Британский дух как кредо (март 2006)
Журнал "Домовой", №3 2006 г.
Ася Штейн
Когда в 1572 году королева Елизавета основала закрытую школу-пансион Harrow для мальчиков из привилегированных семей, она вряд ли подозревала, что спустя столетия эта школа, как и вся британская система элитарного частного образования займёт почётное место в ряду непреходящих ценностей туманного Альбиона наравне с парламентом, вечнозелёными газонами и правосторонним уличным движением.
Если есть в этом мире яркий пример уважительной преемственности - так это именно британская система образования. Хотя содержание и методы обучения с веками, конечно же, изменились, базовые принципы, заложенные в те далёкие времена, чтутся и по сию пору. Пожалуй, именно это сочетание непрерывной многовековой традиции с постоянным обновлением и сделало британские школы одними из наиболее авторитетных и уважаемых в мире.
Ступени академической лестницы
Для непосвящённого система британского образования кажется сложной. Во многих отношениях она просто сильно отличается от российской диаметрально противоположно.
Обязательное образование начинается гораздо раньше, чем это принято у нас. Первая ступень, Pre-preparatory предназначена для малышей начиная с 5 лет. Помимо обязательных предметов (английского и математики) крошечные леди и джентльмены изучают, по выбору родителей, историю, географию, музыку, искусство, делают первые шаги в естествознании.
К следующей ступени – Primary (или Preparatory) School – ученики переходят в восемь лет. К базовым предметам добавляются основы физики, химии и биологии. И пусть формул пока ещё нет, маленькие исследователи постепенно накапливают эмпирический лабораторный опыт, к которому, увы, их российские сверстники приобщаются лишь через несколько лет. Но название этой ступени – подготовительная школа – говорит само за себя: это только вступление к серьёзной учёбе, которая начнётся позже, в 11 лет, когда ребёнок перейдёт в Seсоndary School. Поначалу в программу входят все основные предметы школьного цикла и масса дополнительных дисциплин на любой вкус. Но в 14 лет юному англичанину предстоит сделать серьёзный выбор и остановиться на 5–10 дисциплинах, которые он будет сдавать в 16 лет на своём первом серьёзном испытании - экзаменах на сертификат о среднем образовании – General Certificate of Secondary Education, GCSE.
Для поступления в университет обладатель сертификата GCSE должен проучиться в школе ещё два года и в 18 лет сдать самые важные экзамены – A-level. От их результатов зависит дальнейшая судьба абитуриента: чем престижнее университет, тем жёстче требования к результатам выпускных экзаменов.
На стадии подготовки к сдаче A-level ученики чаще всего выбирают 3 «профильных» предмета для углублённого двухлетнего изучения – это уровень А, и 2 предмета, которые будут входить в их расписание лишь один год (уровень Аs). В принципе, можно выбрать и большее количество предметов. Обычно выбранные предметы связаны со специальностью, которую будущие абитуриенты планируют изучать в университете.
Три кита британского образования
В Великобритании более двух с половиной тысяч частных школ, и в каждой вам с гордостью расскажут о неповторимых традициях и уникальных особенностях. Но всё же есть и общие принципы, которые свято соблюдаются везде.
Во-первых, высочайший уровень академической подготовки. Диапазон предметов весьма широк: языки, литература – английская и всемирная; история и искусствоведение, математика и физика; химия и биология, география и геология, компьютерные технологии и психология; философия и экономика; живопись и дизайн.
Учебные группы совсем маленькие – не больше 10–15 человек, поэтому педагоги имеют возможность уделить каждому ученику повышенное внимание.
В отличие, скажем, от Швейцарии, где к каждому ученику будут искать индивидуальный подход и никогда не станут принуждать учиться тому, что ему не нравится, в британских школах железная дисциплина, выдержать которую нашим детям, привыкшим к вольнице российских школ, прямо скажем, непросто. Учебный день насыщен до предела, от домашних заданий отлынивать не удастся: в некоторых школах на время, отведённое для самостоятельных занятий, корпус просто-напросто запирают на кодовый замок, пароль к которому известен только воспитателю.
«Раньше я просто не представлял себе, что можно столько учиться, – признаётся четырнадцатилетний Миша. – О том, чтобы не приготовить уроков или списать, не может быть и речи. Я один раз попросил у одноклассника дать мне списать задачку, так он вообще не понял, что я имею в виду!»
