в Гордонстоун, меня поселили в пансионе в большой комнате на 6-7 человек. Сначала я стеснялась общаться с соседками, в основном из-за английского, но потом освоилась.
Мне тоже показалось, что школьная программа сильно не отличалась, если не считать, что все предметы изучались на английском. А вот после уроков в британской школе предлагается много дополнительных занятий, чего обычно нет в российской школе. Ещё разница наверное в том, что большой упор делается на спорт и искусство.
Милана: Мы вставали в семь утра, нам давалось 15 минут на сборы, потом - завтрак, после завтрака – собрание о планах на день. Дальше начинались уроки и длились до 17:30, если считать вместе с кружками и спортом. После ужина выделялось время на домашнюю работу, и лишь потом можно было немного расслабиться и заняться своими делами. На этот короткий промежуток нам возвращали телефоны, всё остальное время ими пользоваться было нельзя.
В британской школе очень много спортивных занятий, и они отличаются от того, что происходит у нас на физкультуре. Например, они обязательно заканчиваются соревнованием, победители получали разные бонусы и призы.
Предметы тоже преподавались по-другому. Литературы в младших классах, как в наших школах, нет. Мы просто в свободное время читали взятые в библиотеке книги, причём сами решали, какие. Программа по математике мне показалась более лёгкой. Химия начинает изучаться гораздо раньше, и мои одноклассники в Гордонстоун уже знали то, что у нас проходят в 9 классе. По физике много экспериментов, более сложных и опасных, но учеников подробно инструктируют по технике безопасности.
Особенности Gordonstoun School
Школа самостоятельно определяет свою политику, её главный принцип – образование должно быть всесторонним. У Gordonstoun School есть собственная флотилия, включающая океанскую 80-футовую яхту Ocean Spirit of Moray, все ученики, начиная с восьмилетнего возраста, обязательно отправляются в учебные плавания в качестве помощников судовой команды. Точно так же абсолютно все участвуют в походах и ходят в горы. Обязательными являются и тренинги по оказанию первой помощи, спасению в экстремальных ситуациях, а также социальные проекты.
В школе считают, что всё это помогает ребёнку учиться, ведь он развивается как личность, раскрывает свои лучшие качества, учится управлять временем, распределять силы и задействовать внутренние резервы.
- Вы пробыли в школе Gordonstoun School всего три месяца. Как вы оцениваете пользу от программы «Пробный триместр»? Что даёт такое обучение за рубежом?
Ксения: Для меня главная польза – английский язык. Это лучший способ вывести его на новый уровень, сопоставимый с носителями языка. Я планирую стать переводчиком, поэтому поездка на пробный триместр в британскую школу – очень ценный опыт.
Мария: Я хочу стать военным медиком, и свободное владение английским языком очень пригодится в моей профессии. После такой поездки кардинально меняется круг общения и люди, которые тебя окружают. Для меня это ещё и опыт преодоления себя и интеграции в новую среду, тоже очень полезный для будущей жизни.
Милана: Мне тоже интересна профессия военного врача, и я согласна, что английский язык, как и сам факт обучения в британской школе, может стать нашим конкурентным преимуществом. Это может помочь как сейчас, пока мы ещё учимся, например, в олимпиадах, конкурсах, так и в будущем.
- Итоги экзаменов A-level и GCSE за 2024 год (август 2024)
- Король Великобритании становится попечителем Ассоциации выпускников школы Гордонстоун (май 2024)
- Пять частных школ Австралии за год тратят на модернизацию столько же, сколько три тысячи государственных школ (май 2024)
- Результаты экзаменов А-level в Англии за 2022 год в инфографике (август 2022)
- На три месяца в Шотландию: пробный триместр в Gordonstoun School (декабрь 2021)
- Образование в условиях ковида. Опыт зарубежных школ и университетов (ноябрь 2021)
- Caterham School: «Ковид научил верить в себя больше, чем прежде» (октябрь 2021)
- Brighton College: «Будущее за интерактивным обучением» (октябрь 2021)
- QE: «Школы научились принимать неординарные решения в сложных ситуациях» (октябрь 2021)
- Sevenoaks School: «Школы открылись, но беспокойство осталось» (октябрь 2021)
- Оценки с натяжкой: бонусная уступка ученикам британских школ на экзаменах-2022 (октябрь 2021)
- Зарубежные школы в эпоху пандемии: как поступать, куда поступить (март 2021)
- «Выдающиеся» британские школы лишены привилегии (ноябрь 2020)
- Итоги учебного года 2020 в Великобритании: рейтингов не будет, оценки оспорены (август 2020)