Развитию творческих способностей уделяется не меньше внимания и времени, чем учёбе. Особенно – театру.
«Мне всегда нравился театр, – делится воспоминаниями шестнадцатилетняя Надя, – я и дома занималась в драмкружке. Но здесь всё совсем по-другому. Сцена, гримёрные, мастерские - всё как в профессиональном театре. С нами занимаются, как со взрослыми актёрами: и мастерством, и сценической речью, и движением. Даже и не думала, что это так классно! Благодаря театру я стала всерьёз изучать историю драмы и думаю продолжить заниматься этим в университете».
Со времён Елизаветы Английской музыка занимает существенное место в жизни каждого ученика британской частной школы. За время обучения едва ли не каждый овладевает игрой на одном или даже нескольких музыкальных инструментах, а самые талантливые играют в национальных оркестрах. Блестящей музыкальной подготовкой славится, например, Dean Close School. Помимо превосходного оркестра здесь есть прекрасный церковный хор, нередко выступающий на BBC. Ну и, конечно же, британская школа – это спорт, спорт и ещё раз спорт.
Англичане справедливо считают, что спортивная борьба формирует сильный характер, поэтому к занятиям спортом предъявляются очень серьёзные требования, сопоставимые с теми, которые существуют в российских спортивных школах: регулярные тренировки, сдача нормативов и участие в соревнованиях. Кубками и медалями здесь гордятся не меньше, чем грамотой, жалованной королём Джеймсом.
Идеология аскетизма
Несмотря на роскошь старинной архитектуры академических городков, условия жизни в британских школах-пансионах нередко суровы. Причём послабления не предусмотрены ни для наследных принцев, ни для детей нефтяных магнатов. Никаких личных апартаментов: младшие спят в больших спальнях по пять-десять человек (считается, что это приучает к духу коллективизма). И лишь начиная с шестнадцати лет ученики получают возможность жить в комнатах по одному – по двое. Общая душевая и туалет – на этаже.
Во всех школах обязательна форма, в некоторых девушкам запрещено пользоваться косметикой и украшениями, делать сложные прически. Пойманных на курении на территории школы, прежде чем отчислить, пару раз предупредят, за употребление алкоголя или участие в драке выгонят безо всяких сантиментов. Забавно, что при этом во многих школах старшеклассникам абсолютно легально разрешается пить пиво в близлежащем пабе. Правда, в строго дозированном количестве, по специальным талончикам.
Хотя телесные наказания уже давно отменены (в память о них в некоторых старинных школах сохранили в качестве дизайна пучки розг), система наказаний, достаточно изощрённых и чисто британских, по-прежнему существует.
«Как-то раз, когда мне было лет пятнадцать, – вспоминает Никита, студент Оксфорда, – меня застукали с сигаретой. Никто не кричал, не угрожал. Меня просто посадили в классе и велели написать на десяти листах «Я знаю, что курение вредит моему здоровью», а потом отправили это сочинение родителям».
Ранний старт – залог успеха
Чаще всего учёбу за границей начинают в 11–12 лет, то есть в Seсоndary School. Но кое-кто отваживается отправить детей и в 8-9 лет. С академической точки зрения это вполне оправданно: именно с этого момента как раз и начинается серьёзное расхождение в российской и британской системе образования.
Конечно, дети первое время тоскуют по дому, чувствуют себя неуютно, но, как показывает опыт, довольно быстро адаптируются и полностью принимают предложенные правила игры. Подростки же, привыкшие к совершенно иной системе обучения и стилю отношений, гораздо болезненнее адаптируются, нередко воспринимают жизнь в пансионе как «ссылку», им приходится не только ликвидировать пробелы в образовании, но и менять свое отношение к учёбе.
Тем не менее, если ваше чадо большую часть школьных лет проучилось на родине, это ещё не значит, что путь в британское образование для него закрыт. Альтернатива традиционным британским школам – международные колледжи (например - Concord College, Sherborne International College, Brook House College). В отличие от классических пансионов, ориентированных в первую очередь на британцев, эти школы специализируются именно на предуниверситетской подготовке иностранных учащихся. В зависимости от поставленных задач и степени подготовленности можно выбрать один из трёх вариантов обучения.