- A-level-2020: британские школы добиваются пересмотра оценок (август 2020)
- Как уменьшить сегодняшние риски при обучении за рубежом? (сентябрь 2019)
- Обучение в Британии: как попасть в школу-пансион на пробный триместр (август 2019)
- Лорд Бейкер: 10 ошибок в нашей образовательной системе (ноябрь 2018)
- Влиятельный тори Лорд Бейкер критикует A-levels (ноябрь 2018)
- От школьных будней в Gordonstoun до бала Trinity May (ноябрь 2018)
- Письмо директора школы Rugby к родителям учеников (август 2018)
- Частные школы отговаривают учеников от университетов (август 2017)
- Высшая оценка на экзаменах GCSE будет ставиться реже (август 2017)
- Зачем ученику сильной школы допобразование? (август 2017)
- Выбрать школу – как собрать пазл (январь 2017)
- Школы в Великобритании: чуть выше среднего? (декабрь 2016)
- Как не ошибиться с выбором школы? (сентябрь 2016)
- Британские выпускники–2016 в зеркале статистики (август 2016)
- Школа выбора (август 2016)
- Можно ли ориентироваться на рейтинг школ? (май 2016)
- Как выбрать подходящую школу для своего ребёнка (ноябрь 2015)
- Новые британские частные школы: как стать лучшими (ноябрь 2015)
- Эволюция британских школ-пансионов (октябрь 2015)
- Как топовые частные школы тратят свои деньги? (июль 2015)
- Новые особенности образования за рубежом (сентябрь 2015)
- Обучение в России vs обучение за рубежом: мнения компетентных экспертов (2014-2022)
- Результаты GCSE вызовут шок у школ, пытающихся манипулировать рейтингом (август 2014)
- Насколько важны оценки GCSE при поступлении в университет? (август 2014)
- Ответы заместителя директора британской школы-пансиона Caterham (июнь 2014)
- Интервью директора по маркетингу школы-пансиона Oundle School (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College ИТАР-ТАСС (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College (май 2014)
- Malvern St James - как стать лучшими (апрель 2014)
- Учат жить! (сентябрь 2013)
- Перепроверка, пересдача или просто поразмыслить? (август 2013)
- Используй шанс: найди курс и университет, которые тебе подходят (август 2013)
- Студенты выбирают всё более сложные предметы в погоне за местом в университете (август 2013)
- Три “B” - провал экзаменов “A-level”? & Дислексия - не помеха для Кембриджа (август 2013)
- Британские выпускники в зеркале статистики (август 2013)
- Экзаменационная реформа (апрель 2013)
- GCSE позади. Что дальше? (август 2011)
- Языковые барьеры и начало конца инфляции оценок (август 2011)
- Английская премьер-лига (апрель 2011)
- Классика образования (март 2011)
- Верная дорога (октябрь 2010)
- Лучшие частные школы мира: Швейцария (октябрь 2009)
- Путешествие по школам с правым рулём (2009)
- Рейтинги британских школ: прошлое, настоящее, будущее (январь 2009)
- Европейское образование (2008)
- Эссе о воспитании (май 2008)
- Любовь к спорту со школьной скамьи (октябрь 2007)
- Готовность № 1 (октябрь 2007)
- На взлётной полосе (май 2007)
- Краткий обзор британских и швейцарских школ-пансионов (октябрь 2006)
- Британский дух как кредо (март 2006)
- Где немыслима насмешка (февраль 2006)
- Школа, которая гордится своими выпускниками (декабрь 2005)
- К решению учиться за рубежом надо подходить с большой ответственностью (ноябрь 2005)
- Среднее образование в Великобритании: особенности и преимущества (октябрь 2005)
- Рынок зарубежных образовательных услуг: динамика развития и перспективы (октябрь 2005)
- Среднее заграничное (сентябрь 2005)
- Кузница джентльменов и леди (сентябрь 2005)
- GCSE теряет способность выявлять таланты (сентябрь 2005)
- Британский Cтиль (май 2005)
- It’s more than you think (март 2005)
- Лучшие школы (февраль-март 2005)
- Правильный выбор школы - главная составляющая успеха (2005)
- Путёвка в другую жизнь (сентябрь 2004)
- Британия без сантиментов (март 2004)
- Парта в духе Альп (февраль 2004)
- За вид на Альпы придётся доплатить (январь 2004)
- Ступень. Степень (октябрь 2003)
- Краткий путеводитель по школам и колледжам Британии (июнь-октябрь 2003)
- Как найти в Великобритании самую лучшую школу (май 2002)
- Объявлен джентльменский набор (2001-2002)
- Альтернатива с вековыми устоями (октябрь 2000)
- О девочках мы как-то не думали (май 2000)
- Как не стать дилетантом (апрель 2000)
- День красного носа (1999)
- Чисто английское образование (октябрь 1998)
- Инвестиции в будущее (март 1998)
- Учёба в Англии (1997-2000)
- Англия – райские яблоки просвещения (1996)
- За крепостными стенами. Зимний Оксфорд (1995)
- Инкубаторы британской элиты (1994)
- Учёба в Англии. Почём фунт лиха