- Национальная британская программа A-level. Как и в традиционной школе, обучение длится два года.
- Престижная, но весьма сложная двухлетняя программа International Baccalaureate (IB) (её предлагает, в частности, международный колледж St Clare's в Оксфорде). Диплом IB даёт право поступать в лучшие университеты, включая Оксфорд и Кембридж в Великобритании, Гарвард, Йель и Принстон в США.
- Годичный курс University Foundation, который длится всего 30–36 недель. Правда, круг возможностей для продолжения образования после University Foundation заметно сужается. К примеру, невозможно поступить на медицинский факультет, да и в самые престижные университеты поступить не удастся.
Март – время поторопиться
Поскольку квота для иностранцев в британских частных школах очень невелика, а популярность британского образования неуклонно растёт, начинать думать о поступлении стоит минимум за полгода: к концу марта все места, как правило, уже предварительно забронированы, и запись ведётся уже только в лист ожидания. После бронирования места необходимо пройти вступительные экзамены: как правило, это письменные работы по английскому языку, и математике, в высокорейтинговых школах могут предложить дополнительно тест по физике, химии, биологии и тест на интеллектуальное развитие.
В большинстве случаев вступительные экзамены проводятся на территории школы, хотя иногда можно сдать экзамен в офисе образовательных компаний, например, агентства «Альбион» или в представительстве Британского совета.
Перед выбором
Сегодня, когда цены на учёбу в Швейцарии и Великобритании практически сравнялись, многие родители стоят перед выбором, что предпочесть? Несомненным плюсом швейцарских школ считается бытовой и психологический комфорт, менее строгие требования к начальному уровню подготовки, возможность легко изучить сразу несколько иностранных языков. Но опыт показывает, что результаты экзаменов выпускников швейцарских школ несколько ниже, а значит, у них и меньше шансов поступить в престижные британские университеты.
Итак, если вы мечтаете, чтобы ваш ребёнок научился не только говорить, но и думать, и чувствовать как истинный британец, вырос целеустремленным и уверенным в себе человеком, частная британская школа – это то, что вам нужно.
- Итоги экзаменов A-level и GCSE за 2024 год (август 2024)
- Король Великобритании становится попечителем Ассоциации выпускников школы Гордонстоун (май 2024)
- Пять частных школ Австралии за год тратят на модернизацию столько же, сколько три тысячи государственных школ (май 2024)
- Результаты экзаменов А-level в Англии за 2022 год в инфографике (август 2022)
- На три месяца в Шотландию: пробный триместр в Gordonstoun School (декабрь 2021)
- Образование в условиях ковида. Опыт зарубежных школ и университетов (ноябрь 2021)
- Caterham School: «Ковид научил верить в себя больше, чем прежде» (октябрь 2021)
- Brighton College: «Будущее за интерактивным обучением» (октябрь 2021)
- QE: «Школы научились принимать неординарные решения в сложных ситуациях» (октябрь 2021)
- Sevenoaks School: «Школы открылись, но беспокойство осталось» (октябрь 2021)
- Оценки с натяжкой: бонусная уступка ученикам британских школ на экзаменах-2022 (октябрь 2021)
- Зарубежные школы в эпоху пандемии: как поступать, куда поступить (март 2021)
- «Выдающиеся» британские школы лишены привилегии (ноябрь 2020)
- Итоги учебного года 2020 в Великобритании: рейтингов не будет, оценки оспорены (август 2020)
- A-level-2020: британские школы добиваются пересмотра оценок (август 2020)
- Как уменьшить сегодняшние риски при обучении за рубежом? (сентябрь 2019)
- Обучение в Британии: как попасть в школу-пансион на пробный триместр (август 2019)
- Лорд Бейкер: 10 ошибок в нашей образовательной системе (ноябрь 2018)
- Влиятельный тори Лорд Бейкер критикует A-levels (ноябрь 2018)
- От школьных будней в Gordonstoun до бала Trinity May (ноябрь 2018)
- Письмо директора школы Rugby к родителям учеников (август 2018)
- Частные школы отговаривают учеников от университетов (август 2017)
- Высшая оценка на экзаменах GCSE будет ставиться реже (август 2017)
- Зачем ученику сильной школы допобразование? (август 2017)
- Выбрать школу – как собрать пазл (январь 2017)
- Школы в Великобритании: чуть выше среднего? (декабрь 2016)
- Как не ошибиться с выбором школы? (сентябрь 2016)
- Британские выпускники–2016 в зеркале статистики (август 2016)
- Школа выбора (август 2016)
- Можно ли ориентироваться на рейтинг школ? (май 2016)
- Как выбрать подходящую школу для своего ребёнка (ноябрь 2015)
- Новые британские частные школы: как стать лучшими (ноябрь 2015)
- Эволюция британских школ-пансионов (октябрь 2015)
- Как топовые частные школы тратят свои деньги? (июль 2015)
- Новые особенности образования за рубежом (сентябрь 2015)
- Обучение в России vs обучение за рубежом: мнения компетентных экспертов (2014-2022)
- Результаты GCSE вызовут шок у школ, пытающихся манипулировать рейтингом (август 2014)
- Насколько важны оценки GCSE при поступлении в университет? (август 2014)
- Ответы заместителя директора британской школы-пансиона Caterham (июнь 2014)
- Интервью директора по маркетингу школы-пансиона Oundle School (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College ИТАР-ТАСС (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College (май 2014)
- Malvern St James - как стать лучшими (апрель 2014)
- Учат жить! (сентябрь 2013)
- Перепроверка, пересдача или просто поразмыслить? (август 2013)
- Используй шанс: найди курс и университет, которые тебе подходят (август 2013)
- Студенты выбирают всё более сложные предметы в погоне за местом в университете (август 2013)
- Три “B” - провал экзаменов “A-level”? & Дислексия - не помеха для Кембриджа (август 2013)
- Британские выпускники в зеркале статистики (август 2013)
- Экзаменационная реформа (апрель 2013)
- GCSE позади. Что дальше? (август 2011)
- Языковые барьеры и начало конца инфляции оценок (август 2011)
- Английская премьер-лига (апрель 2011)
- Классика образования (март 2011)
- Верная дорога (октябрь 2010)
- Лучшие частные школы мира: Швейцария (октябрь 2009)
- Путешествие по школам с правым рулём (2009)
- Рейтинги британских школ: прошлое, настоящее, будущее (январь 2009)
- Европейское образование (2008)
- Эссе о воспитании (май 2008)
- Любовь к спорту со школьной скамьи (октябрь 2007)
- Готовность № 1 (октябрь 2007)
- На взлётной полосе (май 2007)
- Краткий обзор британских и швейцарских школ-пансионов (октябрь 2006)
- Британский дух как кредо (март 2006)
- Где немыслима насмешка (февраль 2006)
- Школа, которая гордится своими выпускниками (декабрь 2005)
- К решению учиться за рубежом надо подходить с большой ответственностью (ноябрь 2005)
- Среднее образование в Великобритании: особенности и преимущества (октябрь 2005)
- Рынок зарубежных образовательных услуг: динамика развития и перспективы (октябрь 2005)
- Среднее заграничное (сентябрь 2005)
- Кузница джентльменов и леди (сентябрь 2005)
- GCSE теряет способность выявлять таланты (сентябрь 2005)
- Британский Cтиль (май 2005)
- It’s more than you think (март 2005)
- Лучшие школы (февраль-март 2005)
- Правильный выбор школы - главная составляющая успеха (2005)
- Путёвка в другую жизнь (сентябрь 2004)
- Британия без сантиментов (март 2004)
- Парта в духе Альп (февраль 2004)
- За вид на Альпы придётся доплатить (январь 2004)
- Ступень. Степень (октябрь 2003)
- Краткий путеводитель по школам и колледжам Британии (июнь-октябрь 2003)
- Как найти в Великобритании самую лучшую школу (май 2002)
- Объявлен джентльменский набор (2001-2002)
- Альтернатива с вековыми устоями (октябрь 2000)
- О девочках мы как-то не думали (май 2000)
- Как не стать дилетантом (апрель 2000)
- День красного носа (1999)
- Чисто английское образование (октябрь 1998)
- Инвестиции в будущее (март 1998)
- Учёба в Англии (1997-2000)
- Англия – райские яблоки просвещения (1996)
- За крепостными стенами. Зимний Оксфорд (1995)
- Инкубаторы британской элиты (1994)
- Учёба в Англии. Почём фунт лиха